Фантазия – это важное условие нормального развития личности человека. Она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. Фантазируя, человек усовершенствует свои креативные способности. И все более развивает их. Самой главной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Грубо говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Еще Вундт полагал, что у ребенка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно лишь в том случае, если подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию[1].
На значение фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, которые изучали онтогенез психологического развития. Некоторые из них, например, В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что фантазия подростка богаче фантазии взрослого и детей помладше.
Другие психологи как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю.Кулагина опирались на относительность фантазии подростков.
Подросток с помощью фантазии строит планы своего будущего, как бы «проигрывает» в своем воображении различные общественные и индивидуально-личностные ситуации, тем самым тренируясь перед сложной и важной взрослой жизнью.
Фантазия в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновенья. Подростки испытывают наслаждение от творческого времяпровождения. Они с большим удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие вопросы науки, например, создание вечного двигателя. Так как сенситивный (благоприятный) период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, то значит, функция фантазии для своего развития требует постоянного прилива новой информации. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, в которые включены герои, резко отличающиеся от нормального человека, и малореальные обстоятельства, (т.е. тоже полуфантастические) или являются, человек-паук, который испускает паутину и лазает по высоким домам; Бэтмен – супергерой летающий. Которые получили большую востребованность и известность среди детей школьного возраста.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое место приобретает такая форма творческой фантазии, как мечта – образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его сокровенные желания и потребности.
В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни. Часто мечты бывают нереальными, т.е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в фантазируемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы[3].
Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал Л.С. Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение уходить в сферу фантазии. Говоря о фантазии подростков Л.С. Выготский отмечая, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно-субъективной формой мышления, исключительно для себя».
Поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, фантазия в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторскую функцию. Но игра фантазии не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Фантазия должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Развитие фантазии творчества подростка возможно только в процессе творческой деятельности.
Фантазии – неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни ребенка и подростка. Рассматривая фантазию как синоним воображения, Л. С. Выготский выявил ее особенности, характерные для ребенка и подростка. Если для ребенка воображение практически неотделимо от игры, строится целиком из реальных элементов, почерпнутых из ближайшего окружения, то подростку присущ процесс интеллектуализации воображения, его фантазия становится более абстрактной и творческой. Причем фантазия подростка движется от конкретного наглядного образа через абстрагирование к воображаемому образу. По мнению Л.С. Выготского, именно для подростка характерен переход от пассивного и подражательного фантазирования ребенка к активной и произвольной фантазии. Он полагал, что самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Первое – продукт начавшейся интенсивной гормональной перестройки, второе– использование в качестве строительного материала внешних впечатлений. Таким образом, если ребенок не отграничивает фантазию от вещей, с которыми он играет, то подросток осознает ее как особую субъективную деятельность, дающую личное удовлетворение.
Представления Л. С. Выготского о природе детской и подростковой фантазии, особенностях их проявления дали толчок для более глубокого изучения различных аспектов этого феномена (эмоционального, когнитивного, творческого и др.), и все же некоторые из них остались мало исследованными. В частности, представляет значительный интерес для анализа тема насилия в фантазиях современных детей и подростков, ее генезис, содержательный компонент, характер влияния на реальное поведение. Без детального знакомства с этой проблемой говорить о природе подростковой агрессии не представляется возможным.
Современные представления о значении фантазий уходят корнями в гипотезу З. Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. З. Фрейд считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена – агрессии и сексуальности. Если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в мир фантазий, наполняя его агрессивными и сексуальными образами.
Логичное продолжение этих взглядов заключается в выделении двух сторон фантазии. Одна – релаксационная, направленная на снятие сексуального и/или агрессивного напряжения, субъективно управляемая и сублимируемая в реальную просоциальную деятельность. Вторая –регрессивная, замыкающая индивида в рамках фантастического мира, который воспринимается им как особым образом организованная реальность. Настоящая реальность в таких случаях редуцируется ввиду невозможности индивида удовлетворять через нее свои базисные потребности. Подобный уход в суррогатную реальность не снимает сексуального и агрессивного напряжения, а лишь переводит его в деструктивную плоскость (гетеро- и аутоагрессия).
