ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В РОССИИ

Шевченко Н.Ю. 1, Корбакова Т.В. 1
1Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технологического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Учить подвижным играм, кои придают телу силу

и поворотливость, уму - бодрость и расторопность».

Екатерина II

Много работ посвящено греческим олимпийским играм. А как развивался спорт в нашей стране? В какие игры любили играть наши предки?

Игры являются яркой чертой культуры каждого народа.Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать” [1]. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры,а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками.

Некоторые слова в древности носили другой смысл. Для раскрытия истинного смысла слов будем пользоваться древнеславянской буквицей (табл.1).

Таблица 1 – Древнеславянская (древлесловенская) Буквица

№1 1

Аzъ

Начало, исток, человек-творец на Земле

№2

Боги

Множество,

превосходящая форма,

преобладание

№3 2

Вѣди

Ведение, знания, взаимосвязь,

мудрость земная и божественная

№4 3

Глаголи

Передача

мудрости

№5 4

Добро

Добро, развитие, достаток,

накопление,

преуспевание

№6 5

Єсть

Форма жизни на Земле, бытиё; пять элементов жизни

№7

Есмь

Связка,

разнообразие, существование, многомерность

№8

Животъ

Жизнь

многогранная

№9 6

Sѣло

Неизвестное,

очень, сверх

№10 7

Землѧ

Земля, почва

№11 8

Иже

Соединение, единство с природой, равновесие, гармония

№12 10

ижеi

Вселенские

понятия; поток космической

энергии

№13

їнить

Общинная форма, общинность;

общение

№14

Гєрвь

Прекрасное,

необычное,

душевное

№15 20

Како

Объединение человека со

Вселенной;

сравнение;

приближение

№16 30

Людїє

Общность людей; направленность

№17 40

Мыслитѣ

Мышление, мысль, мудрость

№18 50

Нашъ

Наше; родное;

то, что было

известно нашим предкам

№19 70

Онъ

Структура, форма;

сфера; определенность; самостоятельно существующее

№20 80

Покои

Покой,

бездействие,

постоянное

состояние;

неподвижность

№21 100

Рѣци

Речь, изречение, течение; энергия разграничение, упорядочение; разделение

№22 200

Слово

Слово; мысль произнесенная; поток; соединение двух сфер

№23 300

Твърдо

Твердость;

утвержденное свыше, указание

№24

Укъ

Зов; послание; приближение

№25 400

Оукъ

Чувственность; устои наших предков

№26 500

Фертъ

Гордость;

благородство; значимость

№27 600

Хѣръ

Гармония; лад; вселенское равновесие; пересечение

№28 800

Отъ

Предел;

окончательный результат; до сей поры; период:

от и до.

№29 900

Цѣ

Высшая структура, определяющая цель; система устремлений; цельность; целеустремлен-

ность

№30 90

Чєрвль

Черта; красивый, красный, рубеж; грань; эмпирическое знание; межа

№31

Ша

Тишина, покой, простор; объемное распространение; пространственно-временная

структура; ширь;

№32

Шта

Защита; плотность; пространство, ограниченное пределом; многоплановость, находящаяся под защитой

№33

Єръ

Твердо;

сотворение в процессе действия;

процесс творения

№34

Єры

Единение;

соединение;

единство чего-то

с чем-то; множество; множественная структура

№35

Єрь

Существующая жизнь, Богом данная;

то, что уже сотворено природой; законченное творение

№36

Ѧть

Взаимосвязь небесных и земных структур

№37

Юнь

Движение вне взаимосвязи с основным потоком; соприкосновение

№38

Арь

Образ одного рода, структура однородная;

хранитель

№39

Эдо

Прикосновение к целому, формы познания себя и мира; прикосновение к целому

№40

Омъ

Сияние;

Созидание;

продолжение движения

№41

Єнъ

Он; структура определенного восходящего образа; родовитость

№42

Одь

Богатство, передаваемое по наследству; культурное наследие предков; согласие

№43

Ёта

Познание;

часть; квант; элемент образа

№44

Ота

Неприятие

чего-либо; неизвестная излучающая система

№45 60

Кси

Дух

№46 700

Пси

Душа;

единство Души, Духа и воли (совести)

№47 9

θита

Гармония

с природой;

равновесие;

единство духа.

