ТРАДИЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРАДИЦИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Николай Доризо

В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с, васильками, ромашками, колокольчиками; луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез…

Да, наш народ - мордва по численности не так велик, но он имеет богатейшую и бесценную культуру и традиции своего народа.

Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мама, папа (тядяй, аляй). Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери.

Народ же мордовский известен с древнейших времён.

Большинство из нас даже не догадывается, что очень, очень многие известные люди одной шестой части Земли – мордва.

Мордовия богата и своей природой, где поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории, и своими талантами: писателями, краеведами, учеными, музыкантами и художниками, спортсменами. Они прославили Мордовию.

Имя скульптораЭрьзи (Степана Дмитриевича Нефедова) широко известно и в нашей стране и за рубежом. Псевдоним не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта исходят их национальной самобытности и исконной народности. Скульптор всегда оставался сыном своего народа.

Главная тема творчества Ф. В. Сычкова — жизнь русских и мордовских крестьян, их будни и праздники.

Л. П. Кирюков — первый мордовский композитор. Он первым на мордовской земле научился волшебству сочинения музыки.

Фёдор Ушаков – выдающийся русский флотоводец, адмирал. Он причислен к лику святых как праведный воин.

Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии. Наши потомки будут вечно помнить и гордиться своими земляками. Да, если рассказывать обо всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорять вершины и прославлять Мордовию! А наши спортсмены показали на Олимпиадах в Китае, в Англии, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Так держать! Богата земля мордовская талантами.

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян – эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.

Мордва – самое крупное объединение финно-угорских народов России.

Если проанализировать все события, всю работу, проделанную за эти годы, то можно убедиться в том, что мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здесь населения, люди с большим трудолюбием, умеющие ставить цель и делать всё возможное для её реализации.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России – в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Свадьба состоит из следующих действий-этапов:

1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.);

2) приготовление к свадьбе (свадьбанъаноклама (м.), свадьбанъанокстамо (э.);

3) свадьба в доме жениха (свадьбасьцеранъкудса (м.), свадьбасьцерантькудосо (э.);

4) свадьба в доме невесты (свадьасьстиренькудса (м.), свадьбасьтейтеренъкудосо (э.);

5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъсама-валгома (м.), валгомо (э.);

6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбасьцёрань кудса (м.), свадьбасьцёранъкудосо (э.), венцямдамеле (м.), венчамодомейле (э.);

7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потихачи (э.)

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. За невестой снаряжали свадебный поезд.

Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот.

Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня леса Вирьава. На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей». Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей. Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой: «Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей».

Таким образом, следует, что родильные обряды мордвы к настоящему времени изменились, но кое-где еще сохраняются. Например, сохраняется обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после возвращения из роддома. Раньше этому омовению придавался магический смысл, то теперь оно носит больше сугубо гигиенический характер. Одновременно возникают и новые традиции, например, обычай отмечать дни рождения детей, которые являются поводом для сбора за столом всех родственников. Нередко в этот день устраивают два стола: для сверстников ребенка и для взрослых. Основная идея современной родильной обрядности сводится в один семейный праздник в честь рождения ребенка.

Для мордвы характерно сочетание норм православного христианства и дохристианских представлений о загробном мире.

Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям, обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому в ритуале погребения прослеживается забота о покойном: его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни (еду, деньги, орудия труда и др.).

Наряду с ними сегодня сохраняются многие традиционные обычаи.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется – Масленица.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях). Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).

Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» – кизоньши (м.), кизэнъчи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.

В своей работе мы постаралась рассказать про традиции и обычаи народов мордвы, про мордовский народ. Таким образом, обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. Благодаря нашим талантливым людям, нашу национальность стали узнавать не только на карте полушарии, но и на всех странах мира. Оказывается, народ мордва живёт на прекрасных и живописных просторах земли. Своим голосистым пением мордовский народ доносит всю красоту своей родины и народа. Ах, как красив, наш народ в мордовском костюме! В наряде отражается весь быт и талант моего народа. Но сейчас мало видим людей, которые повседневно носят мордовскую одежду, в основном в наряде ходят наши бабушки и прабабушки. Однако, ещё не потерялся мордовский наряд в мордовских свадьбах. Каждая женщина старается одеть на себя самый лучший свой народ и погордиться перед другими. Многое в традициях народа изменилось. Всё чаще в свадебный обряд входят обычаи других народов, проживающих на территории Мордовии.

В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Ну, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду и у нас дома есть кукла, одетая в мордовский наряд, которая подчеркивает красоту костюма. Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями. Свою работу нам хотелось бы закончить такими строками из песни:

Живи, Мордовия моя, Храни небесный свет Твои прекрасные поля Осыпал лунный свет Живи, Мордовия моя, Не зная горьких бед Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет!

Список использованной литературы

1. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990;

2. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000; Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001;

3. Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

4. Л.Н. Щанкина, кандидат исторических наук, Родильные обряды мордвы Сибири, сайт: http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/tradiczii/rodilnyie-obryadyi-mordvyi-sibiri.html

5. Шахматнов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. С. 139.

6. РФ. ГУНИИГН. И-219. Отчет о работе и другие материалы мордовской историко-этнографической экспедиции 1955 г. под руководством В. М. Белицер. Л.

7. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

8. История изучения мордовского народа, сайт: http://www.mordovia.info/wiki/

9. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина //

Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341. сайт: http://human.snauka.ru/2012/06/1379

10.Брачные обычаи мордвы-мокши. Сайт: http://www.erzan.ru/news/brachnye-obychai-mordvy-mokshi

7

Просмотров работы: 28699