Режим работы электродвигателей определяется основными энергетическими процессами, происходящими в них (двигательный, генераторный, тормозной и преобразовательный), также режим работы должен иметь количественную оценку. Количественный режим работы характеризуется целым рядом электрических и механических величин: токами, напряжения, мощностью, скоростью вращения и другими. Электрический двигатель предназначен для работы в определенных внешних условиях с определенными значениями параметров (токи, напряжение, мощность и другие), при которых он эксплуатируется в течении заданного и достаточно длительного срока.
Одно из важнейших требований к устройствам защиты двигателей - четкое действие ее при аварийных и ненормальных режимах работы двигателей и вместе с тем недопустимость ложных срабатываний. Поэтому аппараты защиты должны быть правильно выбраны и тщательно отрегулированы.
Мы видим, что существует техническая проблема: защита электродвигателей от перегрузок, которая решаема, если использовать в качестве индикатора температуры холестерические жидкие кристаллы,
Исследованы технические условия применения холестерических жидких кристаллов как датчика тепловых процессов, способных менять цвет в зависимости от температуры нагрева подшипников в процессе работы электрического двигателя.
На рис.1 представлен один из вариантов решения данной проблемы, где 1-асинхронный двигатель типа А4-1, 2 -фланец подшипника,3-жидкокристаллический индикатор с мезо-фазой 80-85 С.
рис.1
Рис 1.Фланцевый жидкокристаллический датчик температуры.
Проведённые испытания в производственных условиях показали устойчивую работу предлагаемого датчика температуры подшипника.
Литература:
1. Америк, Ю. Б., Кренцель, Б. А. Химия жидких кристаллов и мезоморфных полимерных систем./ М., 1981;
2. Иноземцев, Е. К.Планирование сроков замены изоляции обмоток статоров высоковольтных электродвигателей с учетом уровня эксплуатационной надежности./ Промышленная энергетика 1983, № 4, с. 26—28. 6;
3. Пикин, С. А. Структурные превращения в жидких кристаллах./ М.. 1981;