ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в связи с изменениями в общественно-политической и экономической жизни современной России проблема страхов с каждым днем все обостряется. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение в эмоциональных состояниях и формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей. В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (А.И. Захаров, К.Э. Изард, Е.П. Ильин, Г.А. Шалимова и многие др.). В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных нарушить развитие потенциальных возможностей личности. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов учащихся младших классов весьма актуальна. Однако данная проблема в литературе изучена мало и не систематически. До настоящего времени в отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные по страхам детей.

Детские страхи - это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и педагог. Страх - это одна из базовых эмоций, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленной на источник действительной или воображаемой опасности в ответ на проявление угрожающего стимула [8].

В работах отечественных ученых, которые уделяют большое внимание изучению данного вопроса, отмечен рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов. Проблему страхов рассматривали такие исследователи как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, В.С. Мухина, М.В. Осорина, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и другие. Они утверждали, что страх может быть вызван любыми факторами, такими как чувство волнения, предчувствие опасности, состояние беспокойства. А.И. Захаров рассматривает страх, как из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. По его мнению, причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и учителей, а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка. Самые распространённые – это внушённые страхи. Источником внушённых страхов выступают взрослые, окружающие ребёнка: родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др., которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребёнка об опасности. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Автор полагает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. По мнению А.И Захарова дети в возрасте от 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [1].

О.М. Дьяченко считает, что страх возникает на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.) [2].

К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано С. Речменом (1974), результатом исключительно научения. С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции [3].

И.Е. Кулинцова считает телевизор дополнительным источником страхов –поэтому необходимо обращать внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, перед тем как прочитать малышу новую сказку, необходимо познакомиться с ее содержанием [4].

В.В. Лебединский подчеркивал, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Автор считает, что детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает. В.В. Лебединский указывает на необходимость определить патологический страх, требующий коррекции, от нормального, с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка. Патологический страх можно отличить от "нормального" по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, психосоматическим заболеваниям, то это страх, бесспорно, патологический [5].

По мнению Овчаровой Р.В. возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [6]. Психолог Г. Эберлейн связывает наличие устойчивых страхов у детей с неспособностью их справиться со своими чувствами, контролировать их. И тогда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут контроливать свои чувства. Таким образом, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Автор также отмечает, что страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью[9].

В своих исследованиях А. Росс отмечает, что не нужно акцентировать на них внимание, чтобы эти страхи не закрепились. Постепенное накопление достаточного опыта и знаний в ходе активного взаимодействия с миром позволит ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе [7].

Психологи утверждают, что чаще испытывают страхи дети чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Детские страхи если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В случае, когда страхи у детей болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это может служить признаком неблагополучия, говорить о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Литература

1. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М.: 1986. 2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Словарь-справочник. – М., 1998

3. Изард К. « Психология эмоций» «Питер», 2010.

4. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – Спб.: Речь, Сфера, 2008.

5. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013.6. Овчарова Р.В. "Практическая психология" – М., Т.Ц. "Сфера",1996г.

7. Росс. А. Наши дети – наши проблемы [Текст] / А Росс: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь.- М., 1990.

9. Эберлейн Гизел. Практическое пособие для родителей. Перевод с нем. Ю. Лукоянова. - Москва: Знание, 1981.

Просмотров работы: 4070