В традициях Мордвы лучше сохранилась память о ежегодных коллективных молебнах, которые происходили на открытом воздухе. В нем участвовали одни мужчины. Мужики и парни, что гоняют коней в ночное, стояли плотной толпой на лугу, спиной к лесу. Перед ними на армяках лежал принесенный хлеб. Вероятно, был какой-то ведущий жрец. В конце июня был большой жертвенный день, когда молились главному верховному богу Верьдье Шкаю. Был луговой молебен перед покосом. Молебен перед прополкой огорода. Молебен на меже об урожае и другие.
Главный момент зимних обрядов – святки, которые проходили от Рождества Христова до Крещения. В святочные вечера юноши и девушки гадали. Девушек больше всего интересовал вопрос их замужества, поэтому в праздничные вечера они собирались вместе и начинали гадать. В ночь перед Рождеством молодёжь колядовала. Для этого ребята переодевались в яркую одежду, одного наряжали в вывернутый тулуп, давали ему сумку, в которую складывали всё, что давали в домах. Ряжение – яркий элемент святок, так как могли принять образ медведя или другого животного. Затем вся эта весёлая группа ходила по домам, пела хвалебные песни хозяевам, а они в свою очередь раздавали конфеты или другие сладости за их пение и пляску.
Проводы зимы проходили на Масленицу. Целую неделю шёл праздник: начиная от встречи Масленицы и заканчивая её проводами. К Масленице готовились очень тщательно: подготавливали вкусные блюда (как правило, молочные, сырные), хмельные напитки, пекли блины. Также к веселью делали саму Масленицу, то есть создавали большую игрушку в виде женщины с красными щеками, платком на голове. Волосы у этой Масленицы были из соломы.
В первый день весны все желающие собирались. Приходили в мордовских национальных нарядах. Когда подойдёт большое количество людей, начинались игры, пляски и пение. Например, ставили высокий столб и по команде ребята должны были начать взбираться на него, кто быстрее всех доберётся до самого верха, тот и получит поросёнка или петуха. Борьбу между парнями не проводили. Пели мордовские песни под игру гармониста.
В субботу вечером перед Вербным воскресеньем, девушки в назначенной избе приготовляли ритуальную еду и совершали моленья. Заранее приглашенная старушка читала вслух молитву, в которой просила Вармаву дать девушкам здоровья, сохранить их от дурной славы, что бы уродился хлеб, размножился бы скот. До наступления воскресенья все стараются сорвать веточки вербы с набухшими почками, чтобы в «вербин день» пойти в церковь и освятить их. Полагают, что освящённые ветки вербы обладают особой целительной силой. Этими веточками бьют тихонько близких, чтобы они были крепкими и здоровыми.
Пасха – это празднование воскрешение Христа. За несколько дней до наступления Пасхи люди готовят пасхальные куличи, сладкую творожную массу, «пасху» и красят варёные яйца. До момента Пасхи все эти приготовления должны лежать дома. В день праздника народ к назначенному времени собирается в церкви, чтобы отстоять службу по поводу Пасхи. Некоторые приносят с собой свои куличи и пасхальные яйца, чтобы их освятить. После церковной службы все возвращаются домой с освящёнными угощениями. На утро Пасхи все члены семьи пробуют праздничные яства и христосуются.
На Пасху ходят друг к другу в гости, принося с собой крашеные яйца, которыми обмениваются. В этот день все дети собираются группами и ходят по домам со словами: «Христос воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и дают конфеты с пасхальными яйцами.Так, весь пасхальный день и всю неделю близкие посещают друг друга с гостинцами и оповещают о воскрешении Христа. А после обеда многие идут на кладбище и берут с собой пасхальные яйца для угощения умерших родственников.
Троица – это христианский праздник, празднуемый в пятидесятый день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. Этот праздник называют ещё Пятидесятницей. На Троицу окна домов обвешивают свежими берёзовыми ветками. Зелень в доме была символом плодородия.В давние времена девушки собирались и шли в лес, расположенный рядом с селом. В лесу они водили хороводы, плели себе венки, пели песни, играли и гадали. Весенние обряды и песни завершаются праздником Троицы, а в первое воскресенье после Троицы провожали весну.
