Все имеют представления о памяти, но почти все затрудняются объяснить, что, же это такое. В общем, это способность живых существ сохранять информацию после того, как стимул перестал действовать, и затем воспроизводить ее. Но у нашей памяти имеется множество феноменов и особенностей, которые до сих пор не изучены человечеством. Многие ученые по сей день ломают головы пытаясь изучить их происхождение и их природу.
Человеческий мозг является совершенным устройством, возможности которого не до конца оценены в настоящее время. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман, который придумал используемую и поныне структуру компьютеров, рассчитал количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг. Это количество огромно - около 10 в 20-й бит, т. е. элементарных единиц информации. Такое количество данных не содержат даже крупнейшие библиотеки мира, в которых, кстати, около 20 миллионов книг.
Но это не единственный феномен нашей памяти, также академик Павлов выделил немаловажную особенность - это организация причинно-следственных связей между рефлексами и поведением, биологический детерминизм. Про собачек академика знают даже двоечники. Возможно, потому, что им, как и отличникам, вполне знакомо слюнотечение при запахе чего-то вкусного. Так вот, согласно Павлову, это не что иное, как ассоциативная или условно-рефлекторная память. Каждый человек может на себе проверить этот феномен. Представьте апельсин, и сразу во рту появится вкус сладкого апельсина. Однако и у великих ученых бывают оппоненты. «Антипавловцы» (среди которых тоже были люди не последнего разбора - например, физиологи Бериташвили и Ухтомский) не сводили все поведение животных и человека к биологическому детерминизму. Они считали, что слюни у собачек могут течь не только от запаха сосиски, но и оттого, что собачка мысленно видит образ сосиски.
Следующий немаловажный феномен нашей памяти - это свойство мозга запоминать весьма избирательно, записывается все, но воспроизводится лишь частично. Некоторые психологи утверждают даже, что человек помнит абсолютно все, с чем встречался в жизни: звуки, запахи, места, людей, цифры, обстоятельства, все, что когда-то хотя бы мельком видел и т.п. И в доказательство приводят тот факт, что под гипнозом человек вспоминает гораздо больше, чем помнит по его же собственному мнению. Пример такого гипноза хорошо представлен в фильме «Транс».
Таким образом, «плохая память» есть не что иное, как проблема воспроизведения, а вовсе не «записи» информации. И чаще всего за нарушениями памяти стоит нарушение селективного (избирательного) внимания. Это базисный механизм запоминания - сохранение в памяти того, что интересует меня в данный момент. То есть мы помним многое, но, к сожалению, воспроизводить можем не все.
Но в истории были отмечены люди, которые были способны запомнить и воспроизвести огромное количество информации.
Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.
Гениальный математик Леонард Эйлер удивлял всех феноменальной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти "вслепую" с 30-40 партнерами.
Некто Э. Гаси заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок. Кассир польского футбольного клуба "Гурник" Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба. Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: "Чем кончился матч "Гурника" и "Одра" из Опале четыре года назад?" Ответ последовал моментально: "Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235 тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик...".
Следующий феномен – это дежавю и жамэвю. Слово "дежавю" (в переводе с французского "уже виденное") психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем. Жамэвю напротив - никогда не виденное, состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
И дежавю, и жамэвю многие психиатры называют психическим расстройством, таким как шизофрения или органический психоз, хотя исследования показывают, что дежавю испытывали хотя бы один раз в жизни 97 процентов людей.
Феномен дежавю - явление, очень мало изученное современной наукой, несмотря на то, что впервые термин этот был использован еще в конце XIX века французским психологом Эмилем Буараком. Из этого можно сделать вывод, что это явление начало изучаться еще в те времена.
Дежавю невозможно вызвать искусственно, и именно поэтому научные исследования феномена дежавю были затруднены. Но последние исследования ученых из Америки установили, что за возникновение эффекта дежавю отвечает определенная область головного мозга – гиппокамп, который, как выяснили ученые, отвечает еще и за формирование новой памяти. Именно здесь содержатся специфические белки, ответственные за моментальное распознавание образов. В этом исследовании даже определена структура клеток в головном мозге, которая содержит «своего рода "слепок" проекта любого нового места, в которое мы попадаем».
Для ложной памяти отмечают определенные возрастные промежутки, когда происходит кульминация этого процесса, это возраст - от 16 до 18 лет, т.е. период подросткового возраста, когда человек на все события реагирует остро и драматично, из-за отсутствия опыта он обращается за поддержкой к несуществующему, фиктивному опыту. И от 35 до 40 лет это так называемый кризис среднего возраста, когда человек сожалеет о прошлом, хочет вернуться на несколько лет назад, здесь дежавю выступает как ностальгия, хотя воспоминания являются не настоящими. И также можно отметить что дежавю чаще всего переживают люди в состоянии депрессии, усталости, раздраженности и т.д.
А психиатры классифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляется очень часто и носит характер галлюцинаций. При некоторыҳ заболеваниях головного мозга, например, при эпилепсии, явление дежавю наблюдается в несколько раз чаще, чем у здоровых людей. Медики отмечают, что данное расстройство памяти нередко наблюдается у людей, страдающих различными дефектами памяти. Если дежавю становится проблемой, преследует человека и мешает ему жить, лучше обратиться за помощью к врачам.
Есть и у парапсихологов на этот счет своя версия: они считают, что эффект дежавю связан с реинкарнацией - переселением души после смерти тела в другое тело до бесконечности. Причем чаще всего это состояние отмечают у жителей Индии, которые в свою очередь неустанно верят в реинкарнацию, так как это является, частью их религии. Конечно же, классическая наука не принимает такое объяснение, потому что оно находится на уровне веры человека.
