РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежедневно каждый человек вступает во взаимодействие с другими людьми при различных обстоятельствах. В процессе взаимодействия решаются определенные задачи, и их осуществление зависит от того, насколько успешно складывается это взаимодействие.

Взаимодействие человека с окружающей средой, его личностное и профессиональное развитие невозможно без общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга и слуховыми и зрительными каналами. То есть в процессе взаимодействия помимо вербальных компонентов участвуют и невербальные. Рэй Бердвистелл отмечал, что вербальные компоненты общения занимают лишь 35% от сообщаемой информации, тогда как невербальная часть составляет 65%.[8]

Актуальность данного вопроса вытекает также из того, что проблема невербальной коммуникации до сих пор не является достаточно изученной.

Взаимодействие рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого процесса друг на друга.[9] В целом в структуру межличностного взаимодействия входит осуществление пространственного контакта, совместного действия, установление взаимной заинтересованности и духовный вербальный и невербальный информационный контакт.

Исследования в области невербального общения дали возможность проследить многие особенности несловесного общения, установить связи между поведением человека, его словами и невербальными сигналами. Изучением различных аспектов невербального общения занимались такие ученые как Лабунская В.А., Рубинштейн С.Л., Бороздина Г.В., Рогов Е.И., А. Пиз. В процессе взаимодействия важно восприятие людьми друг друга. Сложность заключается в том, что люди реагируют не на объективную реальность, а на то как она воспринимается ими. Неправильное восприятие получаемой информации может снизить эффективность взаимодействия. Учет некоторых факторов в процессе обмена информацией позволяет устранить преграды восприятия. Знание невербальных средств коммуникации значительно облегчит этот процесс.

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. При межличностном взаимодействии обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности. [7]

Невербальная передача информации часто происходит одновременно с вербальной, усиливая или изменяя при этом смысл слов. Одной из сторон невербальной коммуникации является и то, как мы произносим слова (интонация, плавность речи и т.п.) Исходя из опыта понятно, что, от того как мы произносим слова, может меняться их смысл. Одни и те же слова, произнесенные с разными выражениями лица, разной громкостью и интонацией могут нести абсолютно разный смысл.

Для поддержания межличностного контакта необходимо наличие обратной связи. Она позволяет понять, правильно ли партнер по общению понял полученную информацию. один из способов создания обратной связи связан с оценкой поз, жестов и интонаций человека. При этом можно наблюдать противоречивые сигналы. Например, человек соглашается с собеседником, но выражение его лица, жесты, позы и интонация говорят об обратном. В таких случаях люди полагаются на невербальную информацию.

В ходе межличностного взаимодействия всегда так или иначе задействованы средства невербальной коммуникации, хотя, обычно, люди не осознают их значения. невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика, прикосновение, жест, дистанция общения, визуальное взаимодействие, интонация [3].

В оптико-кинетическую систему входят жесты, мимика, пантомимика. Они отображают эмоциональные реакции человека, поэтому эта система имеет важное значение при межличностном взаимодействии. Оптико-кинетическая система настолько значима, что на сегодняшний день выделяют отдельную область исследований, называемую кинетикой, которая занимается изучением этих проблем.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем: пространственную(межличностное пространство); взгляд; оптико-кинетическую (внешний вид собеседника, выражение лица, движения: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка); тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи); экстралингвистическую или внеречевую подсистему (темп речи, паузы, смех и т. д.) [3]

Мимика — внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц [6]. Мимическая сторона очень важна в общении, так как она выражает эмоциональное состояние людей во время взаимодействия. Многообразные мимические движения и их сочетания позволяют выразить свое эмоциональное состояние и понять состояние партнера.

С помощью жестов человек активирует обратную связь (кивок головой, приглашающий жест), увеличивает ее интенсивность (жесты оценки или одобрения) или завершает связь. Жесты являются важным компонентом обратной связи, без которой сложно понять достигается ли цель взаимодействия. Еще один компонент невербального общения – взгляд. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.[2] Направленность взгляда собеседника показывает направленность его внимания и также дает обратную связь.Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также невербальные «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи. Интонация определяется как совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему[5].

Необходимо учитывать всю совокупность жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов. Для правильной интерпретации невербальных коммуникаций необходимо также учитывать и контекст, в котором живут эти жесты, то есть окружающую обстановку.[4] Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн отмечал: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, не всегда удается определить эмоцию, напрасно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим.»[7].

В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, так как около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

─ невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

─ наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и в отличие от слов всегда искренни.[1]

Таким образом, невербальная сторона общения занимает важное место в процессе межличностного взаимодействия, позволяя увидеть то, что мы не слышим.

Литература

1. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми //Педагогическое образование в России. 2010.№ 1 (с.36)

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2006 (с.135)

3. Дерябо С. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, 2000 (с.94)

4.Интернет-ресурс. Гуманитарно-правовой портал. - URL:http://psyera.ru/2371/neverbalnaya-kommunikaciya.

5. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. — М.: ПРИОР, 1998.(с.94)

6.Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Модэк, 1996

7.Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. (С. 5—35)

8. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М., 2008(с.14)

9. Рогов Е.И. Психология общения/Е.И. Рогов.-М.:Владос, 2005

10. Цахаева А.А. , Аминов У.К., Аминова Д.К., Гасанова Б.М., Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Мугадова С.Т. Психолингвистика. Изд-во ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Махачкала, 2014 г., 234 с.

  1. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

Просмотров работы: 12489