СОСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гулиев Р.Г. 1
1ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

ктуальность исследования. Вопрос федерализма на территории Российской Федерации закрепляется на уровне Конституции Российской Федерации.

Современный российский федерализм сложен по своей природе, однако в тоже время он обладает определенной, присущей только ему уникальностью и не имеет аналогов в современном мире и обществе. Таким образом, копирование уже приобретенного опыта на пути становления федерализма на территории Российской Федерации не приведет к должному успеху, поскольку будет конкретно противоречить российским реалиям и интересам развития страны.

Одной из ключевых особенностей российского федерализма выступает асимметрия, которая возникает при взаимодействии субъектов федерации, которая отражает как исторический критерий построения данной организационно-правовой формы, так и сложный состав взаимоотношений на государственном уровне

При этом, исходя из событий, которые произошли в марте 2014 года, построение федерализма на территории Российской Федерации заиграло новыми красками. Данный факт основан на том, что на современном этапе развития Российской Федерации необходимо так же грамотное построение международно-правовых отношений в сфере интеграции международного сообщества к чему призывал Президент Российской Федерации на международном собрании «Валдай 2014».

Нельзя говорить о том, что Российская Федерация двигается по идеальному пути развития федерализма, существует множество проблем, которые необходимо решить в кратчайшие сроки, этим и обусловлена актуальность данной работы.

Степень научной разработанности темы. Указанная тема вызывает повышенное внимание среди ученых-правоведов настоящего периода. В частности многие диссертационные исследования посвящены вопросу проблем и перспектив развития федерализма на территории Российской Федерации.

Целью курсовой работы выступает рассмотрение административно-территориального состава Российской Федерации, а так же его законодательного закрепления.

Исходя из поставленной цели научного поиска, необходимо выделить следующие задачи:

- рассмотрение понятия и сущности федерации;

- рассмотрение основных признаков и принципов российского федерализма;

- характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

- разграничение предметов ведения Российской Федерации;

- рассмотрение путей совершенствования развития федерализма на территории Российской Федерации;

Предметом исследования выступает Российская Федерация, как основной пример построения федерального общества.

Объектом курсовой работы выступают федеративные правоотношения, которые возникают между субъектами федерации.

Теоретическую основу исследования составила методологическая и доктринальная литература в рамках развития федерализма, а так же нормативно-правовые акты в данной сфере. В частности основным нормативно-правовым актом выступает Конституция Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов, как системно-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, исторический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА Понятие и сущность федерации

Поскольку государственное устройство Российской Федерации уникально по своей природе, поскольку Россия выступает самой крупной федерацией в мире, при этом, не только исходя из количества субъектов, входящих в состав, но и по количеству их разновидностей. Именно поэтому необходимо для начала рассмотреть понятие федерации в системе современного конституционного устройства1.

Для начала, при определении понятия федерации, необходимо разграничить такие понятия как федерация и федерализм, поскольку их ни в коем случае нельзя отождествлять, однако в правовой литературе данный вопрос еще не достаточно разработан.

Современная правовая наука сочетает в себе различные подходы к определению понятия федерация. Так, одна категория ученых приводит три подхода к определению понятия федерации2.

Первый подход говорит о том, что федерацией в многонациональных государственных формах государственного устройства, при которых несколько обособленных государств, которые обладают всеми признаками государства, т.е. политическим устройством, территориальной целостностью, имеют свою армию и денежную единицу, образуют единое союзное государство. С этого момента данные государства имеют общие первичные признаки. Государственные образования с этого момента становятся субъектами федерации, которые входят в состав единого союзного государства.

Второй подход определяется как государство, основанное на началах федерации.

Третий подход вписывается в рамки международного права и определяет федерацию как составную часть национальной или же международной организации имеющей определенные цели такого объединения.

При этом спорным выступает вопрос относительно того, является ли федерация объединением государств или государственных образований. Однако, если рассматривать данное определение в контексте Российской Федерации, то скорее это объединение государственных образований, поскольку субъекты Российской Федерации не имеют под собой первичных признаков государства, таких например как армия, денежная единица, однако все же присутствует территориальная целостность каждого субъекта федерации в отдельности, правительство, язык, законодательство.