24 июня проходит праздник Иван Купала. В былые времена жители по-особому встречали этот день. Когда-то на Ивана Купалу ходили в поля и леса, чтобы собрать целебные травы. Существовало поверье, что в этот июньский день листья деревьев, цветки растений и травы обладают целительной силой, поэтому их надо было заготовить на весь год, чтобы появилась возможность вылечить недуги.
Иван Купала – день хороводов, гаданий, игр и песен. Многие девушки любили погадать на 24 июня, чтобы узнать, когда они выйдут замуж и за кого. Собирались они либо на лесной поляне, либо у кого-нибудь дома. Все игры в основном были связаны с цветами (плетение венков) и водой (обливание друг друга водицей, собранной в ладошках).[1]
В августе, в день яблочного спаса, каждый хозяин брад яблоки в церковь для освящения. Каждый в своем доме совершал еще языческое моление в честь покровителя яблонь, что бы он сохранил зеленные яблоки от бури и урагана, от острозубых мышей и зайцев, а яблоки уродились бы сладкие и собирались целыми осьминами что бы хозяин сел за стол есть сладкие яблоки, поминул умерших предков и охранял здоровье живых.[8.78]
Аналогично проходило молебное заклинание в день медового спаса. К этому празднику каждый хозяин готовил мед, приносил в церковь, что бы осветить, а затем каждый в своем доме произносил над ним текст молитвы (озномы), в котором заклинал: «Как пчелы собирают сладкие мед, так пусть в нашем доме добро, богатство копиться» и просил: «Приходи, Спас, батюшка, сладкий мед есть, медовые пуре пить; пригласи с собой святых, ангелов, умерших предков». В некоторых текстах озномы или пазморо дается уже образная характеристика магических действий или превращений некоторых мифических существ. Мордовская свадьба– это увлекательные действа, проходящие в несколько дней. Свадебный обряд сохранил в себе традиции многих десятилетий. И сейчас я расскажу о том, как поэтапно проходила свадьба в мордовском селе в те времена.
Для того чтобы найти себе невесту, женихи выкупали в деревне один дом, в котором, начиная с Рождества (7 января), в течение 12 дней проходили игры и пляски и нанимали гармониста. Платой за дом была картошка, собранная парнями с домов участников этого мероприятия (по одному - два ведра). Затем женихи приглашали девушек к восьми часам вечера в этот дом, чтобы плясать до четырёх часов утра. Невесты должны были приходить нарядными: мордовский национальный костюм, бусы, большой цветной платок с кистями, свисающими вдоль лица. Если девушки приходили не наряженными, то женихи могли побить их ремнями. Юноши тоже наряжались в жилетки и кожаные сапоги. Во время плясок и целований они выбирали себе невесту и начинали готовиться к сватовству.
Когда невеста выбрана, начинается подготовка к визиту в дом невесты: сватья молятся перед иконами, просят благополучия в предстоящей поездке к родителям выбранной девушки. Собирались 3-4 человека для этой цели. После длительных переговоров обе стороны приходят к единому решению: жених и невеста подходят друг другу. Затем назначают день, когда можно будет официально закрепить решение о свадьбе.
Родители жениха приезжают с подарками в дом невесты. Их встречают родители девушки. Накрывают столы, достают выпивку. Так начинается пропой, на котором родители жениха оглядывают будущую жену их сына. На этом небольшом гулянье девушку окончательно просватывают и назначают день свадьбы. Обильное потребление хмельных напитков отцами молодожён считается закреплением всех устных договорённостей по поводу свадьбы.
Накануне свадьбы невеста собирала в своём доме всех подруг. Она готовила для подружек угощения, чтобы вечером последний раз собраться всем вместе. На девичнике невеста прощается со своей свободной девичьей жизнью, прощается с подругами, с которыми она теперь будет видеться редко.
С самого утра невесту наряжали в свадебный наряд: национальный мордовский костюм, бусы, на голове специальный ободок из бисера, на ногах сапожки с каблуками. Перед приездом жениха с родными невесту прятали, а дверь запирали. Когда свадебный поезд приезжал к дому невесты, начиналась «драка» между родными со стороны невесты и жениха. После того, как находят невесту, её родители начинают просить за неё выкуп. Это своеобразная игра, во время которой на молодых бросают монетки. Затем по команде жених и невеста начинают собирать эти монетки с пола. Кто больше соберёт монеток, тот и будет считаться хозяином в доме. Затем молодожёнам преподносят кольца, которые тоже надо выкупить жениху.
