Управление транспортным средством производится водителем с приборной панели с помощью контрольно-измерительных приборов. Приборная панель автомобиля состоит из множества кнопок, индикаторов, переключателей, датчиков. Для безопасного управления транспортным средством необходимо, чтобы датчики, индикаторы и приборы предоставляли водителю своевременную и точную информацию о состоянии всех систем в целом. К основным требованиям, предъявляемым к КИП, относятся надежность работы, стабильность характеристик в условиях длительной (до капитального ремонта) эксплуатации, своевременность предоставления информации, взаимозаменяемость, высокая информативность.
В связи с этим к панели приборов предъявляет ряд требований, разработанные конструкторами, для сохранения жизни человека и исключения травматизма при возникновении ДТП. Требования к комфорту и интерьеру автомобиля указаны в ГОСТ Р 41.21-99 (Правило ЕЭК ООН №21)).
Панель приборов изготавливают из пластмасса, которую крепят к стальному каркасу. Облицовка формируется из полиуретана, с твердым покрытием. Данный материал выбран неслучайно. Деформируемая пластмасса позволяет снизить пиковые нагрузки при столкновении автомобиля. Материал для изготовления приборной панели подбирается таким образом, чтобы не оказывалось воздействия на жизнь и здоровье человека.
Для изготовления деталей панели приборов предусмотрены материалы, указанные в таблице 1. [1]
Таблица 1 - Материалы, для изготовления панели приборов
Наименование материала |
Байблент |
Пропилен |
Сталь |
Модуль Юнга (GРa) |
2,1 |
1,8 |
200 |
Коэффициент Пуассона |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
Плотность (кг/м3) |
1130,0 |
1042,0 |
7800,0 |
Так как панель приборов это «внутреннее лицо» автомобиля, то в настоящее время существует множество вариантов по конструктивной и декоративной доработке передней салонной части автомобиля.
Тюнинг автомобиля - процесс доработки обычного автомобиля, нацеленный на улучшение заводских характеристик или создание уникального стиля (изменение внешнего вида и отделки салона, не в ущерб имеющимся характеристикам) и др. [2]
Для тюнинга торпеды используют два приема:
Замена старой панели приборов на новую;
Декорирование уже имевшей панели приборов.
Для выполнения первого приема достаточно иметь новую панель приборов и специализированные инструменты и материалы, такие как отвертки и шуроповерты. Для осуществления второй задачи необходимо точное понимание владельца автомобиля, что он ожидает после декорирования. Для этого могут понадобиться разнообразные наклейки, краска, материалы и необходимые инструменты и приспособления. Для того, чтобы панель приборов сделать более оригинальной и современной в настоящее время украшают новым оформлением контрольно-измерительные приборы, датчики и индикаторы, изменив при этом шкалу, сделав ее более привлекательной, или изменить подсветку.
Основные варианты тюнинга элементов приборной панели следующие:
Перетяжка маски приборов;
Рамка для навигатора;
Подсветка панели приборов;
Изготовление стойки под дополнительные приборы;
Реставрация штатных шкал.
Чаще всего, изначально, при покупке автомобиля будущий владелец обращает внимание на облик автомобиля и его презентабельный вид. Стандартные обшивки панели приборов не всегда могут удовлетворить вкусы и предпочтения клиентов, поэтому и возникает необходимость в тюнинге.
Для перетяжки торпеды используются такие материалы как:
Кожа;
Кожзам;
Алькантра.
Наиболее предпочтительными материалами являются кожа и алькантра. Кожаные салоны способны пропускать воздух и обладают надежностью, что обеспечивает определенный комфорт. Помимо всего прочего, кожаный салон – это отражение высокого статуса владельца автомобиля. Алькантра – достаточно новый синтетический материал, который имеет вид замши, кожи или нубука. Главным достоинством этой обивки перед своими натуральными аналогами является повышенная износостойкость и практичность. Алькантра также имеет привлекательный вид и легко поддается чистке. [3]
В сервисные предприятия владельцы автомобилей наиболее чаще обращаются с вопросом реставрации штатных шкал. Это может быть вызвано желанием обновить дизайн панели или заменой пришедшей в негодность шкалы. Так же в дополнение к изменению внешнего вида шкал производится и замена подсветки.