Если же происходит союз государств, как отдельных структурных единиц в рамках достижения определенной цели, то тут уже можно говорить про конфедерацию. При этом конфедерация чаще всего либо распадается после достижения этой самой цели или потери ее актуальности, или же перерастает в федерацию, но тогда государства уже теряют те, признаки, которые были определены выше. На данном этапе развития государственности, к конфедерации некоторые ученые относят Европейский Союз, в данном утверждении все же есть доля правды, поскольку там существует общее законодательство, ходит общая валюта. Однако на официальном уровне Европейский Союз закрепляется как международное образование, нежели как конфедерация.

Таким образом, в рамках данного исследования необходимо сказать о том, что федерацией все же выступает объединение государственных образований, нежели объединение полноценных государств, однако при выходе из федерации данные государственные образования, при наличии определенных факторов, все же могут стать полноценными государствами.

Из данного утверждения можно выделить четкое определение понятия федерации, которое дано В.Любащицом, который сказал, что: «федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как, например, Россия и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника – волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-членов – с другой»1.

Возвращаясь к соотношению понятий федерации и федерализма, как уже отмечалось выше, необходимо сказать, что они не тождественны и соотносятся между собой как форма и содержание. Федерацией является форма территориально-государственного устройства, при которой государственные образования объединяются в одно государство, приобретая при этом статус субъекта федерации.

Федерализмом признается проявление установленных между субъектами федерации (государственными образованиями) правоотношений, это сами такие федеративные отношения во всем их многообразии со всеми их структурными единицами. При этом такие отношения возникают не только в правовой сфере, но и в политической, социальной, психологической, экономической и других сферах взаимодействия. Таким образом, федерация – это статическое проявление взаимоотношения между государственными образованиями, выражающихся в их объединении, а федерализм понятие динамическое и отражает процесс взаимодействия между государственными образованиями после их объединения.

Возвращаясь к понятию и особенностям федерации, сделаем вывод о том, что федерацией признается сложное, административно-территориальное устройство государства, структурной единицей данного государства выступают государственные образования (субъекты федерации), при этом существует двойная система законодательства органов государственной власти, особая система налогообложения, характеризующаяся двухканальностью.

Принципы федерализма в Российской Федерации

Основные принципы федерализма в Российской Федерации определены на конституционном уровне, а именно в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Необходимо рассмотреть основные из них.

Первым принципом российского федерализма выступает государственная целостность, которая отражается в понятии государственного суверенитета. Данный принцип отражается в том, что государственный суверенитет, как принцип верховенства и независимости государственной власти, распространяется не только на государство в целом, но и на субъекты Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации не имеют право на выход из состава Российской Федерации. В правовой науке данный механизм именуется сецессией.

В рамках данного принципа необходимо отметить, что на всей территории Российской Федерации действует единое гражданство и определены единые государственные границы, действует единая Конституция, как основной закон и единое экономическое пространство.

Вторым принципом федерализма на территории Российской федерации выступает единство системы государственной власти на территории Российской Федерации. Данный принцип отражает как государственную политику на территории Российской Федерации, так и основы построения органов государственной власти. Ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации1.

При этом система органов судебной власти по своей природе является централизованной, где к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Третьим принципом федерализма на территории Российской Федерации выступает равенство всех субъектов Российской Федерации. Таким образом, при любых проявлениях федерализма, то есть федеральных правоотношений все субъекты равноправны между собой. Такое равноправие означает равные возможности при решении того или иного вопроса между субъектами Российской Федерации, федеративные отношения не могут строиться на императивных правах одного из субъектов. Однако все же стоит отметить, что все же на практике не редко тот или иной субъект занимает доминирующее положение, поскольку все они различны по экономическим и политическим критериям, однако правовая сторона данного вопроса в любом случае не отдает приоритета тому или иному субъекту.

Однако, все же можно сказать что такое равноправие скорее номинально, поскольку закреплено только на уровне Конституции и никак не подтверждается на политико-правовом уровне федеративных правоотношений2.

При этом, даже на законодательном уровне статус государства имеют право получить только Республики, то есть только они имеют право принимать свою конституцию, все же иные субъекты Российской Федерации вправе принимать только уставы, что уже говорит о нарушении равноправия между субъектами федерации.

Поскольку республики позиционируются как государства, они вправе устанавливать свои государственные языки, такого права иные субъекты Российской Федерации не имеют, что говорит так же о нарушении принципа равноправия, т.к. автономные области и округа так же образованы по национальному признаку.

