Сегодня такие явления как нестандартность, уязвимость, баланс на грани эмоционального срыва позволяют характеризовать внутреннюю и внешнюю проблему одаренной личности. На основе многочисленных исследований ВОЗ определила одаренных детей в группу риска наряду с неблагополучными детьми. Но важным является тот факт, что творческая одаренность не просто проблемна, она конфликтна.
Можно сказать, что творчество – это конфликт между внутреннем и внешнем человека, побуждающий его к поиску нового. Конфликт выступает в качестве стимула для изменений и улучшений. Он способствует подъему креативной энергии и активности, помогает расширить границы видения проблемы, помогает в поиске альтернативных вариантов решений.
Внутри личностные и межличностные конфликты креативных подростков являются амбивалентным (разнонаправленным) явлением. По своим функциям конфликты могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный конфликт приводит к повышению творческой активности и результативности. Негативный конфликт, напротив, характеризуется апатией и низкими учебными показателями [1].
Фундаментом мирового развития является творческая деятельность личности. Творчество, как и все новое в жизни человека, сначала наталкивается на непонимание, отрицание враждебность, потом и критику, пока не разрушатся старые представления и не утвердятся новые. Однако, большой частью общества креативность оценивается не положительно, а чаще воспринимается как вызов или же аномалия. Как правило, чем высшее отклонение от привычных стандартов, тем конфликтнее выглядит творчество.
В своих трудах Ю.А.Клейберг выделял два направления в психологии раскрывающие проблемы творчества. Первое направление было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, особенностей бессознательного творчества (во сне) и т д. В отличие от первого, второе связано с психопотологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола и т д.
Согласно А.Н.Луку «особенность творческой личности – готовность к риску». Это говорит о том, что человек, имеющий много идей, должен иметь смелость и высказать их вслух. Однако человеку приходится принимать решение в условиях неполной информации, что говорит о подверженности риску ошибиться. Если даже нет абсолютных доказательств истинности явлений, «Бесстрашие мысли» как раз и позволяет высказывать догадки. Бездарность и талант - два противоположных явления. Одно добывается спокойствия и уверенности тем, что старается иметь дело лишь с теми заданиями, для которых у нее выработаны устойчивые знания, умения и навыки. В отличие от первого, талант не ограничивает себя одним ремеслом, одной тематикой, одной научной дисциплиной, одним жанром, так как он не боится выйти за рамки привычного. М.А. Абдурахманова, П.Г.Гасанова, Д.М.Даудова, А.А. Цахаева выделяют и такие признаки творческой личности как импульсивность, порывистость и независимость мнений и оценок, свобода мысли и т.д.
К.Г.Юнг писал « У одаренных подростков его душевная наклонность вращается в широком диапазоне противоположностей. К сожалению творческий потенциал может с таким же успехом действовать и деструктивно » [6].
Очень часто у творчески одаренных подростков самооценка противоречит оценке социальной среды, референтной группы, если претензии сталкиваются с невысокими результатами, что приводит к снижению самоуважения и комфорта.
Выше проведенный теоретический анализ рассматриваемой проблемы позволяет нам сделать вывод, что внутриличностные противоречия творческой одаренности являются конфликтогенами. Заниженная или завышенная самооценка, сочетание перфекционизма и безответственности, независимость мышления и поведения приводят к низкой адаптивности в обществе, низкой интеграции в социум, внутренним кризисам. И поэтому решением проблемы конфликта должна стать психологическая работа по управлению внутриличностными конфликтами креативной личности. Подростковый возраст можно рассматривать как конфликтный период взросления ребенка. А конфликт является одной из граней творчества, разнонаправлено влияющей на успешность реализации творческого потенциала, поэтому творческая личность одаренного подростка сложна и неоднозначна. Но далеко не у всех подростков творческий акт протекает легко, а у некоторых даже может сопровождаться «мучительными» состояниями, приводящими к «выгоранию» личности. Хоть и интенсивная интеллектуализация умственного развития подростков позволяет формировать самомотивацию творчества, стимулирующую творческую активность, по функциям внутриличностный конфликт может быть, как позитивным, так и негативным. Сам же конструктивный конфликт способствует повышению творческой активности и результативности, в то время как деструктивный конфликт снижает их. Именно поэтому необходимо мотивировать творческого подростка на неизбежное преодоление трудностей. Следует помнить, что только выходя из зоны комфорта и лени возможен скачок и прорыв. А также немаловажное значение имеют диагностика и анализ, умение эффективно разрешать и адекватно завершать внутренний конфликт. Такие показатели как креативные подростки повысили результативность, возросли их творческая активность, мастерство, самомативация творчества, в общении появился осознанный выбор стратегии сотрудничества, помогают организовать профилактическую работу по разрешению деструктивных внутриличностных конфликтов
Многие ученые (Г.В.Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов) утверждают: « Одна из ярких особенностей подросткового возраста является личная нестабильность, которая проявляется в частых сменах настроения, аффективной « взрывчатости », эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания и физиологическими перестройками» [3].
