Согласно проведенным исследованиям в металлургической Магнитке вот уже шесть лет успешно работает Общество с ограниченной ответственностью «Электрик», инициатором создания и бессменным руководителем которого является инженер-электрик по образованию, предприниматель по призванию – Светлана Викторовна Букаева.
Предприятие занимается сбором, транспортировкой, размещением (временным хранением) и обезвреживанием ртутьсодержащих отходов, а также продажей специальных контейнеров для транспортировки и хранения ртутьсодержащих отходов и наборов для демеркуризации (набор для обеззараживания мест разлива ртути).
Технико-экономическая характеристика ООО «Электрик»
Общество с ограниченной ответственностью «Электрик» создано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ. ООО «Электрик» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава общества и действующего законодательства Российской Федерации. ООО «Электрик» является коммерческой организацией. ООО «Электрик» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. ООО «Электрик» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, а также указание на его местонахождения. ООО «Электрик» вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. ООО «Электрик» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Место нахождения ООО «Электрик»: 455007, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. 9 Мая, д. 12, корп. 3. ООО «Электрик» зарегистрировано на неопределенный срок.
Основной целью ООО «Электрик» является извлечение прибыли. ООО «Электрик» впрве осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:
Электромонтажные работы.
Строительно-монтажные работы, в том числе земляные работы, возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования, работы по защите конструкций и оборудования, отделочные работы; монтаж технологического оборудования; осуцществление функций генерального подрядчика, пусконаладочные и отделочные работы.
Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.
Проектные работы, в том числе архитектурное проектирование, строительное проектирование и конструирование, проектирование инженерных сетей и систем, разработка специальных разделов проектов, технологическое проектирование.
Оптовая, розничная и комиссионная торговля, в том числе номерными агрегатами и транспортными средствами.
Посредничество.
Все выше перечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предприятие ООО «Электрик» занимается сбором, транспортировкой, размещением (временным хранением) и обезвреживанием ртутьсодержащих отходов, а также продажей специальных контейнеров для транспортировки и хранения ртутьсодержащих отходов, и наборов для демеркуризации (набор для обезораживания мест разлива ртути). Отходы обезвреживаются в соответствии с полученной ООО «Электрик» лицензией № ОП-56-003465(74) от 09.07.2010г.
Руководителем предприятия является директор, оформлением договоров, регистрацией заявок и выдачей справок занимается менеджер по договорам, выставлением счетов, формированием счетов-фактур, актов выполненных работ и товарных накладных на отгрузку товаров занимается главный бухгалтер и бухгалтер, сбором и транспортировкой ртутьсодержащих отходов занимается водитель на специализированном автомобиле, подготовкой к обезвреживанию и обезвреживанием занимается оператор установки УРЛ-2М, за технологический процесс отвечает главный инженер.
Организационная диаграмма представлена на рис.1
рис.1
Рассмотрим организацию работы Бухгалтерии.
Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов, осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке, отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению, производит перечисление платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, участвует в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств, подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив, выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных, выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя. Назначение на должность бухгалтера и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.
Главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета, формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику организации, возглавляет работу по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки, по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа, руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств, обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов, организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам, контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации. На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет . Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.
Рассмотрим организацию работы Администрации.
Главный инженер является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производств и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых и трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства, осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор, обеспечивает своевременную подготовку технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карт), руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях, на время отсутствия директора предприятия исполняет его обязанности и использует его права, несет ответственность за надлежащее их исполнение и использование. На должность главного инженера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 (пять) лет. Назначение на должность главного инженера и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.