№48

Ижица

Движение; плод; гармоничное

распространение; благость

№49

Ижа

Мера времени,

характеристика движения

времени

Само слово “забава” у славян носило не совсем “развлекательный” смысл, а более широкий: “массовое событие”.

Забава – вслед (за) за восхищением (ба) следует мудрость (ва).

Почти все слова в древности служили аббревиатурой. Каждая буквица являлась словом и имела несколько основных смыслов (см. табл1). Разбирая слово по буквам и соединяя образы (смыслы) буквиц можно узнать глубинный (скрытый) смысл любого слова.

Для раскрытия глубинного смысла слов можно рассчитать числовое и цифирное значение данного слова. Для этого необходимо сложить числовые значения буквиц (указаны в правом верхнем углу табл.1) и преобразовать полученное значение путем дальнейшего сложения до простого числа. Аналогично можно поступить с порядковыми номерами буквиц (левый верхний угол табл.1) и рассчитать цифирное значение слова. Дело в том, что наши предки числа тоже выражали буквами. Например, число два: ∙В∙ (мудрость, знания). Поэтому числа тоже несли информацию.

Рассчитаем числовое и цифирное значение слова «забава» и узнаем его глубинный смысл.

Числовое значение слова ЗАБАВА:

З(7) +А(1)+Б(0)+А(1)+В(2)+А (1)=12 (∙Вİ∙)=3 (∙Г∙) – стремление (İ) к познанию (приобретение мудрости-В) через движение (Г).

Цифирное значение слова ЗАБАВА:

10(З)+1(А)+2(Б)+1(А)+3(В)+1(А)=18 (∙Иİ∙) = 9 (∙Ѳ∙) – гармония с природой.

Следовательно наши предки под словом «забава» подразумевали не просто развлечение, а стремление к гармонии, мудрости через движение.

Рассмотрим основные славянские игры.

На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных “потехах”. Яркий пример тому – Русский кулачный бой (“кулачная потеха”).

Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Кулачные бои проводились один на один или “стенка на стенку” (групповой бой).

Для государства данный вид единоборства был полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству “без отрыва от производства”.

Местами проведения боев в летнее время были городские площади, поляны а, зимой “потеха” происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси приходятся на зиму. На поединки ходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.

Большинство кулачных боев проводились по правилам:

• биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,

• не бить лежачего противника,

• не бить сзади,

• не таить в кулаке тяжелых предметов,

• не ставить подножек и не захватывать одежды противника,

• не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых.

Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы - “надёжи”.

Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.

По окончанию “потехи” чествовали наиболее отличившихся бойцов –

их водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно видно отношение славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства.

Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою Родину.

Кулачные бои назывались потехой.

Разберем слово «ПОТЕХА».

Числовое значение слово ПОТЕХА:

П(80)+О(70)+Т(300)+Е(5)+Х(600)+А (1)= 1056 (∙҂АНS∙)= 12(∙Вİ∙)=3 (∙Г∙) – источник (А) нашей (Н) сверх силы (S), передача (Г) и приобретение мудрости (Вİ).

Цифирное значение слово ПОТЕХА:

20(П)+19(О)+23(Т)+6(Е)+27(Х)+1(А) = 96 (∙ЧS∙) = 15 (∙Єİ∙) = 6 (∙S∙) – практический опыт (Єİ), ведущий человека (Ч) к сверх возможностям (S).

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение.

После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма” и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.

Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Создан качественно новый прикладной вид спорта - рукопашный бой, включающий в себя наиболее эффективные приемы различных видов единоборств (самбо, дзюдо, бокса, каратэ).

Развитием рукопашного боя в России занимается Общероссийская общественная организация "Федерация рукопашного боя" (ФРБ).

