ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Тагирова Е.Ф. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема данного исследования: «Дидактические игры как средство повышения интереса учащихся к математике: основные понятия».

Цель нашего исследования: исследование дидактичсеких игр как средства повышения интереса учащихся к математике.

В настоящей статье остановимся на основном понятийном аппарате исследования: выявление и определение понятиям: «игра», «дидактическая игра», «интерес», привести классификацию дидактических игр.

В первую очередь, рассмотрим понятие «интерес». По определению в толковом словаре С.И. Ожегова «интерес» означает [9, c. 223]:

- особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу. Утратить интерес к собеседнику. Обострённый интерес ко всему новому.

- занимательность, значительность. Интерес рассказа в его сюжете. Дело имеет общественный интерес.

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» приводит следующее определение понятию интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. [11, с. 148 ]

Н.Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру». [8, с. 44]

А.С. Бакарёва видит в интересе «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом». [1, с. 9]

Таким образом, на основе анализа различных определений в качестве основных существенных свойств понятия «интерес» мы выделили следующие:

  • особое внимание к чему-либо;

  • активно-познавательное отношение человека к миру;

  • процессы, повышающие активность сознания и деятельности человека.

Следующим основным понятием нашего исследования является понятие дидактической игры.

Отметим, что к толкованию этого понятия нет однозначного подхода.

Как указывал С. Л. Рубинштейн, в «Основах общей психологии», игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. [11, c. 201].

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. [15, c. 97]

С. Т. Шацкий определял игру как «жизненную лабораторию детства», дающую «аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества». (цит. по [11, с. 136]).

А. С. Макаренко, в «Лекции о воспитании детей», отмечал, что воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. [7, c. 114]

Перейдем к рассмотрению понятия «дидактическая игра».

Как определяет В. Н. Кругликов, дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. [6, c. 263]

Как отмечает в своей статье «Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения» О. В. Коновалова, дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. [5, c. 35]

П. И. Пидкасистый определяет дидактическую игру следующим образом: дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целомобъединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [10, c. 316]

Рассмотрим классификацию дидактических игр.

Н. Ф. Чен в статье «Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии» определяет, что игры классифицируют по учебному содержанию, наличию или отсутствию игрового материала, степени активности учащихся, а также по игровым правилам и действиям. Однако, как указывает Н. В. Чен, не существует единой классификации. Он классифицирует дидактические игры по учебному содержанию следующим образом:

- общеобразовательные (ролевые, ситуативно-ролевые, имитационные, социодрамы);

- профессиональные (деловые). [14, c. 6]

Рассмотрим в общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана [2, c. 94]:

1. Подвижные дидактические игры-важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

О. С. Газман отмечает, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

2. Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх, как указывает О. С. Газман, на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Как отмечает О. С. Газман, в настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные дидактические игры.

3. Компьютерные дидактические игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Как указывает О. С. Газман, дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. [2, c. 101]

Е. А. Дышинский определил следующую классификацию дидактических игр [3, с. 10 ]:

- обучающие и контролирующие (по значению);

- групповые (коллективные) и индивидуальные (по массовости);

- подвижные и тихие (по реакции);

- «скоростные» и «качественные» (по темпу);

- одиночные и универсальные.

Как определяет Е. В. Карпова, в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие требования [4, c. 302]:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).

- коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую команду, в единый организм.

  • соревновательность создает у учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее соперника, что позволяет сократить время на выполнение задания и добиться более приемлемого результата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия «интерес», «игра», «дидактическая игра» очень многогранны и разнообразны. Многообразие определений понятия «дидактическая игра» обуславливает отсутствие четкой формулировки и классификации данного понятия. В данной статье приведены некоторые из них. Применение дидактических игр на уроках математики является средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Игра не только повышает работоспособность детей, активизирует их мыслительную деятельность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Литература

  1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: автореф. дис. к.п.н.: Челябинск, 1998. — 19с.

  2. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. - М.: Просвещение, 1988.- 512 с.

  3. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка / Е. А. Дышинский. – М: Просвещение, 1972. – 142 с.

  4. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 476 с.

  5. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 35-36.

  6. Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспекттема дис. и автореф. д.п.н. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с.

  7. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А. С. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.

  8. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. — 246 с.

  9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Аз, 1996. – 928 с.

  10. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2012. – 511 с.

  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 1998 с. 248

  12. Салаватова, С.С. Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона: Монография / С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. – 152 с. (С грифом МО РБ).

  13. Салаватова, С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе / С. С. Салаватова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3.

  14. Чен, Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии / Н. В. Чен // Методическая копилка – 2011. – с. 6-10

  15. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Просмотров работы: 4569