ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В РФ

Евстифеев А.С. 1, Иксанов Р.А. 2
1ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский ГАУ, кафедра государственного и муниципального управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cогласно проведённым исследованиям, земельно-лесные ресурсы для сельского хозяйства являются важным для человечества средством производства ресурсов древесины, топлива, питания.

Последние несколько тысячелетий человек пользуется природными богатствами, покоряя площади естественных лесов во все увеличивающихся масштабах. Обработка деревьев и их частей относится к наиболее древнейшей отрасли жизнедеятельности человека. Человек создал новые виды плодово-ягодных, декоративных и иных видов деревьев, которые научился интенсивно обрабатывать в садах и плантациях. История показывает, что большое число цивилизаций и отдельных народов в большинстве случаев погибли из-за хищнического уничтожения лесных массивов. Вместо уничтоженных интенсивными лесозаготовками территорий образовались пустыни болота и оголенные горы.

Площадь земель мировых лесов равна 4 — 4,4 млрд. га. На их долю приходится 44% территории России[1]. По оценкам экспертов, темп сокращения лесов на планете составляет около 25 млн. га в год. Российское землепользование, являясь уникальным по своему размеру, в силу повсеместной недоразвитости инфраструктуры носит истощительный характер[2]. В начале XXI века, человечество начинает предпринимать усилия по сохранению уникальные по природным свойствам территории, превращая их в стратегические резервы земель для будущих поколений.

Обращаясь к статье 101 Земельного кодекса РФ мы видим, что к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др. и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Особую ценность эта категория представляет благодаря наличию в границах лесных участков большого разнообразия природных ресурсов, что позволяет использовать не только землю в хозяйственно-производственной деятельности, но и располагающиеся на ней леса. При этом потребность общества в целом, в лесных благах преимущественно выражается в необходимости существования сред формирующих и социальных функций лесов. Государство в лице органов исполнительной власти, вступая в земельные правовые отношения, оказывается идеологом общественных публичных интересов. Но в данном случае нам приходится делать вывод, что у государства, в идеале, нет интересов, отличающихся от интересов того сообщества, интересы которого оно выражает.

Одной из проблем являлось отсутствие эффективного государственного контроля за целесообразным землепользованием и охраной земель лесного фонда, составляющих около 65 % всей территории России. В настоящее время ситуация улучшилась с принятием постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 (в ред. от 25.01.2014 г.), которым было утверждено положение «О федеральном агентстве лесного хозяйства[3].

Нормативная база, регулирующая земельно-лесные отношения существует, но требует детального разграничения правового регулирования и конкретизации понятийного аппарата. Одновременно необходимо привести в порядок отраслевое природопользование прежде всего между такими экологоемкими отраслями пользования, как земля (главным образом в сельском хозяйстве), вода и лесные богатства[4]. Для реализации намеченного необходимы методы и идеи (принципы), определяющие сущность и направление развития правовых норм, регулирующих сферу земельно-лесных отношений. Считаем необходимым предложить метод - введение принципа рационального землепользования земель лесного фонда является, прежде всего, рационализация границ лесных участков. Придерживаемся мнения, что данный принцип должен заключаться в приведении границ земель лесного фонда в соответствие с границами природных объектов.

Следующей проблемой является постоянное ухудшение качества используемых населением лесных участков в РФ, уменьшается доля хозяйственно-продуктивных лесов. Причиной этому служит нерациональное ведение лесозаготовок и низкая интенсивность выращивания новых лесов в лесном хозяйстве в России. Кроме того, доля хозяйственно- продуктивных лесов уменьшается из-за отсутствия должного уровня обеспечения противопожарной безопасности. В последнее время, федеральные органы исполнительной власти принимают меры по противопожарному обустройству лесов.Считаем рациональным принятие постановления Правительство РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 дополняющее меры противопожарного обустройства лесов указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к одним из которых относятся: установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек и др. Также считаем необходимым методом правового воздействия - принятие мер, повышающих ответственность за нарушение противопожарной безопасности на землях лесного фонда.

На сегодняшний день рациональное использование земель лесного фонда в России является одной из острых проблем современной внутренней политики государства. Правовое регулирование использования земель лесного фонда опирается на понимание леса как об экологической системе или как о природном ресурсе. Роль государственного управления в сфере землепользования и охраны земель лесного фонда сегодня существенно возрастает в результате неэффективного использования земельно-ресурсного потенциала в стране.

В заключение добавим, что результатом рационального использования земель лесного фонда будет повышение эффективности использования земель лесного фонда, а также реализация грамотно продуманной государственной политики в сфере государственного управления землями и взаимодействие государства непосредственно с народом в вопросах касающихся земельно-лесных правоотношений.

Библиографический список:

1. Леса России [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.fio.vrn.ru/2007/3/10.html (дата обращения: 05.10.2014г)

1. Конокотин Д.Н. Юридические основы рационального использования и охраны земель: автореферат дис. канд. юридич. наук. – М., 2006. – 21 с.

2. Быковский В.К. Правовое регулирование использования лесов на землях лесного фонда: автореферат дис. канд. юридич. наук. – М., 2008. – 31 с

3. Постановление Правительства РФ «О федеральном агентстве лесного хозяйства» от 23 сентября 2010 г. N 736/[Электронный ресурс]//Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158168(дата обращения: 05.10.2014г)

4. Мазуркин П.М. Рациональное природопользование: учебное пособие. Экологически ответственное землепользование (в трех томах) №10 2010г., стр. 96-99 /[Электронный ресурс]//Режим доступа: http://elibrary.ru/download/85720193.pdf (дата обращения: 05.10.2014г)

5. Правительство РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113132 (дата обращения: 05.10.2014г)

Сведения об авторе

  1. EфстифeeвА.С.,студент БАГСУ при Президенте РБ юридического факультета, e-mail: [email protected]

  2. Иксанов Радмир Аузагиевич,ассистент кафедры государственного и муниципального управления и права, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ,г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34., тел. 8 (347) 252-55-69, e-mail: [email protected].

Authors' personal details

  1. Efstifeev A.S., the student of BAGSU at the President of RB of law department, e-mail: [email protected]

  2. Iksanov R.A., Assistant, Department of Public Administration and Law, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education Bashkir State Agrarian University Ufa, ul. 50 years of October, 34, Tel. 8(347) 252-55-69, e-mail: [email protected].

Просмотров работы: 1390