Противоположное "ложному узнаванию" расстройство называется "жамэвю" (то есть "никогда не виденное"). Так называют вдруг наступающее ощущение того, что отлично знакомое место или человек совершенно тебе не знакомы. Все знания о них быстро и полностью стираются из памяти. Но это длится совсем не долго, если, же это состояние затягивается, то это уже, скорее всего предпосылки амнезии.
Также существует такие феномены как мышечная память - если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему намного проще набрать прошлые результаты размера мышц и их мощи, чем достигать этих высот с нуля.
Генетическая память. Мозг человека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками. Например, новорожденный выживает до определенного момента благодаря именно этому виду памяти. А Карл Юнг генетическую память относил к коллективному бессознательному.
Голографическая память. Общепринятая теория памяти не может объяснить, каким образом мозг может запомнить такое огромное количество информации. Если попытаться сравнить память с голограммами, то все становится совершенно понятно. Голограмма позволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, для этого достаточно всего лишь изменить угол наклона, под которым лазер освещает кусок фотопленки. Чтобы прочитать в последующем отдельное изображение достаточно просто направить лазерный луч под тем же углом, что был использован при записи изображения. Используя данный метод на 1 квадратном сантиметре фотопленки можно записать просто колоссальные объемы информации. И если допустить, что память в своей работе использует голографический принцип, то ее колоссальная вместимость абсолютно не вызывает никакого удивления.
Но это еще не все феномены нашей памяти, также у нее есть особенность, которая именуется мозговой физзарядкой. Это гениальная зарядка, которую выполняет процесс памяти. Сначала усвоение, затем сохранение в кратковременной памяти, позже сортировка и только потом сохранение в долговременной памяти, если информация будет необходимой. Именно эти функции регулярно выполняет память каждого. Самое главное - чтобы наше сознание принимало участие во всех этих этапах, то есть работало на запоминание. Это возможно лишь при сосредоточенном внимании. Поэтому заучивание новой информации, смотря телевизор, слушая музыку и кушая, пирожное вряд ли окажется эффективным - внимание будет рассеиваться. Физиологи советуют для лучшего запоминания использовать несколько проверенных способов.Первый способ - проговаривание. Известный метод заучек и зубрилок, которые сами себе не раз рассказывают выученное, пока не начнет отскакивать от зубов. Второй способ - записывание. То, что называют кратким конспектом или даже шпаргалкой, является надежным способом систематизировать информацию и сохранить ее в визуальной (дающей нам максимум информации) памяти. Третий споссоб - мнемонический, или ассоциативный. Способ, которым пользуются шпионы, чтобы быстро запомнить цифры, имена, слова, понятия. Нужно подобрать слова, образы или понятия (лучше всего забавные - они ярче), похожие на те, что необходимо запомнить, и хорошо знакомые.
В статье были рассмотрены основные феномены памяти, которые до сих пор являются не до конца изученными.
Человек получает огромное количество информации в течении всей своей жизни, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью.
Память помогает нам на протяжении всей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мы бы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и тогда человек никогда не достиг бы тех высот, которые мы имеем сейчас.
Существуют особые законы памяти, знание которыҳ помогает людям лучше запоминать какую-либо информацию.
В ходе развития человечества было множество людей, поражавших окружающих своей феноменальной памятью. У них были необычные способности, связанные с запоминанием и удержанием в памяти информации. Некоторые запоминали длинные ряды чисел, а некоторые могли воспроизвести музыкальное произведение, слышанное лишь один раз.
И до сегодняшнего дня учёные так и не смогли дать ясный ответ, объясняющий такую необыкновенную память.
Так же существуют такие феномены памяти как дежавю, жамэвю и феномен. Эти феномены переживал практически каждый человек, однако и их природа не до конца изучена, и существуют лишь различные взгляды на их сущность. Некоторые относят явление дежавю к явлениям ложной памяти, а психиатры вообще считают дежавю психическим расстройством. И даже сейчас не до конца известно, что такое феноменальная память - уникальные способности, одарённость или может всё-таки психическое расстройство.
Феномен памяти - тема до конца не изученная и не раскрытая. Но учёным открывается огромный простор в области исследования памяти и её феноменов, и эта тема чрезвычайно модна в наше время для изучений. Не только потому, что она сейчас довольно актуальная, а и потому, что узнав всё о памяти, мы, возможно, смогли бы применить наши знания на практике, и таким образом достичь новых ступеней эволюции.
Литература:
Ахмедпашаева К.А. Образовательная политика в области воспитания личности учащегося. Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе: материалы Междунар. Научно-практ. Конф. (Махачкала, 29 марта 2013г.(Ч. 1)С 360-363
Гасанова П.Г. Генезис проблем саморазвития в психолого-педагогической теории и практики. Стратегический план развития системы «школа-вуз» в условиях изменений. Материалы 2-ой научно-практической конференции. Махачкала: АЛЕФ.2008, 5 с.
Гасанова П.Г. Литература как средство формирования личности учащегося. // Психологическая служба в системе образования. Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2008. Махачкала: ДНЦ РАО 2008, 5с.
Гасанова П.Г. Общая психология. Материалы к лекциям. Москва: Компания Спутник +, 2008, 161с.(учебное пособие)
Даудова Д.М Феномен психического здоровья в научной рефлексии как основа реформирования образовательных систем//Материалы Международной научно – практической конференции» Междисциплинарное познание закономерностей индивидуальности современного ребенка». Пятигорск, ПГЛУ,2012г.
Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.
Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508