Менеджер по договорам имеет высшее (среднее) профессиональное (экономическое) образование, стаж работы в сфере предпринимательства не менее 3 — 5 лет. Назначение на должность менеджера по договорам и освобождение от должности производится приказом руководителя. Организует и проводит предварительные переговоры с клиентами, заинтересовавшимися предложениями, уточняет потребности каждого конкретного клиента и подготавливает предложение, адресованное определенному клиенту, встречается с клиентами, убеждает клиентов в выгодности предложения, предлагает на обсуждение и согласование проекты договоров, принимает участие в работе над согласованием разногласий, заключает договоры от имени предприятия, предлагает клиентам пути решения не согласованных при переговорах вопросов и вопросов, возникших после совершения юридически значимых действий, поддерживает постоянный контакт с существующими клиентами, организует работу с ними по устоявшимся деловым схемам, формирует банк данных о клиентах (клиентскую базу), своевременно вносит в нее изменения, изучает и анализирует политику конкурентов во взаимоотношениях с клиентами, регистрирует поступившие заявки на обезвреживание ртутьсодержащих отходов и приобретение специальной тары или наборов для демеркуризации, передает выставленные счета на оплату, согласует дату оказания услуг по обезвреживанию или поставки товара, после оплаты счета, выдает справки о виде и количестве сданных отходов, подготавливает отчеты для отдела экологии администрации города и ответы на запросы контролирующих органов.
Инспектор по кадрам и воинскому учету имеет среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Инспектор по кадрам и воинскому учету должен: своевременно и качественно выполнять работу по ведению военно-учетной документации на работников организации, разрабатывать проекты ежегодного плана работы по осуществлению воинского учета, приказа об организации воинского учета и согласовывать их с руководителем структурного подразделения военного комиссариата, проверять у граждан, принимаемых на работу: наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона),·соответствие документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия, направлять граждан (работников) в структурное подразделение военного комиссариата, в котором принимаемые на работу граждане (работники) состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять, для уточнения документов воинского учета при обнаружении в них не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, обеспечить ведение и хранение личных карточек работников (унифицированная форма № Т-2), поставленных на воинский учет, в составе соответствующих разделов отдельной картотеки, своевременно заполнять раздел II «СВЕДЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ» личных карточек работников в соответствии с записями в документах воинского учета, разъяснять работникам организации порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленный законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей, информировать структурное подразделение военного комиссариата об отсутствии отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, о постановке на воинский учет, не оговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия структурным подразделением военного комиссариата решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством, направлять в 2-недельный срок в структурное подразделение военного комиссариата сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, принятых на работу или уволенных с работы, по установленной Методическими рекомендациями форме, оповещать работников (в случае необходимости), а для призывников в обязательном порядке, о необходимости личной явки в структурное подразделение военного комиссариата в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, направлять в 2-недельный срок по запросам структурного подразделения военного комиссариата необходимые сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о работниках, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, по установленной Методическими рекомендациями форме, ежегодно к 20 октября проводить сверку сведений о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников (форма № Т-2), со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, ежегодно к 5 декабря проводить сверку сведений о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников (форма № Т-2), со сведениями, содержащимися в документах воинского учета структурного подразделения военного комиссариата, в установленном Методическими рекомендациями порядке, своевременно оповещать работников о вызовах (повестках) структурного подразделения военного комиссариата и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, готовить в соответствии с Номенклатурой дел организации документы для текущего хранения, а при истечении установленных сроков хранения к сдаче в архив организации, обеспечивать сохранность персональных данных других работников и защиту этих сведений от несанкционированного доступа, выдавать работникам по их письменным заявлениям необходимые справки, касающиеся вопросов воинского учета, копии соответствующих документов.
Рассмотрим организацию работы Производственного отдела.
Оператор установки УРЛ-2М проходит обучение на предприятии-разработчике и производителе установки — ООО Венчурная Фирма «ФИД-Дубна», по завершении обучения оператору выдается удостоверение, после проводится переаттестация оператора по истечении 4 (четырех) лет, в обязанности претора входит: организация процесса работы установки и ее ремонт.
