Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности. Это сложный период становления личности.
В студенческом возрасте одним из основных видов деятельности, помимо учебной, является общение.
Общение - это сложный процесс, во время которого устанавливаются и развиваются контактов между людьми. Общение осуществляется при совместной деятельности.
Многие специалисты отмечают сегодня определенные трудности в общении студентов. Так, М.Л. Тарасенко видит проблему в различном уровне социального интеллекта студентов. Она считает, что трудности межличностного общения студентов обусловлены особенностями развития личности в юношеском возрасте [3]. Эти трудности проявляются у студентов в процессе коммуникации, социальной перцепции и интеракции. О наличии проблем в общении говорят преобладающие средние показатели контактности, коммуникативной совместимости, адаптивности и таких уровней успешности межличностного общения, как «авторитарно-агрессивный», «жестко-консервативный», «невротического одиночества и застенчивости». Поэтому разрешение проблемы развития общения студентов является одной из самых важных в вузе.
Развивать общение студентов в вузе специалисты предлагают различными методами.
Л.В. Юркина предлагает целую системы методов. Оптимальными она считает следующие: «1) объяснительно-иллюстративный (лекции) – для передачи основного объема информации; 2) методы совместной деятельности (учебные дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций), позволяющие студентам самостоятельно, но под контролем преподавателя решать коммуникативные задачи и получать комплекс необходимых этикетных умений; 3) методы проблемного обучения (деловые игры и коммуникативные тренинги), моделирующие конкретные ситуации общения и позволяющие получить различный спектр коммуникативных навыков, необходимых как для делового, так и для межличностного общения; 4) репродуктивный метод (тестирование, выполнение контрольных заданий) – для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков» [4, с.109].
Е.В. Крутых предлагает использовать различные формы социально – психологического тренинга. В своей работе «К вопросу развития коммуникативной компетентности студентов» она описывает опыт использования в студенческой среде таких форм, как поведенческий тренинг, ролевой тренинг, тренинг умений, тренинг взаимовосприятия и понимания, тренинг общения [1]. Особое внимание, отмечает автор, при проведении тренингов должно уделяться созданию климата доверия. Тренинги помогают развивать в студентах способность ориентироваться в ситуациях общения, умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективное общение [2]. Также можно успешно использовать ролевые игры, дискуссии.
Какую бы форму в своей работе ни использовали специалисты в работе со студентами, все они буду способствовать выполнению задач, стоящих перед высшей школой.
Литература
1.Крутых Е.В. К вопросу развития коммуникативной компетентности студентов /Психология общения: социокультурный анализ. Материалы Международной конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003.
2.Крутых Е.В., Буряк И.И. Развитие коммуникативной компетентности методами социально-психологического тренинга /Социальные коммуникации: Вопросы истории, теории и практики /Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2004.
3.Тарасенко М.Л. Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта. URL.: http://www.dissercat.com/content/trudnosti-mezhlichnostnogo-obshchenia-stydentov-s-raznym-urovnem-sotsialnogo-intellekta (дата обращения: 17.09.2014 г.)
4.Юркина Л.В. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности). Дисс…канд. пед. наук. – М., 2005.