Республики так же имеют право предоставлять свое гражданство лицам, которые постоянно проживают на территории республики в соответствии с Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

Статья 66 Конституции Российской Федерации гласит о том, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть по сути быть составной частью иного субъекта, нежели Российская Федерации, а следовательно такие автономные округа должны подчиняться законодательству и политики того субъекта Российской Федерации в состав которого он входит, тут нельзя говорить ни о каком равноправии.

Четвертым принципом федерализма на территории Российской Федерации выступает то, что все народы, которые проживают на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют право на самоопределение, которое даровано им Конституцией. Право народов на самоопределение закреплено не только на уровне Конституции Российской Федерации, но и на международном уровне, а именно указанное право закреплено в Уставе ООН. Однако, право на самоопределение народов, которое гарантированно именно на уровне Конституции Российской Федерации, имеет далеко не такое правовое положение как на уровне международного закона. Данное право не дает народу основания на отделение от Российской Федерации, указанное право выступает внутригосударственным. Данный принцип является больше территориально-политическим, и говорит о том, что народ может в рамках Российской Федерации образовать собственный субъект Российской Федерации образованный по национальному принципу.

Пятый принцип российского федерализма заключается в нормативном закреплении разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, на территории Российской Федерации существует двухуровневая система органов государственной власти, которая разграничивает предмет ведения непосредственно между Российской Федерацией и ее структурными единицами – субъектами.

При таком разграничении так же должны соблюдаться определенные принципы, к которым относятся:

- конституционность, поскольку Конституция Российской Федерации выступает основным законом Российской Федерации, нормативно-правовые акты, которые издаются на территории субъектов Российской Федерации, должны им соответствовать.

- верховенство законов Российской Федерации. Если нормативно-правовой акт или договор субъекта Российской Федерации противоречит законам Российской Федерации, на основании данного принципа действуют последние.

- равноправие субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и управления;

- недопустимость ущемления права и интересов субъектов Российской Федерации при разграничении прав и законных интересов между субъектами Российской Федерации;

- согласование интересов субъектов Российской Федерации и самой федерации;

- обеспеченность ресурсов при разграничении прав и обязанностей между субъектами Российской Федерации;

- свобода и гласность заключения договоров и соглашений;

Таким образом, необходимо отметить, что многообразие принципов российского федерализма говорит о том, что российский федерализм действует в рамках законности и построения независимого правового государства, однако все же на практике некоторые из данных принципов не соблюдаются.

Признаки федерализма в Российской Федерации

Признаками федерализма следует называть такие основные черты, которые отличают такую форму государственного устройства как федерализм от иных форм государственного устройства или иного союза государств, а с другой стороны позволяют выделить понятие федерализма и его основные свойства.

При этом все признаки федеративного устройства делятся на обязательные и факультативные. Обязательные признаки свойственны всем федерациям без исключения, факультативные же признаки свойственны не всем федерациям.

Для начала необходимо рассмотреть обязательные признаки федерализма. К таким признакам можно отнести:

- сложный характер государства. Государство в обязательном порядке имеет в своем составе несколько структурных единиц – субъектов федерации, в противном случае можно говорить об унитарном государстве, а никак не о федеральном.

- совокупная федеральная территория. Один из основных признаков любого государства – территория, не может быть выпущен из внимания и при определении государства. Так территория федеративного государства, не рассматривается как территория отдельно взятого субъекта федерации, а рассматривается в ее совокупности.

- двухуровневая система органов законодательной и исполнительной власти. Такая система позволяет объективно осуществлять управление, как на местах, так и государством в целом, учитывая при этом интересы всех субъектов федерации, что позволяет говорить о законности такого образования и его демократическом характере;

К факультативным же признакам федерализма можно отнести:

- двухпалатную систему федерального парламента;

- двухуровневая система государственных органов, которые осуществляют специализированный конституционный контроль;

- наличие у субъектов федерации собственного языка и собственного гражданства;

Таким образом, анализ всех признаков федерации, как обязательных, так и факультативных позволяет сделать вывод о том, что государство, которому они действительно присущи можно назвать федерацией.

Возвращаясь к признакам именно российского федерализма, необходимо отметить:

- суверенное государство, которое обладает своей территорий, полнотой власти, а так же имеет единые вооруженные силы;

- имеет единую правовую систему, которая строиться на конституционных нормах, но при этом является двухуровневой;

- все лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» имеют единое гражданство Российской Федерации;

- имеет территориальное единство;

- имеет имущество, которое находиться в собственности Российской Федерации;

- имеет единую денежную систему;

- государственный герб, флаг, гимн, как официальные символы Российской Федерации;

- обладает исключительным правом на заключение мира и объявления войны;

В выводе к первой главе следует сказать о том, что следует отличать между собой понятие федерации и федерализма. Указанные два понятия соотносятся между собой как факт и следствие, поскольку федерация выступает определенным государственным образованием, вернее формой его административно-территориального устройства, а федерализм, это результат вступления субъектов в состав федерации, те федеральные отношения, которые возникают между ними.

