УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА В МОЛОДОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА В МОЛОДОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СЕМЬЕ

Магомедова М.И., Ахмедпашаева К.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья – это первая ячейка общества и государства. Семья – это самый родной и близкий круг людей.[4] Семья учит различать добро и зло, красоту и пошлость, мудрость и т.д. Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности, и самой главной из них является уважение родителей. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Семья представляет с собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально – политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. [2]

Роль семьи в обществе несравнима, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется развитие личности человека. Семья выступает как первый воспитательный институт. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. Молодая семья формирует новое поколение, и каким оно будет зависит от социального благополучия. Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Семья - это сложная многофункциональная система, она выполняет ряд функций: экономическую, хозяйственно – бытовую, психологическую, воспитательную и др. [11] Дагестанская семья в своем развитии прошла длинный и сложный путь.[11] Раньше в молодых семьях муж и жена руководствовались нормами, которые они усвоили в родительских семьях, да и сам брак, как замечает С.С. Агаширинова , заключался без учета мнения молодых. Сейчас для семейного микроклимата большое значение стали иметь любовь, личная привязанность супругов друг к другу, умение договориться друг с другом. В связи с этим, на Северном Кавказе наблюдается рост числа национально - смешанных семей.[1] Благополучная семья, обладающая высокой духовностью, гуманизмом, характеризуется ориентацией на нравственные ценности: любовь, дружба, взаимопомощь, моральную ответственность за поступки, поведения, за свой труд, доброжелательность в межличностных отношениях. [3] Молодая семья – это первые три года после заключения брака, в которой оба супруга не достигли 30-го возраста. Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстановить и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.[12]

Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально – эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально – эротических потребностей брачных партнеров. [12] Таким образом семья – одна из социальных формирований, который оказывают существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех сферах: от экономики до духовной культуры. Говоря об этапе развития молодой семьи, следует подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги. Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени – молодая семья с новорожденным. На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь скорее к внешним нормам , чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки, и вместо того чтобы выйти из них сразу подают на развод. Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, - говорит Л.М. Арджанова, это еще не гарантирует долгой совместной жизни. Основные причины столь быстрых разводов – новая, отрицательная информация о супруге, когда муж не может обеспечить семью, когда жена не может справиться домашними делами, или же когда родственники вмешиваются в дела молодых. [10] Психологическая суть брака, считает Л.Б. Шнейдер – это подтверждение отношений в паре, включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги.[9] Чтобы семья была благополучной, надо, что бы молодые супруги , добровольно и качественно выполняли взаимные обязательства по отношению друг к другу и детям, способствовали к материальному само обеспечению, к деторождению и дето воспитанию, что бы родители не пили , не курили, не ругались матом и т.д. Одним из главных вопросов, с которым сталкивается молодая семья, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь отдельно от родителей. Для молодой семейной пары благоустроенное жилье не только характеристика качества жизни, но и фактор социализации, условия развития ее духовных и физических сил. Молодая семья формирует новое поколение, и каким оно будет, зависит от социального благополучия молодых семей. [4] Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака.[4]

Психологи говорят, что брак – это искусство жить. А в народе говорят – что хорошее дело «браком» не назовут. Часто люди женятся по влюбленности, симпатии, влечению. Судя по данным социологов, большинство людей женятся у нас по сердечному тяготению, но скольких из них связывает любовь, скольких влюбленность или просто влечение - неизвестно. Недаром появились такие народные пословицы: «Не по хорошему мил, а по милому хорош» (любят не за достоинство, а полюбив – наделяют ими). Кроме того, до свадьбы молодые всегда стараются выглядеть друг перед другом в лучшем свете, и тем самым способствуют созданию своего идеализированного образа в глазах партнера. Судьба брака – это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которым люди женятся, а от их душевных свойств: доброты, эгоизма или альтруизма, радушия или равнодушия. Многие будущие супруги учились семейной жизни, наблюдая жизнь своих родителей. Но эта жизнь не всегда безупречна. Вероятность развода, например, первый же год совместной жизни равна 37%. Многие сексологи называют этот период первой критической фазой супружеской жизни. То есть распадается каждая третья молодая семья. Потому, что в брак вступают молодые люди, избалованные чрезмерной заботой родителей. То есть не вполне самостоятельные люди.[4]