Обе названные стороны фантазии дают о себе знать уже в детском возрасте. Ребенок вплотную сталкивается с проблемой агрессии значительно раньше, чем предполагают взрослые. Его понимание агрессии по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных витальных потребностей (в пище, свободе движений и т. д.). С возрастом агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающийся из динамичного взаимодействия формирующихся эмоционального и когнитивного полей. Не вдаваясь в детали этого процесса, остановимся на анализе агрессивных фантазий современных детей и подростков[2]. Фантазии у подростка образуют особую сферу его внутренней субъективной деятельности, тщательно оберегаемую и скрываемую от всех, даже самых близких людей. Мир фантазий подростка – это мир тайно вынашиваемых грандиозных планов, пульсирующих сексуальных желаний, амбивалентных чувств и переживаний. Дисбаланс физического, психического и духовного развития накладывает заметный отпечаток на воображение подростка, которое структурируется вокруг новых ценностей –своей возрастной группы и своей Я-концепции. Семья уходит на второй план. Однако освобождение от родительской опеки не проходит безболезненно, порождая разноплановые конфликтные ситуации. Подросток при всей своей нацеленности на независимость все же больше ориентируется на поведенческую эмансипацию, чем на разрыв экономической и эмоциональной связи с родителями. Все это находит отражение в фантазиях подростков. В них встречается значительно больше агрессивных образов, нежели в фантазиях детей. Точнее было бы даже сказать, что в пубертатном возрасте агрессивные образы приобретают новую окраску, новую качественную характеристику. Последняя является слепком новой ментальности подростка, его ускоренного когнитивного развития. Для негоагрессия не столько действие, воспринимаемое как таковое им самим, сколько поведение, идентифицируемое как агрессивное группой сверстников. Отсюда становится более понятным феномен рационализации подростком собственных агрессивных действий, если они санкционируются значимой референтной группой.
Следует также иметь в виду, что сама агрессивность в отрочестве выступает в двух аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов интроспекции. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной интенциональности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование. «Материалом» для него служат, как и в детстве, психотравмирующие ситуации, только в пубертатной фазе они усложняются гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро - и микросредовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Можно с уверенностью сказать, что подросток постоянно находится в состоянии внутренней напряженности, в стрессовых условиях. Уход в фантазию – бегство от стресса, но не только. Это и уникальное средство интроспекции, возможность до беспредельных масштабов расширять пространство для психофизиологического экспериментирования, которое в реальной жизни связано с жесткими ограничителями и запретами. В фантазии эксперимент не наказуем, более того, он позволяет испытывать переживания, связанные с тайными, но страстными желаниями, не включенными в репертуар поведения ввиду их «крамольности».
Каковы эти желания? Желание отомстить (вплоть до физической смерти) родителям за груз предыдущих травм или отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей (пусть даже имплицитно осознаваемые самим подростком как квазипотребности). Фантазии на тему «справедливого правосудия» над родителями довольно разнообразны. В качестве обвинителей в них выступает или сам «потерпевший» (подросток) или представители государства (прокурор, директор школы и др.). Подобное желание нередко сопряжено с проигрыванием фантастической картины самоубийства подростка как сверхнаказания за причиненные обиды.
В фантазиях подростка также отражается стремление к устранению (психологическому развенчанию, дискредитации или физическому уничтожению) лидера той референтной группы, которая наиболее значима для него, с целью занятия места прежнего лидера; или же стремление к укреплению своего социального статуса в группе путем приобретения отсутствующих личностных качеств (физической силы, ловкости, хитрости и т. д.) с одновременной местью тем членам группы, которые открыто или скрытно унижали подростка[4].
Исходя из выше сказанного можно сказать, что фантазия является одним из важных компонентов в творчестве подростков. Именно представляя какие-либо события, пейзажи, мелодию и другое, человек становится творческой личностью.
Именно в этот период развиваются, все более, познавательные процессы. В виду того, что, например, фантазия бывает более углубленной и красочной именно у подростков.
В фантазии осуществляются надежды подростков, их несбывшиеся желания, реализуются их мечты. Подростки воображают ту или иную картинку, мелодию и другое событие, вживаются в данный эпизод, и тем самым удовлетворяют свои желания, мечты.
Следовательно, фантазия играет большую роль в творчестве подростков, ведь именно фантазируя, воображая они смогут лучше сымпровизировать любой вид творчества.
Литература:
1. Газиева А.М. «Творческая деятельность как условие психологической безопасности личности» //Материалы Международной научно – практической конференции: «Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма». Махачкала. ДГПУ 2011 г. Стр.144 – 148.
2.Дорфман Л.Я., Балева М.В. Связь креативности с вариативностью // Психол. журн. 2014 Т.35. №2. С. 57-67.
3.Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.,1975.
4. Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508