Если говорить о Российской Федерации, то основы федерализма определены на уровне Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основные признаки и принципы российского федерализма.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 2.1. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации

Наименования и правовой статус субъектов Российской Федерации определены в Конституции Российской Федерации. К субъектам Российской Федерации относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Рассматривая основные признаки конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что, несмотря на принцип равноправия между всеми субъектами федерации, некоторые все же имеют определенные привилегии относительно других, в частности это касается республик. Так рассмотрим основные признаки конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации:

- республика имеет свою конституцию и свое законодательство, на основании ст. 5 Конституции Российской Федерации, при этом другие субъекты Российской Федерации имеют право на свой устав. Устав конечно нельзя приравнять к Конституции, однако все же это является определенной формой выражения основополагающих моментов данного субъекта. Данные конституции и уставы определяют основы конституционного строя данного субъекта, основы правового статуса личности, избирательную систему, полномочия органов государственной власти, а так же организационные вопросы регулирования внесения изменений и дополнений в данную конституцию;

- субъекты Российской Федерации, как любые государственные образования имеют свою территорию, однако данная территория расположена в рамках границ Российской Федерации. При этом границы субъектов Российской Федерации могут быть изменены, однако на основании их двусторонней договоренности. В рамках данного правила действует и право народов на самоопределение, однако данное правило действует только в рамках границ Российской Федерации и не говорит о том, что субъекты Российской Федерации могут выйти из состава государства. При этом власть субъектов Российской Федерации распространяется только в рамках территории данного субъекта.

- каждый субъект Российской Федерации имеет свою систему государственных органов власти. При этом, как уже отмечалось выше, вся система органов на территории Российской Федерации двухуровневая. При этом сама система органов власти субъекта федерации устанавливается самим субъектом. При таком образовании субъекты Российской Федерации руководствуются основами конституционного строя Российской Федерации – принципом разделения властей, отделения органов местного самоуправления и органов государственной власти, а так же светский характер построения органов государственной власти;

- субъект федерации, так же как и сама Российская Федерация имеют свою символику. К такой символике относится флаг, герб и гимн, которые позволяют определить тот или иной субъект Российской Федерации. При этом каждый субъект федерации имеет свою столицу1.

Конституционно-правовой статус любого субъекта Российской Федерации может быть изменен, согласно ст. 66 Конституции Российской Федерации, при этом требуется взаимное согласие, как со стороны субъекта федерации, так и со стороны государства непосредственно.

Если говорить о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации, то так же следует отметить их основные виды. В зависимости от наименования субъекта федерации различают их три основных вида:

- Республика. Наиболее противоречивый в правовой доктрине вид субъекта Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет данные субъекты как государства. И вправду конституционно-правовой статус данных субъектов значительно шире, чем у других субъектов, поскольку они вправе иметь собственную конституцию, гражданство, а так же свой государственный язык. Иные субъекты Российской Федерации не имеют данных полномочий. Говоря о данных субъектах, необходимо отметить, что они образованы по национальному признаку, при этом название данного субъекта определяется на основании титульной национальности, которая проживает на территории субъекта.

- края и области, города федерального значения. Данные субъекты федерации вправе иметь свои уставы, которые устанавливают их правовой статус, наряду с Конституцией Российской Федерации.

К городам федерального значения относят город Москва, Санкт -Петербург, а с недавнего времени данный статус приобрел город Севастополь. Г. Москва имеет особый статус на основании того, что выступает столицей Российской Федерации. Особый статус данного города определяется Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации».

- Третьим видом субъектов Российской Федерации выступают автономные области и автономные округа. Автономные области образуются по национальному признаку и так же как республики имеют название титульной национальности, которая проживает на территории данного субъекта. Автономные образования так же осуществляют свою внутриполитическую деятельность на основании уставов1.

Однако, автономные образования так же имеют определенные особенности, так, в состав автономного образования могут входить края и области.

При этом такое вхождение в состав автономного округа не означает потерю конституционно-правового статуса края или области.