Установка УРЛ-2М, не имеющая аналогов заграницей, она разработана инженерами г. Дубна. Установка УРЛ-2М предназначена для термической демеркуризации (удаления ртути из) люминесцентных ламп всех типов, а также горелок ртутных ламп высокого давления типа ДРЛ. Оставшийся после удаления ртути стеклобой может использоваться в засыпку при производстве строительных и дорожных работ или подлежит утилизации на полигоне твердых бытовых отходов или промышленных отходов (4-й класс опасности отходов по заключению ГК РФ по ООС). Сортировка, сбор и полная утилизация всех отходов переработки ламп (стекла, люминофора, алюминия, вольфрама) на данной установке не предусмотрена. Установка может использоваться также для демеркуризации содержащих ртуть отходов промышленного производства: вышедших из строя приборов с ртутным наполнением (термометров, игнитронов, и пр.), а также загрязненных ртутью строительных материалов (штукатурки) почв и содержащих ртуть золотых шлихов и пород. Установка изготовлена для эксплуатации в стационарных помещениях (климатическое исполнение УХЛ, категории 4.2. по ГОСТ 15150-69). Однако конструкция установки позволяет использовать ее в передвижном (мобильном) варианте на шасси грузового автомобиля. Питание установки осуществляется от сети переменного тока с напряжением 380 (+10% -5%) В с частотой 50Гц. Максимальная потребляемая мощность не более 10,5 кВт. Для охлаждения рубашки бустерного диффузионного насоса и уплотнения ножа используется техническая вода с расходом 3-5л/мин. При давлении от 2-х до 6-ти атм. Вода не контактирует с внутренним объемом установки и принципиально не может загрязняться ртутью. Конструкция системы охлаждения установки позволяет при отсутствии централизованной системы технического водоснабжения применять замкнутую систему водоснабжения на базе стационарной автономной емкости (1-2 куб.м.) и водяного насоса. Установка имеет сертификат ГСЭС РФ 50.фу.02.369.п.025447.12.01 от 17.12.2002г. производится по лицензии ГК РФ по ООС Г 696007, регистрационный номер м 00/0199/11/л от 14 июня 2000г. Технологический процесс демеркуризации запатентован: патент РФ 1838440 от 19.10.92г. Уровень остаточного содержания ртути в выхлопных газах по расчетам НИИ медицины труда, сделанным на основе экспериментальных замеров на работающей установке значительно ниже ПДК для жилой зоны на расстоянии 25 м от устья выброса.
Помещение, где находится термодемеркуризационная установка, нормально вентилируются и освещается, т.е. созданы все необходимые условия для хранения (временного размещения) и обезвреживания ртутьсодержащих отходов.
Водитель проходит обучение по транспортировке опасных отходов, по завершении обучения ему выдается удостоверение на право перевозки опасных грузов, он проходит переаттестацию по истечении 5 (пяти) лет. Также в обязанности водителя входит: обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля, принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля, осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля, следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр, содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями, не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека, перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его с главным инженером, ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива, по окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль в гараже, выполняет отдельные служебные поручения главного инженера и директора.
Численность организации составляет 7 (семь) человек.
Описание информационных процессов
При оказании услуг организация выполняет следующие основные операции: регистрация контрагента (внесение реквизитов контрагента в базу данных) сбор, транспортировка, хранение (временное размещение), обезвреживание ртутьсодержащих отходов; оформление отчетных документов.
Для учета оказанных услуг ООО «Электрик» применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений и приспособленная для автоматической обработки информации (1С Предприятие). Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливается в зависимости от характера технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным; при использовании ЭВМ – один экземпляр, а при ручной обработке – не более двух.
Разработаем диаграмму потоков данных (Data Flow Diagramming), представленную на рис. 2.
Рис. 2
Отчет по диаграмме потоков данных
Название модели: Формирование годового отчета ООО «Электрик»
Описание: учет поданных заявок, сбора, транспортировки, хранения (временного размещения) и обезвреживания ртутьсодержащих отходов.
Точка зрения: директор ООО «Электрик».
Цель: повысить качество формирования годового отчета в Роспотребнадзор.
Time Frame: (AS-IS).
Отчет для диаграммы A-0, Формирование годового отчета (таблица 1).