Вступая в брак, многие молодые пары мало задумываются над тем, какие проблемы и трудности их ожидают, как будут строиться их семейные отношения. Мужчина, женившись, должен осознавать свою экономическую ответственность за будущее своей семьи. Выходя замуж, каждая девушка должна знать, о том, что она делает первый шаг к новой жизни.

С точки зрения автора, в супружеской жизни у нее начинаются совсем другие заботы.[13] Стать любимой женой, заботливой невесткой и, конечно же, ласковой матерью. Я считаю, добиться всего, не так просто как кажется. Для этого нужно великое терпение. Именно терпение есть верный путь к успеху. Особенно, если ее дополняют уверенность и любовь. Жена играет ответственную роль в строительстве счастья для своего мужа и защите от соблазнов вне дома. Мужей следует встречать с работы со спокойными нервами, не крича на детей, а дав каждому из них работу по силам. Облагородив дом приятным запахом, удивляя мужей своим кулинарным искусством и выполняя работу, успокаивающую атмосферу дома и снимающую его усталость. Важно также не пренебрегать своей красотой, дома прихорашиваться, украшаться и душиться для своих мужей. Умная и проницательная жена знает, как завоевать сердце своего мужа, и знает, как оставаться единственной и неповторимой женой и хранительницей очага.[13]

Большинство молодых в нынешнее время поступают в вузы. Зачастую многие девушки выходят замуж до окончания учебы. Исходя из этого, жена – студентка – очень частое явление в Дагестане, но бывает и так, оба супруга – студенты. Вот тогда молодым приходится несладко, особенно, если они приезжие с районов. Как говорят многие авторы у молодой студенческой семьи есть свои преимущества и недостатки. К примеру, недостаток заключается в том, что приезжие снимают квартиру и т.п. А на стипендию здесь уже не проживешь, т.к. кроме квартиры нужны еще средства на питание, одежду и т.д. А у некоторых не так уж плохо, например у местных, потому что им помогают родители. Оказываясь в таких трудных семейных условиях, они ищут пути заработка денег. Часто бывает так, что муж уходит после учебы на работу, не остается времени на учебу.[4] Однако, в то же время, есть немало студенческих семей, которые успешно преодолевают все эти трудности. Также немаловажной проблемой является рождение ребенка. Молодой маме приходится очень трудно, нужен уход за ребенком, а с грудным ребенком посещения занятий и подготовка к семинарам практически невозможно. И тогда многие молодые студентки переходят на заочное обучение, и берутся за воспитание детей. Преимущества молодой студенческой семьи заключается в том, что у них общие интересы, взгляды, проблемы, то есть у них одинаковые мировоззрение, увлечение. У них складывается взаимопонимание, ведь они живут в одинаковой среде. На мой взгляд студенческая семья очень интересна.[4] Российское государство старается уберечь семью от распада – учрежден материнский капитал, каждый год растет его сумма. Однако это не спасает положение. На этот капитал не купить даже однокомнатной квартиры в провинциальном городке, не говоря о крупных городах. У нас тоже это ситуация не завидная: из трех молодых семей одна распадается. В 2009 году в Махачкале заключен 3801 брак, распались 996. В 2010 году заключены 3854 брака, распались 968.[6]