2.2. Разграничение предметов ведения Российской Федерации

Данное разграничение закреплено на конституционном уровне и определено в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Такое разграничение осуществляется как на основании Конституции, так и на основании федеративного договора или же иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративным договором выступает договор, в котором разграничиваются предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти их субъектов. 31 марта 1992 года Президент Российской Федерации и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подписал Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Однако данный нормативно-правовой акт не подписан Республикой Татарстан и Чеченской республикой.

Конституция Российской Федерации так же разграничивает предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения, а так же предмет ведения субъектов Российской Федерации. Все данные правомочия определены в соответствующих статьях Конституции.

При этом, Федеративный договор во многом противоречит Конституции Российской Федерации, что говорит о том, что Конституция во многом перекрывает действие Федеративного Конституцией, действуют положения Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим четко определенные предметы ведения. Так, предметом ведения Российской Федерации выступает:

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

- федеративное устройство и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

- федеральная государственная служба.

Предметом совместного ведения выступает:

- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2.3. Пути развития федерализма в Российской Федерации

Федерализм в доктринальном понимании данного слова пока продолжает оставаться ориентиром для грамотного построения общества, основанного на международно-правовых принципах. Многие шаги уж приняты правительством Российской Федерации, однако они означают только первые шаги к правовому государству и демократии, а так же политическому плюрализму.

Так, в любом случае, при построении идеальной модели федеративного государства означает построение взаимоотношений между так называемым центром и регионами на основании партнерских отношений, построенных на равноправии всех субъектов. При этом центр и региона должны обладать равными правами не только в законодательной сфере, они должны обладать равным экономическим и политическим потенциалом, что бы выступать полноправными членами диалога.

Ряд вопросов в данной области у ученых вызвало присоединение Республики Крым, а так же города федерального значения – Севастополя в состав Российской Федерации. С одной стороны власти Российской Федерации проявили огромный потенциалы, что бы наладить нормальное существование данных новообразованных субъектов Российской Федерации, однако экономическое, а самое главное политическое положение данных субъектов вызывает множество трудностей.

Исторически Российская Федерация, как государство представляет собой одно из уникальнейших явлений, поскольку форма ее государственного устройства менялась в зависимости от тех или иных политических условий.

Становление федерализма в рамках Российской Федерации представляет собой сложное явление, которое зависит от решения как национального вопроса, который достаточно остро стоит в современном обществе, а так же тех противоречий, которые возникают как на государственном, так и на административно-территориальном уровне1.

Важным противоречием, которое было рассмотрено в первой главе, выступает определенный, но не исполняемый принцип равенства субъектов федерации.

На данном этапе развития федерализма на территории Российской Федерации необходимо значительным образом усовершенствовать правовую систему. К структурным направлениям развития федерализма на территории Российской Федерации можно отнести:

- создание регионов, а так же их инфраструктуры, которые развивались бы в едином темпе, позволив обеспечить равноправие между всеми субъектами Российской Федерации, а так же центром;

- приведение федеральной системы в определенную симметрию, однако это все же более идеальная модель, нежели реальность;

- совершение действий, которые будут направлены на укрепление механизма, который бы обеспечил целостность системы, то есть федерации;

- укрепление самостоятельности регионов, вместе с тем оставляя решение основных вопросов за центром;

- контроль за обеспечением регионов ресурсами, которые были бы необходимы для его нормального функционировании, а так же контроль за правильным перераспределение расходов со стороны регионов, для наиболее эффективного развития;

Таким образом на законодательном уровне необходимо закрепить ряд институтов, в частности институт федерального вмешательства в деятельность субъектов федерации, механизм государственного контроля за нормативной деятельностью субъектов Российской Федерации и их соответствием положениям Конституции Российской Федерации, а так же федеральным и иным законам. Так же до сих пор на нормативном уровне не определен порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц, которые осуществляют контроль за деятельностью субъектов Российской Федерации.

В выводе ко второй главе необходимо отметить, что федеративное устройство Российской Федерации имеет давнюю историю своего развития, однако, все же федеративная система требует совершенствования. Так, основной проблемой развития федерализма на современном этапе составляет асимметрия отношений между субъектами федерации, основанная на не равенстве экономического, политического, а так же законодательства положения вещей в республике, крае области или ином территориальном образовании Российской Федерации. На современном этапе законодательство Российской Федерации все же должно выработать основные принципы контроля за деятельностью управляющих структурных единиц субъектов Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленных задач научного исследования, можно сделать ряд выводов.

