Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех знаний. Мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.
На формирование ценностных ориентаций существенное влияние оказывают малые референтные группы, в которые входит индивид. Как правило, семья долгое время остается основной референтной группой для ребенка, и большинство ценностей, усвоенных в детстве, формируются под влиянием внушения родителей. Ценности, усвоенные в детстве, останутся фундаментальными, так как в детском возрасте, у человека отсутствует критическое восприятие информации. Ребенок слушает родителей и усваивает информацию на неосознаваемом уровне.
Молодежь представляет собой социально - возрастную группу, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства к юности к социальной ответственности.
Молодежь на сегодняшний день отличается от других групп населения значительным уровнем мобильности и интеллектуальной активностью. Но в то же самое время перед любым обществом стоит вопрос о минимизации потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей, адаптацией их в новых социально - экономических условиях. Как раз с этим и связаны проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди. За молодым поколением, будущее не только нашей страны, но и всего мира. А значит, их проблемы можно рассматривать с точки зрения глобальности.
Сколько бы вопросов не возникало о развитии общества, одним из самых острых есть и остается вопрос о духовно-нравственном развитии человека. В выступлениях ученых, общественных и религиозных деятелей, и педагогов все чаще возникает мысль о духовном и нравственном кризисе, которая приобретает все более глубокий характер. В обществе наблюдается утрата культуры, переосмысление прежних ценностей и идей, которые не сопровождаются закладкой новой системы ценностей, нравственного фундамента. И это очень опасно для молодого поколения, на развитие которых влияют столько негативных факторов. Дети оказались в условиях духовного и культурного хаоса.
Многие ученые, государственные и общественные деятели в поисках путей решения сложившейся проблемы, прибегают к самым различным вариантам. Но с моей точки зрения, самый эффективный путь и выход из ситуации - обращение к духовно-нравственному потенциалу нашей страны. Именно поэтому нравственное воспитание должно стать приоритетной общенациональной задачей.
Возникает вопрос, только в нашей ли стране наблюдается столь негативное явление или по всему миру? Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетия? Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности”.
Наша страна проходила ранее через этот кризис еще в 90х в период перестройки. И сейчас нам главное помнить, что все движется и развивается, всегда за застоем наблюдается подъем. Необходимо предпринять комплексные меры в поисках новой духовно-нравственной модели со стороны государства, религиозных организаций и семьи.
Многие люди объясняют сложившуюся проблему тем, что изменилось время: раньше люди были добрее, духовно богаче. Религиозные организации должны направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.
Особо важную роль в духовно – нравственном воспитании человека играет государство и политический строй. Государством разрабатываются различные программы и законы, направленные на развитие личности, в том числе и нравственное. «Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых жизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему».
От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Важную роль, во всей сложной структуре в воспитании Личности играет её основа - семья.
В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль.
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.
В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.
Воспитание детей в семье — дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма.
Говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности данная проблема заметно уменьшится.
Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Нам сегодня необходима национальная система воспитания для подготовки молодежи к семейной жизни, для ознакомления с национальными традициями воспитания детей, традициями взаимоотношений между родителями и детьми. Сущность передачи народной педагогической культуры в том и состоит, что нравственность родителей и старшего поколения возрождается в детях через воспринятые ими нравы, обычаи, традиции. Но такие навыки можно приобрести только в семье, в котором заложен фундамент воспитания молодежи.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что важнейшая задача формирования личности – это нравственное воспитание человека. Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани нравственной деградации молодежи. Необходимо предпринять срочные меры в целях спасения нравственно-духовных устоев личности, развить эстетическую культуру, способствующую формированию системы духовно - нравственных ценностей через приобщение к прекрасному миру. Важным является формирование у молодежи лучших черт и качеств - любовь к родной земле, доброта, коллективизм, трудолюбие и ответственность, как за собственную судьбу, так и всего человечества. Если каждый из нас приложит максимум усилий, то нас ждет прекрасное будущее.
Литература:
1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России”- Педагогика.-2012 - № 9.
2.Киселев А.Ф. “Выбор”- Педагогика.- 2011.- № 9.
3.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования” – Педагогика.- 2010 - № 9
4.Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36