Молодые супруги, когда чуть повеет трудностями, готовы тут же разбежаться. Но ведь жизнь без трудностей, сложностей увы , как бы мы этого не желали не бывает.[8] Сельская семья в Дагестане, как правило, многочисленна и молодые супруги в первое время живут совместно с родителями мужа. По традиции молодой супружеской паре приходится подчиняться старшим родственникам мужа. Особенно важно это для молодой невестки. Муж обычно старается не вмешиваться в разногласие своей жены с матерью, ибо он не хочет портить отношения с родителями и не хочет обижать их. Характеризуя основные требования к семейной жизни, современная молодежь Дагестана , чтобы семья стала прочной необходимо уметь прощать друг другу. Юноши и девушки Дагестана должны понимать, что семейная жизнь не всегда может быть гладкой, нельзя прожить с человеком, не совершив не одной ошибки. Важно уметь прощать друг другу не упрекая в свершившихся проступках, нужно научиться быть терпеливым по отношению друг к другу. Как мы уже отмечали, семья в Дагестане, особенно в сельской местности многочисленна. Поэтому молодым супругам лучше жить самостоятельно отдельной семьей. По мнению А.А .Цахаевой в этом Дагестанская семья видит еще одну важную основу для создания прочной супружеской жизни. [1,4]

В наши дни ученые, считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через 1-2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это – годы «притирки», адаптации друг к другу. Ученый Дейл Карнеги (2001) утверждает, что трудно провести границу между тем, где кончается романтическая любовь и начинается театр военных действий. В семье, где отношения напоминают боевые действие состояние супругов аналогично состоянию людей на войне. [3] Если между супругами нет любви, взаимопонимания взаимоуважения, нет заинтересованности в укреплении семейных отношений и ответственности друг перед другом, перед детьми, то в семье неизбежна ситуация, когда « из мухи возникает слон». Поэтому еще до создания семьи вступающие в брак должны убедиться, могут ли они бескорыстно сочетать свои жизненные взгляды и интересы; совпадают ли их интеллектуальные и духовные потребности.[5]

У Дагестанской семьи богатая и славная история. Наши предки сохранили семьи даже в самых тяжелых ситуациях, продолжали растить и воспитывать детей. Муж и жена друг друга оберегали от невзгод. Нам нужно продолжать эти истинные принципы прочного семейного благополучия. Хотелось бы выразить надежду, что в Дагестане сохранится традиционная семья, со свойственной ей прочностью, сплоченностью. Тогда и не будет бывших супругов и осиротевших детей при живых родителях.[7]

Изучив молодую семью, проанализировав и сравнив точки зрения исследователей и авторов различных изданий, мы пришли к следующему выводу:

Семья является компонентом социальной структуры любого общества, выполняющим многие социальные функции и играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит воспитания детей. Молодая семья должна уважать, поддерживать, ценить и любить друг друга.

Ведь важно не просто быть счастливыми в браке, а научиться быть счастливыми.

Список литературы

1. Абдурахманова М. А. Методология формирования личности в семье //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребёнка» Махачкала, ДГПУ, 2009 с.67

2.Асильдерова М.М. . Семейные традиции и обычаи их воспитательные возможности в социализации детей // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях-перспективы и достижения», 18-19 сентябрь. – Москва, 2008– С. 152.

3. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX –в начале XX в. 1985. – С. 85-89.

4. Гасанова П.Г. Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция //Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребенка. Материалы Республиканской научно- практической конференции 19 мая 2009 г.Махачкала: Источник,2009. 5с.

5.Даудова Д.М Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии /Научно-информационный журнал№3»Армия и общество». Москва,2013г, с.43

6. Даудова Д.М., Цахаева, А.А. Феномен нравственности в научной рефлексии // Известия ДГПУ №4(29). - Махачкала, 2014. - С. 3-10

7. Коркмазов А.Ю. Этнопологические процессы на Северном Кавказе ( История и современность). – Ставрополь: Издательство СГУ, 1994. – с. 167.

8. Молодая семья: проблемы и пути решения, фпп дгпу махачкала 2008.-с.1-90.

9. Семья: проблемы, традиции, новации. Том 1, Том 2. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Москва 2008.

10. Раджабов Д.. Человек, семья, государство: грани взаимодействия. Газета «Дагестанская правда» 2009 г. 27 июнь (№209-210) с.5.

11.Цахаева, А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ – 2014.-№3, С. 110-117

Просмотров работы: 1684