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение. В.И.Журавлев выделяет три разновидности общительности подростка. Во-первых, это одиночка, «отшельник», испытывающий дискомфорт от контактов с другими подростками. Во-вторых, это парный тип общения, где дружба может иметь направленность как на позитивное, так и на негативное освоение социального опыта. И последнее - подростковое стихийное или организованное группирование, формирующееся по месту учебы, проживания, которое может быть связано с увлечением, досугом и иметь как положительные так и отрицательные интересы.
Креативность очень тесно связана с развитием интеллекта у подростков. В подростковом возрасте осуществляется переход от конкретного мышления к теоретическому, приближаясь к логике мышления взрослого, происходит дальнейшее развитие памяти и восприятия. Именно в этом возрасте связь воображения и абстрактного мышления способствует усилению творческой активности. Многие из подростков начинают сочинять музыку, стихи, прозу, писать картины, рассказы. Как утверждают отечественные ученые, творческое развитие стимулирует поисково–исследовательскую активность, независимое и свободное от стереотипов мышления, легкость и гибкость в оперировании имеющимися знаниями, новой информацией. Подростки любознательны и открыты новому, что усиливает возможности к усвоению знаний, приводит к формированию более широких понятий. А вот недостаточное развитие творческого потенциала учащихся, и в особенности недостаточный опыт творческой деятельности, ведут к ограниченному проявлению самостоятельной активности учащихся, более жесткой их к рамкам, накладываемым ранее усвоенными знаниями. Соответственно это приводит к более медленному и узкому развитию познавательных структур, формирующихся в их опыте.
Очень часто даже у благополучных творчески одаренных детей в подростковом возрасте появляется резкость, грубость, недисциплинированность, нелояльность к требованиям родителей и педагогов. Имеет место и протестное поведение, ломка старых отношений. Поэтому процесс самоутверждения креативных подростков зачастую конфликтогенно. Творчески одаренные подростки, не являясь цельной и зрелой личностью, обычно склонны переоценивать свои силы. Внутренние конфликты этих подростков протекают достаточно бурно и болезненно.
Под внутриличностным конфликтом творчески одаренных подростков понимается эмоционально переживаемое внутреннее противоречие между ценностью и доступностью по отношению к творческой активности и результативности, где «могу, но не хочу» - это низкая самомативация творчества, лень, безволие и апатия, а «хочу, но не могу» - перфекционизм, недостаточный физический, духовный или материальный ресурс. Внутриличностному конфликту также способствует и тонкая психическая организация и слабая социализация креативной личности.
Выделяют две функции внутриличностных конфликтов творчески одаренных подростков: конструктивный, когда конфликт стимулирует творческую результативность, и деструктивными, приводящий к негативным последствиям, таким как лень, апатия. Творческий потенциал может остаться и без реализации, и тогда противоположна направленные интересы триады «У-ТОП-Р» сталкиваются в отношении престижа, признания статуса, лидерства, оценки результативности, авторитета, амбиций. Особое место в разрешении внутриличностных конфликтов творчески одаренных подростков занимает коммуникативная компетентность взрослых: учителей и родителей, направленная на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, учет физического и психологического развития креативных подростков, связь семьи и школы, профилактику внутриличностного конфликта, объективизацию предмета конфликта. У креативных подростков, в отличие от креативных детей, личная ответственность может повышаться. Ключевая система «учитель – родитель » призвана поощрять развитие личной ответственности и направлять подростков к самосовершенствованию и самоактуализации. Будет неправильным сказать, что внутриличностные конфликты не возможно творчески разрешить, но неверное вмешательство может иметь обратный эффект.
Отечественные ученые Д.В.Колесов и И.Ф.Мягков описывают три типа сложившихся отношений родителей и подростков. Первый-это демократический, второй авторитарный и третий «оранжерейный » стиль общения, где конфликтны два последних [4]. Можно выделить еще и четвертый конфликтный тип «гипоопека (равнодушие). Родители, в рамках демократического стиля, воспитывают в подростках разумную самостоятельность, дисциплину и ответственность, формируют взрослую позицию, подкрепляя ее заботой и эмоциональной теплотой. В то время как авторитарные родители осуществляют жесткий контроль во всех сферах жизни и деятельности подростков. Но здесь эмоциональная сфера отношений диады отстраненная и холодная. Так же авторитарная семья формирует детскую позицию у подростка, приводящую либо к открытому неприятию родительского давления, либо к латентному конфликту, выраженному с помощью приспосабливания, избегания прессинга, научению «выживать», «изворачиваться ». Чрезмерно забота тоже отрицательно влияет на воспитание подростков. В такой семье родители формируют социальную пассивность и неумение общаться со сверстниками, растворяясь в интересах подростка, «оранжерейная» семья тормозит творческую активность. Если же говорить о равнодушных родителях, то такие мало интересуются жизнью и делами подростка. А вот гипоопека ставит подростка в позицию отверженного, где взрослые отказываются отвечать за последствия негативных поступков своих детей. Таким подросткам остается одно - конфликтовать, привлекая внимание семьи любыми способами.