Основными направлениями деятельности Федерации являются:

– развитие рукопашного боя, как отечественного вида спорта;

– утверждение здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

–патриотическое воспитание российских граждан, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рукопашный бой включен в Единую спортивную классификацию, как самостоятельный вид спорта с 1985 года. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, первенства России среди юниоров и юношей; международный и всероссийские турниры, ведомственные чемпионаты.

   

Рис.1 Рис. 1 Символика федерации рукопашного боя

Специфической системой игровой тренировки славянских воинов был боевой пляс, помогающий вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость, развивать ловкость и силу.

Гопак, трепак, “казачок”, “барыня”, матросское “яблочко” и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Один из вариантов боевого пляса “скобарь” (ломание веселого) предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. Исполняли его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.

     

Танец трепак

Танец-гопак

Танец «Яблочко»

Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения.

Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш

Перед началом “ломания” плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому. Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка. Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока.

Большой популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас.

К спортивным играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян.

В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре.

Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.

Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим:“Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость, глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Числовое значение слова ЛАПТА:

Л(30)+А(1)+П(80)+Т(300)+А(1)=412(∙ВІ∙)=7(∙Z∙) - утвержденная система земных знаний.

Цифирное значение слова ЛАПТА:

16(Л)+1(А)+20(П)+23(Т)+1(А)=61(∙ѮА∙)=7(∙Z∙)- земля, источник духовных знаний.

Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.

Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает.

Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.

К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.

В 1990 г. состоялся первый официальный чемпионат России среди мужских команд в Ростове.

В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.

В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

И с этого времени ежегодно проводятся чемпионаты России по лапте.

1997г. – образована Федерация русской лапты.

Рис. 2 Символика федерации русской лапты

В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в 30 областях и регионах России. Особой популярностью лапта пользуется в Амурской, Иркутской, Тюменской, Томской, Саратовской, Брянской, Омской, Волгоградской, Тульской, Новгородской, Московской, Белгородской и других областях, в городе Красноярске, в Краснодарском крае, в республике Башкортостан.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек.

Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям может занять достойное место на уроках физической культуры особенно в легкоатлетическом цикле.

Другой популярной игрой была игра в «городки». Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. В более поздние времена заядлыми городошниками были Петр Первый, А. Суворов, Л.Н.Толстой, В.И. Ленин, И.В.Сталин и другие заметные фигуры.

Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.

Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.

В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.

В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур (рис.2), и игра была во многом регламентирована.

В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки.

В 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. В 2011 году был проведен пятый Чемпионат Мира по городошному спорту. Общее количество наград, завоеванных сборной России на этом мировом первенстве, составляет 22 медали, в числе которых 9 золотых, 5 серебряных и 8 бронзовых.

INCLUDEPICTURE "http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/4/9/4/650494.jpg" * MERGEFORMATINET

Рис. 3 фигуры игры «городки»

Эмблема федерации городошного спорта России представляет собой изображение трёх волнистых полос - красного, синего и белого цвета, медведя с городошной битой и пяти городков для игры в городки, надписи "ФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДОШНОГО СПОРТА РОССИИ", заключенные в круге.

   

Рис. 4 Символика федерации городошного спорта России

Вывод: игры отражают дух народа, его историю и занимают важное место в жизни людей.

Выполняя свою главную роль - развлечения, игры несли большой социальный смысл, способствуя живому общению людей, и оставались основным средством физического воспитания, развивая силу, ловкость, скорость, меткость и другие качества.

Вобрав в себя лучшие национальные традиции, они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

Список использованной литературы

  1. А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"

  2. Шевченко Н.Ю., Лебедева Ю.В., Неумоина Н.Г. Роль языка в духовном развитии личности //APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Shevchenko-Lebedeva-Neumoina.pdf

  3. Андрей Ивашко. Уроки Древнеславянской Буквицы [Электронный ресурс] URL: http://www.obretenie.info/sciense/education/bukvica.htm (дата обращения: 3.06.14).

  4. Родовой Букварь Древнесловенской Буквицы. – Уфимцева Л.В., Ошуркова Т.Ф. Краснодар: Раритеты Кубани, 2010.– 268с.: ил.

Просмотров работы: 2304