Система консолидированной налоговой отчетности, имеет довольно длительную историю. Впервые, объединение компаний в единую налогооблагаемую группу произошло в начале прошлого века: 1902 г. – Австрия, 1917 г. – США, 1920 г. – Германия, 1936 г. – Дания. Не смотря на общую идею объединения группы компаний в единого налогоплательщика, налоговые системы разных стран имеют множество отличий в формировании института консолидированного налогообложения.
Во-первых, в таких странах как Германия, Дания, Нидерланды, на начальном этапе основу подобных режимов составляла судебная практика, базирующаяся исключительно на интерпретационном подходе, без какой либо законодательной поддержки.
С другой стороны, в таких странах как Испания и Америка, действовала прогрессивная шкала налогообложения прибыли компаний, и законодательные власти ввели принудительную консолидацию групп компаний. В связи с консолидацией компаний, общая налоговая база увеличивалась, что приводило к увеличению налоговых обязательств перед бюджетом. Необходимо заметить, что в США после отмены прогрессивного налогообложения прибыли в 1964 году, значительно возросло число компаний, представляющих консолидированную налоговую отчетность.
В период после Второй мировой войны, система консолидации налогоплательщиков начала действовать в Великобритании (с 1967 года) и Франции (с 1971 года) [1]. С 90-х годов прошлого века, институт консолидации налогоплательщиков действовал в большинстве развитых стран мира.
При изучении развития института консолидированного налогоплательщика в разных странах мира, можно заметить, что налоговая политика, касающаяся консолидированного налогообложения, развивается во взаимодействии со стратегическими решениями правительства той или иной страны в отношении экономической концентрации и объединения предприятий. То есть, важным условием при создании консолидированной группы, является доля участия одной компании в капитале другой.
В настоящее время, существует много мнений по поводу оптимального уровня минимальной доли участия материнской компании в дочерних при создании консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) в России. По мнению некоторых авторов, минимальная доля участия в размере 90%, сужает круг участников КГН, тем самым снижает возможности компаний реинвестировать сэкономленные на налоговой консолидации средства, следовательно, замедляет экономическое развитие страны. С другой стороны Грошева Е. В., считает, что установленный в настоящий момент уровень в 90% - является оптимальным [3]. Главными аргументами является то, что высокий уровень участия в капитале необходим на раннем этапе развития института консолидированного налогообложения, так как нужно время для подведения первых итогов на государственном уровне и появления опыта администрирования КГН у налоговых органов. В табл.1 приводятся данные по сравнению опыта налогового консолидирования групп и законодательно установленным минимальным уровнем участия в капитале дочерних предприятий.
Таблица 1
Сравнительный анализ опыта разных стран по налоговой консолидации*
Страна |
Доля участия в капитале для консолидации, % |
Система консолидированного налогообложения |
|
год введения |
время действия, лет |
||
Германия |
50 |
1920 |
94 |
Великобритания |
75 |
1967 |
47 |
Испания |
75 |
1942 |
72 |
США |
80 |
1917 |
97 |
Россия |
90 |
2012 |
2 |
Нидерланды |
95 |
1940 |
74 |
Франция |
95 |
1971 |
43 |
Япония |
100 |
2002 |
12 |
Дания |
100 |
1936 |
78 |
Австралия |
100 |
2002 |
12 |
*Источник: [5]
Данные табл. 1 показывают, что для стран с большим опытом администрирования КГН характерны более низкие доли участия в капитале для консолидации.
Исследование консолидации для целей налогообложения в разных странах показало, что консолидация допускается, при доле участия родительской компании в дочерних, от 50 до 100%. При этом во внимание обычно принимаются акции, дающие право голоса.
Большинство стран, в которых есть институт консолидированного налогообложения, признают как прямое, так и косвенное участие одной компании в другой. Однако, существуют исключения, часть стран вводит требование минимального участия только на основе прямого участия, как, например, Польша.
Важной отличительной чертой, налоговой политики, в рамках консолидации, является установленный минимальный период применения такого режима. Например, в Дании минимальный период существования налоговой группы составляет 10 лет, во Франции и Германии – 5 лет, в Австрии – 3 года. Это необходимо для предотвращения, злоупотреблений со стороны налогоплательщика, при разовом использовании привилегий при расчете налоговой базы, которые даются налоговой группе. Однако, во многих странах такой период не устанавливается [4].
Группа компаний, создаваемая в любой стране, преследует две основные цели: компенсировать убытки одних участников за счет прибылей других; избежать налогообложения при перемещении активов внутри группы. Рассматривая возможность для компаний, вступивших в группу, необходимо сказать, что правительства большинства стран стараются ограничить способы компенсации финансовых результатов между участниками группы, с целью избегания умышленного вовлечения убытков, возникших вне консолидированной группы.
Рассматривая мировую практику, можно сделать вывод, что обычно законодательно вводятся ограничения в отношении убытков возникших до создания или присоединения к консолидированной группе. Так же в налоговых законодательствах разных стран прописаны правила, касающиеся выхода компании из группы. По австрийскому законодательству, убытки компании, полученные до ее вступления в группу, могут компенсироваться только за счет прибыли самой компании. Аналогичная ситуация действует и в других странах Европейского союза, таких как Германия, Нидерланды, Дания. Во Франции, по действующему налоговому законодательству, компания, покидающая КГН, лишается права на возмещения своих убытков, это право получает материнская компания группы. С другой стороны, в Голландии действуют правила, согласно которым, после распада группы, дочерние предприятия имеют право перенести не только свои убытки (образовавшиеся у данной компании до вступления в группу), но так же она имеет право на убытки консолидированной группы, которые могут распределяться в пользу дочерних предприятий. По Японскому законодательству, дочерние компании не имеют возможности переносить образовавшиеся у них до вступления в группу убытки, однако это возможно для материнской компании.
Литература
Смирнов Д. М. Актуальные проблемы налогообложения консолидированных групп за рубежом и в России // Международный бухгалтерский учет. – 2010. - №5. – С. 34.Баннова К.А. Реформирование системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в условиях финансово-экономической модернизации российской экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2011. – № 2. – С. 133
Баннова К.А. Особенности налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в развитых зарубежных странах // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2012. – № 2. – С.156
Учет формирования консолидированных групп предприятий: международный и российский опыт // Международный бухгалтерский учет. – 2013 - №42. - С. 2 – 11.
Грошева Е. В. Особенности налогового администрирования консолидированных групп налогоплательщиков в России. – 2014. - № 1. – Стр. 3.