Федерацией больше выступает объединение государственных образований, нежели объединение полноценных государств, однако при выходе из федерации данные государственные образования, при наличии определенных факторов, все же могут стать полноценными государствами.

Понятие федерации и федерализма не тождественны по своей природе и соотносятся между собой как форма и содержание. Федерацией является форма территориально-государственного устройства, при которой государственные образования объединяются в одно государство, приобретая при этом статус субъекта федерации.

Федерализмом признается проявление установленных между субъектами федерации (государственными образованиями) правоотношений, это сами такие федеративные отношения во всем их многообразии со всеми их структурными единицами. При этом такие отношения возникают не только в правовой сфере, но и в политической, социальной, психологической, экономической и других сферах взаимодействия.

Федерация – это статическое проявление взаимоотношения между государственными образованиями, выражающихся в их объединении, а федерализм понятие динамическое и отражает процесс взаимодействия между государственными образованиями после их объединения.

Принципы российского федерализма определены на уровне Конституции Российской Федерации. К данным принципам относят:

- государственную целостность, которая отражается в понятии государственного суверенитета.

- единство системы государственной власти на территории Российской Федерации, отражающее как государственную политику на территории Российской Федерации, так и основы построения органов государственной власти.

- равенство всех субъектов Российской Федерации, при любых проявлениях федерализма, то есть федеральных правоотношений все субъекты равноправны между собой. Данный принцип вызывает много споров на доктринальном уровне и выступает основной линией усовершенствования развития федерализма на территории Российской Федерации.

- все народы, которые проживают на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют право на самоопределение, которое даровано им Конституцией. Данный принцип является больше территориально-политическим, и говорит о том, что народ может в рамках Российской Федерации образовать собственный субъект Российской Федерации образованный по национальному принципу.

- нормативное закрепление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Признаками федерализма следует называть такие основные черты, которые отличают такую форму государственного устройства как федерализм от иных форм государственного устройства или иного союза государств, а с другой стороны позволяют выделить понятие федерализма и его основные свойства. Все признаки подразделяются на основные и факультативные.

К признакам российского федерализма относят:

- имеет единую правовую систему, которая строиться на конституционных нормах, но при этом является двухуровневой;

- все лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» имеют единое гражданство Российской Федерации;

- имеет территориальное единство;

- имеет имущество, которое находиться в собственности Российской Федерации;

- имеет единую денежную систему;

- государственный герб, флаг, гимн, как официальные символы Российской Федерации;

- обладает исключительным правом на заключение мира и объявления войны;

Рассматривая основные признаки конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что, несмотря на принцип равноправия между всеми субъектами федерации, некоторые все же имеют определенные привилегии относительно других, в частности это касается республик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152; 2005. № 42. Ст. 4212.

  2. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.06.1999г. № 119-ФЗ (утратил силу) // Собрание Законодательства РФ. 28.06.1999. №26. Ст. 3176.

  3. Федеративный договор «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 03.1992г. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М.: Республика. 1994. 79с.

  4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. / С. А. Авакьян. – М.:Норма, 2010. – 215 с.

  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М., 2010. – 796 с.

  6. Бессонова В.В. Эволюция института федерализма в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №4. С. 34-39.

  7. Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М - Москва, 2014. - 384 c

  8. Бурбина Ю.В. Перспективы российского федерализма // Юридический мир. 2009. №7. С. 54-59.

  9. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо - Москва, 2013. - 560 c

  10. Григорьева А.В. Федерализм и гражданское общество // Российский юридический журнал. 2010. №1. С. 19-20

  11. Козлова Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.

  12. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Феникс, 2011. – 116 с.

  13. Нарутто С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. – М.: Ифра-М. 2013. – 413 с.

  14. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 581 с.

  15. Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. - М.: Юрайт,2012. – 245 с.

  16. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 671 с.

1 Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Феникс, 2011. – С. 38.

2 Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. - М.: Юрайт,2012. – С. 21.

1 Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - М., 2010. – С. 112.

1 Бурбина Ю.В. Перспективы российского федерализма // Юридический мир. 2009. №7. С. 54

2 Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М - Москва, 2014. – С. 75.

1 Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо - Москва, 2013. – С. 112.

1 Григорьева А.В. Федерализм и гражданское общество // Российский юридический журнал. 2010. №1. С. 19

1 Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — С. 85.

Просмотров работы: 4462