Таблица 1 – Описание процесса, дуг и внешних сущностей контекстной диаграммы потоков данных
Объект |
Название |
Описание |
Процесс |
Формирование годового отчета |
Процесс отчетности по оказанным услугам сбора, транспортировке, хранению (временному размещению), обезвреживанию ртутьсодержащих отходов. |
Дуги |
Акт выполненных работ, С/ф, справка |
Документы, формируемый организацией, и включающий всю необходимую информацию об оказанных услугах. |
Заявка |
Контрагент подает заявку (факсом, электронной почтой или в качестве телефонограммы) на сбор и транспортировку ртутьсодержащих отходов. |
|
Счет |
ООО «Электрик» выставляет Контрагенту-Заказчику счет на предоплату услуг. |
|
Оплата |
Документ (платежное поручение), подтверждающий факт оплаты выставленного счета. |
|
Дополнительный счет |
ООО «Электрик» выставляет Контрагенту-Заказчику дополнительный счет на оплату услуг, если количество отходов, указанное в заявке, меньше чем фактически сданное. |
|
Сформированный счет |
Документ на оплату, выставляемый Заказчику, после регистрации заявки. |
|
Количество фактически сданных отходов |
Сравнение количества сданных отходов и указанных в заявке. |
|
Информация о фактически сданных отходах |
Информация, предоставляемая Оператором установки УРЛ-2М, после подсчета сданных Заказчиком отходов. |
|
Зарегистрированная заявка |
Заявка переданная Контрагентом-Заказчиком и зарегистрированная в журнале заявок. |
|
Внешняя сущность |
Контрагент (Заказчик) |
Контрагент, с которым заключен договор об оказании услуг |
Менеджер по договорам |
Человек, отвечающий за заключение договоров и прием заявок от Заказчика |
|
Оператор установки УРЛ-2М |
Человек отвечающий за хранение (временное размещение) и обезвреживание ртутьсодержащих отходов |
|
Бухгалтерия |
Бухгалтерский отдел предприятия |
Декомпозируем контекстную диаграмму потоков данных (рис. 3).
Рис. 3
Отчет для диаграммы A0 (таблица 2).
Таблица 2 – Описание процессов, дуг и хранилищ декомпозиции контекстной диаграммы потоков данных
Объект |
Название |
Описание |
Процесс |
Регистрация заявки |
Процесс регистрации поступления заявок в организацию (т.к. заявка передается факсом, электронной почтой или телефонограммой): регистрация заявки в Журнале заявок. |
Запись счета в 1С |
Счет формируется в 1С Бухгалтерия, в него вносится информация с заявки (количество отходов, количество рейсов, применение спец. Тары). |
|
Запись первичных документов в 1С |
Первичные документы формируются в 1С Бухгалтерия, в них вносится информация с счета и платежного поручения. |
|
Запись в сводный отчет |
В журнал регистрации справок, вносится запись о сданных отходах. На основе этих записей формируется сводный (квартальный) и годовой отчеты. |
|
Сравнение количества сданных отходов |
Производится сравнительный анализ сданных отходов (по информации от оператора установки УРЛ-2М) и указанных в заявке. |
|
Дуги |
Д.1 |
Подшивание заявки в Журнал регистрации заявок. |
Д.2 |
Добавление счета в хранилище счетов. |
|
Д.3 |
Добавление первичных документов в хранилище первичных документов. |
|
Д.4 |
Запрос в хранилище зарегистрированных заявок. |
|
Д.5 |
Ответ из хранилища заявок на запрос из процесса сравнения количества сданных отходов. |
|
Д.6 |
Внесение записи в таблицу разницы м/д заявленными и сданными отходами. |
|
Д.7 |
Запрос в хранилище разницы м/д заявленными и сданными отходами. |
|
Д.8 |
Ответ из хранилища разницы м/д заявленными и сданными отходами на запрос из процесса записи в сводный отчет. |
|
Д.9 |
Запрос в хранилище журнал заявок. |
|
Д.10 |
Ответ из хранилища журнал заявок на запрос из процесса записи в сводный отчет. |
|
Д.11 |
Внесение записи в сводный (квартальный) отчет, на основе которого формируется годовой отчет. |
|
Хранилище |
Журнал заявок |
Журнал, содержащий зарегистрированные заявки. |
Таблица сформированных счетов |
Электронная таблица, содержащая информацию о выставленных на оплату счетах. |
|
Таблица сформированных первичных документов |
Электронная таблица, содержащая сформированные первичные документы. |
|
Таблица разницы м/д заявленными и сданными отходами |
Таблица, содержащая разницу м/д заявленными на обезвреживание отходами и фактически сданными. |
|
Сводный отчет |
Итоговый документ, формируемый вручную Менеджером по договорам каждый квартал, и суммирование итогов по кварталам для годового отчета, предоставляемого в Роспотребнадзор, по форме утвержденной Роспотребнадзором. |
Выделены следующие бизнес-процессы в деятельности ООО «Электрик»:
Регистрация заявки.