При попадании автомобиля в ДТП, с целью обеспечения безопасности, срабатывают подушки безопасности, которые способствуют уменьшению травматизма водителя и пассажиров. После сильного удара может быть поврежден интерьер салона. Отсюда выявляется значимость тюнинга панели приборов, который позволит не только вернуть первозданный вид панели, но и улучшить внешний вид с использованием качественных и современных материалов.
Тюнинг приборной доски, как и всего автомобиля, должен удовлетворять эргономическим требованиям, требованиям безопасного управления автомобилем и учитывать психофизические особенности водителя.
На состояние водителя значимое влияние оказывает цвет приборной панели. Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле. Это позволяет препятствовать появлению бликов и зеркальных отражений. Для того чтобы повысить концентрацию водителя на дороге чаще всего передняя часть кузова окрашена в темный цвет. Тюнинг приборной панели позволяет использовать разные цвета в зависимости от предпочтений водителя. Оформление контрольно-измерительных приборов может быть различным. Первостепенной задачей тюнинга является обновление панели, но с учетом легкодоступности и читаемости информации.
В качестве конструктивной доработки панели приборов изготавливают стойки под дополнительные приборы. Для того, чтобы водитель мог своевременно получить информацию о состоянии систем на панели приборов размещают большое количество датчиков и индикаторов. На данный момент, конструкторам-разработчикам необходимо уделять внимание насыщенности устройств на консоли. С течением времени происходит развитие автомобильной промышленности, разработка новых технологий и внедрение различных систем, что приводит к увеличению контрольно-измерительных средств на панели приборов. Таким образом, загруженность приборной панели отрицательно сказывается на управлении транспортным средством водителем и при несвоевременном включении нужного датчика может привести к возникновению ДТП.
В современных автомобилях панели приборов имеют жидкокристаллические экраны. Они более компактны и многофункциональны, заменяя целый ряд дополнительных приборов на приборной доске и передних стойках, способны продемонстрировать водителю многочисленные технические показатели. В автомобилях, раннего производства, данного устройства нет. Поэтому для решения этой задачи обращаются к тюнингу панели приборов для создания отсека для навигатора или для подключения ЖК-дисплеев.
Применение конструктивных и декоративных доработок панели приборов автомобиля позволяет довести автомобиль до идеала. Установлено, что тюнинг панели приборов изменяет внешний вид контрольно-измерительных приборов, датчиков и индикаторов, с учетом вкуса и предпочтения владельца. Декорирование и изменения дизайна приборной панели позволяет повысить комфортабельность водителя, обеспечить своевременный доступ и повысить информативность приборов. Недостатком применения тюнинга является использование нестандартных ярких цветов, которые оказывают влияние на работоспособность водителя, на психологическое состояние человека, изменяя артериальное давление, пульс, частоту дыхания водителя, а также увеличение времени реакции водителя. При использовании насыщенной цветовой гаммы в панели приборов, изменяется время считывания информации, уменьшается концентрация водителя на дороге. При попадании солнечных лучей на панель приборов, окрашенной не в темный цвет, возможно появление бликов, которые неблагоприятно сказываются на управлении автомобилем. При несоблюдении всех требований эргономики, безопасности и эстетических показателей возможно возникновение ДТП и отсутствие времени для принятия мер по предотвращению его.
Список используемых источников:
Крутолапов В.Е., Моисеенко Ж.Ю., Воронин С.С., Шмелев Е.Н., АО «АВТОВАЗ» «Моделирование панели приборов при проектировании автомобиля»;
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тюнинг_автомобиля/;
http://srs-tuning.ru/peretyajka-salona/torpedo/.