Когда кольца выкуплены, жених с невестой едут в церковь венчаться. На венчании присутствуют все родные с обеих сторон. Происходит благословение батюшки, обмен кольцами и надевание их на палец друг другу. После этих мероприятий жених уводит невесту на праздник к себе домой. За ними отправляются все родные. Вся эта праздничная церемония движется по деревне с песнями и плясками под гармонь.
В доме жениха молодых встречали с караваем. Перед домом их обсыпали конфетами, монетками, шишечками хмеля, чтобы супруги жили в счастье, достатке и любви. При входе в избу они должны были отломить по кусочку от каравая и съесть их из рук друг друга. Этим ритуалом они подкрепляли свою взаимную любовь и верность на всю оставшуюся жизнь. Затем празднование переносилось в дом, где был накрыт свадебный стол. Свадьбу играли неделю: первый день – у жениха, второй – у невесты, во все остальные дни приглашали дальних родственников, и сами молодые ездили в гости по родным. На второй день свадьбы к жениху приходили искать ярку. После того, как её находили, меняла своё место празднование: из дома жениха переезжали в дом невесты.
На третий день жених с невестой идут на кладбище просить у умерших предков благословения. Брали подарки: носовые платочки, которые завязывали на крест. На кладбище шли под игру гармони и с кладбища.
Похоронные обряды и причеты – результат воззрений на смерть и загробную жизнь; они служили выражением культа предков ,которой у мордвы был очень развит и до сих пор остается значительным. Одним из древних религиозных представлений о смерти и жизни души покойника на том свете является убеждение, что похороненный продолжает существование ,может выйти из могилы и выполнять просьбы живых близки, может защищать от недугов и встречаться с божеством, и смерть, как не что иной переход из земной жизни в загробную, где умерший будто бы продолжает свою жизнь. [8.135]
Уклад жизни мордовского крестьянина был насыщен аграрно-календарными обрядами. Ритм календарных обрядов диктовался сменой времен года, определявших весь годовой цикл работ крестьянина-землепашца, как в поле, так и в домашнем хозяйстве. Обряды следовали друг за другом соответственно временам года и различным стадиям природы: от первых признаков возрождения до осеннего и зимнего замирания. Выполняя задачи своего исследования, мы пришли к следующим выводам что, с утверждением на Руси христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты вместе с тем стали для крестьянина как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Все деяния человека, его психология, эстетичные и нравственные принципы мордвы обусловлены волей богов. Слитность в мифах природного и социального, земного и небесного способствует пониманию и объяснению окружающего мира.[4.551-552]
Изученные мной источники показывают что, традиционные праздники и обряды сохранились до сих пор среди пожилого, преимущественно сельского, населения, что позволяет сделать выводы о сохранности самобытной культуры мордовского населения. С другой стороны, хочется отметить все возрастающий интерес молодежи к традиционной культуре, происходит возрождение, которое является духовным стержнем мордовской культур.
Список используемой литературы и источников
Абрамов В. К. «Мордвины вчера и сегодня» Изд.: Мордовское книжное издательство. Саранск 2002
Абрамов В. К. «Мордовский народ» Изд.: Издательство Мордовского университета. Саранск 1996
Арсентьев Н.М., Богатырев Э.Д. «История Мордовии» Изд.: Издательский центр Историко- социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск 2010
Ахметов Ш.И., Боксимер Э. А. «Мордовия. Энциклопедия.» Изд.: Мордовское книжное издательство. Саранск 2003
Брыжинский В. С. «Серебряные цепочки» Изд.: Мордовское книжное издательство, 2002
Корнишина Г. А. «Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования» Изд.: Издательство Мордовского педагогического института. Саранск, 2000
Макаркин Н. П. «Мордва» Изд.: Мордовское книжное издательство. Саранск 2004
Самородов К.Т. «Мордовская обрядовая поэзия» Мордовское книжное издательство Саранск ,1980
6