Сравнение количества сданных отходов.
Запись в сводный отчет.
Формирование годового отчета.
Построение функциональной модели (IDEF0)
Рассмотрим контекстную диаграмму на рис. 4.
рис. 4
Отчет по диаграмме IDEF0
Название модели: Формирование годового отчета ООО «Электрик»
Описание: учет поданных заявок, сбора, транспортировки, хранения (временного размещения) и обезвреживания ртутьсодержащих отходов.
Точка зрения: директор ООО «Электрик»
Цель: повысить качество формирования годового отчета в Роспотребнадзор
Time Frame: (AS-IS)
Таблица 4 – Описание процесса и дуг контекстной диаграммы
Объект |
Название |
Описание |
Процесс |
Формирование годового отчета ООО «Электрик» в Роспотребнадзор |
Процесс отчетности по оказанным услугам сбора, транспортировке, хранению (временному размещению), обезвреживанию ртутьсодержащих отходов. |
Дуги |
Заявка |
Физический документ, передаваемый в ООО «Электрик» Контрагентом-Заказчиком. |
Оплата |
Платежное поручение, формируемое в приложении Клиент Банк, после поступление денежных средств на расчетный счет ООО «Электрик». |
|
Количество сданных отходов |
Пересчитанные, после перевозки от Заказчика, отходы перед обезвреживанием. |
|
Сотрудники |
Квалифицированный персонал ООО «Электрик». |
|
ПО |
Компьютерная техника и программное обеспечение ООО «электрик» |
|
Установка УРЛ-2М |
Термодемеркуризационная установка обезвреживающая ртутьсодержащие отходы |
|
Нормативные акты |
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009г. N 261-ФЗ |
|
Устав |
Документ, регламентирующий деятельность организации |
|
Прейскурант |
Документ, устанавливающий расценки на услуги ООО «Электрик» в течении 1 квартала. |
|
Сводные (промежуточные) отчеты |
Документ, формируемый вручную по итогам каждого квартала текущего календарного года. |
|
Годовой отчет |
Итоговый документ, формируемый вручную на бланке, утвержденном Роспотребнадзором, по итогам сводных отчетов. |
Декомпозируем контекстную диаграмму рис. 5.
Таблица 5 – Описание процессов и дуг декомпозиции контекстной диаграммы
Объект |
Название |
Описание |
Процесс |
Регистрация заявки |
Рассматривается процесс по учету поступления заявок от Контрагентов: проверка на «корректность», правильность и точность сведений. |
Формирование счета |
На основе заявки формируется счет на оплату, выставляемый Заказчику. |
|
Формирование первичных документов |
Документы, формируемые организацией, и включающий всю необходимую информацию об оказанных услугах. |
|
Пересчет данных отходов перед обезвреживанием |
Рассматривается процесс пересчета отходов (количество, вес) Оператором установки УРЛ-2М перед обезвреживанием. |
В ООО «Электрик» учет оказанных услуг контрагентам контролирует, в первую очередь менеджер по договорам, который следит за выполнением заказчиком договорных обязательств, выдает справки о сданном количестве ртутьсодержащих отходов, и бухгалтер, который подготавливает первичные документы (счет-фактуру и акт выполненных работ).
Подготовка отчетов и ответов на запросы осуществляется путем пересмотра выданных справок т реестра заключенных договоров, что занимает много рабочего времени и замедляет работу менеджера по договорам.
Анализ недостатков функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности
Организация имеет информационную структуру, представленную на рисунке ниже.
