РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема эмоционального развития личности полицейского является в полицейской психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [2]. Необходимо отметить, что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни полицейского и необходимые интеллектуальные предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией. По существу, концепция Изарда представляет собой биологическую модель развития эмоций, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями. Однако необходимо отметить, что в концепции Изарда предпринимается попытка преодоления ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет: «По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции» [2]. Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера полицейского, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни полицейского.

- первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.

- следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций.

- третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие личности полицейского проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль личности, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным» [3]. Интересной представляется нам теория эмоционального развития М. Люиса. В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоциональная экспрессия, эмоциональное переживание. В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности. Именно таким образом трактовали понятие «эмоциональное переживание» Алексеева, Ф. С. и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина, доказывая его ведущее значение в формировании личности полицейского и проявлении негативных отклонений в этом процессе. [1]. Якобсон, М. Я выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Она выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы личности полицейского:

• умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;

• умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;

• многообразие способов эмоционального реагирования;

• широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;

• интенсивность и глубину переживания;

• уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

• терминологическую оснащенность языка.

Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства [5].

В области изучения эмоционального развития полицейского остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в профессиональной деятельости личности полицейского,что влияет на его результативность. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности полицейского. Таким образом, вопреки мнению некоторых ученых, можно говорить о развитии эмоциональной сферы личности полицейского в онтогенезе.

  1. Алексеева, Ф. С. Формирование эмоциональной сферы человека – будущего профессионала в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ф. С. Алексеева. – Калининград, 2002. – 192 c.

  2. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Просвещение, 1980. – 260 с.

  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

  4. Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Казань, 2005. – 85 с.

  5. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

  6. . Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36

  7. Якобсон, М. Я Эмоциональная жизнь / М. Я. Якобсон. – М.: Педагогика, 1966. – 210 с.

Просмотров работы: 1611