Следует отметить, что отношения диады «творчески одаренный подросток-родитель» могут складываться по–разному, но у большинства подростков семейное общение обусловлено уменьшением влияния родителей по сравнению с периодом детства при возрастающей потребности в родительской эмоциональной поддержке. Эти подростки, нуждаясь в родительской любви, стремятся к независимости и самоутверждению, что способствует непониманию, противоречию и конфликту. При этом особенно важно создать референтную группу, ценности которой креативные подростки принимают, на чьи нормы поведения и оценки они ориентируются.
Большая часть родителей креативных подростков – люди образованные и творческие. Поэтому в образовательном учреждении общение триады подростки способны оправдать. Очень часто подростки, чья творческая актуализация затруднена, более конфликтны, чем те, кому учителя и родители помогают раскрыться. Велика ответственность триады «У-ТОП-Р» в диагностике творческой направленности подростка, ее стимуляция и реализации.
В основном конфликт принимает деструктивный характер и характеризуется особой напряженностью, если со стороны взрослых применяются различные формы « нажима», принуждения, психологического и физического насилия. Согласно Д.Г. Левитесу «педагогическое насилие может быть как осознанным, так и неосознанным. К прямому насилию он относит приказания, запреты чтение нотаций, ограничения, принуждение, упреки, навязывание взглядов, ценностей, убеждений, норм поведения, физическое воздействие, подавление инициативы, желаний, стремлений. А косвенное насилие, по его мнению, как осознаваемое, так и неосознаваемое, осуществляется через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и референтную группу. [5]
В целях исследования ситуации можно рассмотретьтри модели конфликтов. Первая модель – это эскалация конфликтов, усугубление положения за счет конфликтогенов, которые постепенно увеличиваются и усиливаются. Предмет конфликта здесь связан с конфликтогенностью, раздражительностью, невротизацией хотя бы одного члена триады. В свою очередь конфликтогенами могут выступать как вербальные средства (содержания общения), так и невербальные средства (жесты, мимика, взгляд, интонация и др). Для этой модели характерно накопление конфликтогенов, переводящее латентную фазу в явную.
Вторая модель - это открытый конфликт. Здесь обязательно возникает конфликтная ситуация, если обучение ведется бессистемно, неясны цели образования, отсутствует связь с современной жизнью теория отделена от практики, нет целостного восприятия учебного материала. Для творчески одаренных подростков характерны предпочтение новизны, обостренная чувствительность, аномальное поведение, резкие спады и подъемы активности, свободамыслие. Это все приводит к тому, что треугольник «У-ТОП-Р», перестает слышать друг друга, наблюдается отсутствие эмпатии, присутствуют манипуляции.
Третья модель – это повторений конфликтных ситуаций. Наиболее часто встречаемые конфлитные ситуации в триаде – это разница во взглядах на обучение и воспитание, различие в возрасте и статусе. Существуют три модели противостояния в триаде.
Учитель – (творчески одаренный подросток + родитель) = ущемление интересов учителя.
Творчески одаренный подросток – (учитель + родитель)= принуждение; «надо учиться».
Родитель– ( учитель + творчески одаренный подросток )= неадекватное поведение родителей.
Результаты проведенного исследования [2] позволяет утверждать, что управление конфликтами осуществляется либо прямо, либо косвенно.
Прямое управление – это непосредственное одностороннее воздействие с использованием тактики авторитарного юминирования. Хотя и такое управление и трансформирует конфликт, но не разрешает его.[8]
Косвенное управление опосредованно воздействует на мотивационную сферу субъектов конфликта, иногда через значимых лиц. Такое неявное управление эффективнее переводит конфликт в конструктивное направление личностного роста и позитивных изменений в межличностной сфере.
Литература
1.Абдурахманова М. А. Методология формирования личности в семье //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребёнка» Махачкала, ДГПУ, 2009 с.67
2.Аминов У.К., Аминова Д.К., Цахаева А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ – 2014.-№3, С. 110-117.
3.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. 2-е изд., перераб. СПб.:Питер,2009.
4.Гаврилова И.Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно- воспитательной работе с творчески одаренными подростками: Монография. М.: ООО «Соверо – Принт», 2011.
5.Гасанова П.Г. Реабилитация детей, пострадавших от семейного насилия. Обеспечение психологической безопасности в экстримальных ситуациях. Материалы Международной научно – практической конференции. ДГУ, РАО 27 – 28 апреля 2010г. Махачкала.
6.Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А,Б, Возрастная психология и психология развития: УЧЕБ. Пособие. М.:Изд-во СГУ, 2013
7.Даудова Д.М. . Агрессия как психологический феномен //Материалы научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии» Выпуск 10.Махачкала ,ДГПУ, 2010г. С.34
8.Ибрагимова Л.А. Проблема конфликтологической подготовки в педагогическом коллективе. // Международная научно-практическая конференция: «Перспективы и пути развития образования в России и в мире» Махачкала 19 дек. 2013 г.
9.Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1996.
10.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Московский институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
11.Цахаева А.А. Правовое самосознание как условие реализации нормативного поведения в условиях вооруженных конфликтов.«Развитие правового сознания в образовательном пространстве» Международная научно-практическая конференция, Махачкала, 2014
12.Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.
13. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36
14.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/Пер. с нем.М.: Канон, 1994.