Состав технической инфраструктуры и ее приблизительная стоимость представлена в табл. 6.
Таблица 6 – Характеристика и стоимость технической инфраструктуры
Каждый сотрудник организации имеет свое автоматизированное рабочее место (АРМ). Все компьютеры объединены в одну локальную сеть с помощью коммутатора D-link и АРМ Гл. бухгалтера подключены принтеры, АРМ директора осуществляет печать на одном из принтеров через сеть, кроме принтера/копира подключенного к АРМ бухгалтера. Локальная сеть организации построена оптоволоконным кабелем, что обеспечивает высокую пропускную способность каналов связи при использовании АИС «1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0» и общих сетевых каталогов.
Техническая и информационная оснащенность автоматизированных рабочих мест сотрудников центра страхования представлена в табл. 2.
Таблица 7 – Характеристика АРМ
АРМ |
Характеристика АРМ |
АРМ Главного бухгалтера |
Состав: Рабочий стол; Компьютер (таблица 1); Телефон; Принтер ПО: Система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 Microsoft Office 2003 Пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office Антивирус Касперский Internet Security 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 Архиватор WinRAR Интернет банк 1С:Зарплата и кадры Налогоплательщик Mozilla Firefox Internet Explorer |
АРМ Инспектора по кадрам и воинскому учету |
Состав: Рабочий стол; Компьютер (таблица 1); Телефон; Принтер МФУ (подсоединен к этому компьютеру, но доступ к нему имеют все); Телефон/факс; Копир ПО: Система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 Microsoft Office 2007 Adobe Reader 9.1 Антивирус Касперский Internet Security Архиватор WinRAR Справочник «ДубльГИС» 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 (доступ по локальной сети) Стаж Mozilla Firefox Internet Explorer |
АРМ Менеджера по договорам |
Состав: Рабочий стол; Компьютер (таблица 1); Телефон; Принтер МФУ (подсоединен к этому компьютеру, но доступ к нему имеют все); Телефон/факс; Копир ПО: Система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 Microsoft Office 2007 Adobe Reader 9.1 Антивирус Касперский Internet Security Архиватор WinRAR Справочник «ДубльГИС» 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 (доступ по локальной сети) Mozilla Firefox Internet Explorer ПО ПВО (подготовка отчета по форме 2-ТП отходы) |
АРМ Директора |
Состав: Рабочий стол; Компьютер (таблица 1); Телефон; ПО: Система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 Microsoft Office 2007 Adobe Reader 9.1 Антивирус Касперский Internet Security Архиватор WinRAR Mozilla Firefox Internet Explorer |
АРМ Бухгалтера |
Состав: Рабочий стол; Компьютер (таблица 1); Телефон; Принтер/копир (не доступен по локальной сети); Телефон ПО: Система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 Microsoft Office 2007 Adobe Reader 9.1 Антивирус Касперский Internet Security Архиватор WinRAR Справочник «ДубльГИС» 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 (доступ по локальной сети) Mozilla Firefox Internet Explorer Перечень льготных процессов Тестирование отчетности для ПФ РФ Spy_orb — подготовка отчетности в ПФ РФ |
Услуги, предоставляемые составом: автоматизированных рабочих мест (АРМ), программным (ПО) и аппаратным обеспечением (АО), представлены в табл. 3.
Таблица 8 – Характеристика услуг АРМ+ПО+АО
Пользователь |
Услуги |
Инспектор по кадрам и воинскому учету |
Использование компьютера и АИС 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 для просмотра списка сотрудников и введение информации о новом сотруднике или редактировании информации о уже работающем Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) Печать, ксерокопирование документов Передача и прием документов через факс Передача и прием сообщений по телефону Использование компьютера и АИС Стаж для расчета стажа работы |
Главный бухгалтер |
Использование компьютера и АИС 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 для принятия полученных счет-фактур, формирование отчетов в фонды Использование компьютера и АИС Налогоплательщик для формирования отчетов в ИФНС Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) Печать отчетов |
Менеджер по договорам |
Использование компьютера и АИС 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 для внесения новых контрагентов, просмотр реквизитов Использование компьютера и АИС ПВО для формирования отчета в органы надзора Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) Печать отчетов, договоров |
Директор |
Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) |
Бухгалтер |
Использование компьютера и АИС 1С:Предприятие-Бухгалтерский учет 7.0 для выставления счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ Использование компьютера и Перечень льготных процессов, Тестирование отчетности для ПФ РФ, Spy_orb для подготовки отчетов в ПФ РФ Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) Печать отчетов, бухгалтерских документов |
В настоящее время техническое оснащение рабочих мест соответствует организационным требованиям. Можно включить в локальную сеть принтер/копир бухгалтера, чтобы расширить возможности печати.
Выход в Интернет осуществляется через локальную сеть, при включенном компьютере главного бухгалтера, что создает некоторые трудности в работе.
Предложения по улучшению информационной онфраструктуры к руководству:
Обязательный курс компьютерной грамотности для всех пользователей;
Наличие запасных комплектов всей аппаратной части:
блоки питания, в количестве 5 штук;
материнские платы, в количестве 3 штук;
сетевое оборудование, в количестве 2 штук.
Наличие хорошего заземления и блоков бесперебойного питания (5 штук).
Выделение факторов снижения производительности бизнес-процессов
Снижение производительности может быть обусловлено:
Усталость персонала – снижает внимание и концентрацию; проявление усталости у оператора установки УРЛ-2М может привести к сбою в работе установки, ошибки в выборе режима установки, что приведет к дополнительным затратам; проявление усталости у водителя – повышает риск возникновения ДДП, что в свою очередь привет к срыву в сборе и транспортировке отходов и повреждению автомобиля – это может привести к штрафным санкциям со стороны Заказчика и дополнительным затратам на оплату штрафа и ремонт специализированного транспортного средства;проявление усталости у менеджера по договорам ведет к проявлению ошибок в регистрации контрагентов и заполнении договоров, что приводит к дополнительным затратам на бумагу и тонер для принтера. Данный фактор устраняется наличием и соблюдением графика работы, должностной инструкцией и наличием технологических перерывов.
Выход из строя термодемеркуризационной установки УРЛ-2М – приводит к увеличению количества ртутьсодержащих отходов на складе для хранения (временного размещения) отходов, и затрат на выявление причин поломки и ее устранение. Данный фактор устраняется проведением диагностики работы установки, технологическими перерывами.
Временные затраты на подготовку отчетов и ответов на запросы от контролирующих органов. В виду того, что для подготовки отчета, или ответа на запрос, менеджеру по договорам приходится поднимать все записи из журнала регистрации справок, а затем формировать ответ или вносить показатели в формы отчетов, которые заполняются в разных программных средствах: Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду формируется в программе 1С:Бухгелтерия, Отчет по обороту отходов, принятых и обезвреженных формируется в электронной таблице Microsoft Office Excel, а форма 2ТП Отходы формируется в программном модуле «Природопользователь». Устранение данного фактора можно обеспечить наличием автоматизированного программного комплекса.
Заинтересованность работы контрагентов с ООО «Электрик» обуславливается тем, что ртутьсодержащие отходы необходимо сдавать специализированным организациям, имеющим лицензию на сбор, транспортировку, размещение (временное хранение) и обезвреживание ртутьсодержащих отходов.
Анализ существующих ИТ – решений
Модуль природопользователя реализован в соответствии с:
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 марта 2008 г. N 182 «О внесении изменений и дополнений в приказ федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003г. N 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»
Приказом от 28 января 2011 г. N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»
В модуле производится формирование отчётности:
Статистической отчётности 2-ТП (отходы)
Формирование субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
В модуле производится расчет платежей за:
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Размещение отходов производства и потребления
В состав модуля входят следующие справочники:
Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух
Виды топлива
Загрязняющие вещества в сбросах в водные объекты
Классификатор отходов
Нормативы платы
Классификатор ОКАТО
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов РФ
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы по бассейнам морей и рек
Коэффициенты инфляции
Процедура установки модуля
Разархивируйте на рабочем компьютере пакет установки, выбранный в зависимости от операционной системы и наличия подключения к интернету. Запустите приложение setup.exe.
В случае отсутствия требуемых системных компонент они будут установлены автоматически перед установкой модуля.
Нажмите «Принимаю» для установки Microsoft .Net Framework 4
Нажмите «Принимаю» для установки Microsoft SQL Server Compact 4.0:
Дождитесь установки системных компонентов. По завершению установки системных компонентов может потребоваться выполнить перезагрузку компьютера. Если будет предложено произвести перезагрузку, обязательно выполните ее. При установке создается пустая БД и ставится приложение. Устанавливаемая БД не поддерживает многопользовательскую работу.
Наличие программного модуля природопользователя позволяет формировать и передавать отчеты на сайт Росприроднадзора в формате xml, но данные в программу вносятся из отчета по обороту отходов, принятых и обезвреженных предприятием, который формируется в электронной таблице Microsoft Office Excel, также в программном модуле может работать только один сотрудник, так как программа не поддерживает многопользовательский режим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная нагрузка на предприятие приходится на июнь и декабрь, т.к. перед сдачей отчетов все стремятся подчистить «хвосты». В будущем предполагается ввести систему контроля ценового предложения: с 01 января по 31 мая и с 01 июля по 30 ноября будут действовать обычные цены, а с 01 по 30 июня и с 01 по 31 декабря будут действовать цены выше обычных. Таким образом контрагентам будет выгоднее сдавать ртутьсодержащий отход в течении года, а не в самый последний момент. Более долгосрочная цель – это внедрение автоматизированной системы АС-Hg, которая позволит ускорить формирование отчета в различные инстанции и упростит контроль за отслеживанием оказанных услуг.
Проведение мероприятий по улучшению показателей
Мероприятие |
Показатель |
Сокращение издержек на оказание услуг и поставку товаров |
Снижение расходов на транспортировку отходов, оптимизация времени погрузки и разгрузки автомобиля |
Оптимизация расходов на обслуживание и ремонт термодеммеркуризационной установки УРЛ-2М |
Рациональное использование ресурсов для работы установки УРЛ-2М при правильной загрузке и распределении времени работы |
Автоматизация процесса учета оказанных услуг и сданных ртутьсодержащих расходов |
Исключение рисков штрафных санкций за несвоевременное предоставление отчета |
Обучение персонала правильному использованию нового программного оборудования |
Оптимальное использование нового ПО, продуктивная работа с ПО |
Повышение квалификации персонала |
Повышение разрядности персонала |
Влияние проводимых мероприятий на производственный проесс:
Сокращение издержек на оказание услуг отразится на прибыли в положительную сторону.
Если оптимизировать расходы на обслуживание и ремонт установки УРЛ-2М, это сократит одну из основных статей затрат организации.
При автоматизации бизнес-процесса, путем внедрения автоматизированной системы АС-Hg, конечным получателем будет не контрагент, а органы государственного управления и надзора, т.к. на выходе получается формирование отчета. При внедрении автоматизированной системы АС-Hg необходимо будет обучить персонал, для правильного функционирования системы и упрощения отслеживания оказанных услуг. Внедрение системы АС-Hg не совсем напрямую отобразится на прибыли предприятия, но в конечном итоге внедрение системы гарантирует своевременное формирование отчетности, что позволит избежать штрафных санкций и как следствие лишних расходов.
Если грамотно обучить персонал правильной работе с новым ПО, это оптимизирует формирование и предоставление отчетов в органы управления и надзора.
Персонал предприятия регулярно проходит переаттестацию, что отображается наличием свидетельств, сертификатов и удостоверений, а также напрямую отображается на качестве оказания услуг и прибыли организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Устав предприятия ООО «Электрик».
Технические условия на термодемеркуризационную установку УРЛ-2М.
Стратегическое управление: учебное пособие для вузов / Тренев Н.Н. - М.: «Приор», 2006.
Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия / Учебное пособие М.: «МАУП», 2008.
Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации. М.: ИНФРА-М, 2000.
Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Филинъ: Рилант, 2001.
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2002.
Ансофф И. Стратегическое управление - М.: «Экономика», 2005.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: «Финансы и статистка», 2007.