ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙНА УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙНА УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наверное, многие дизайнеры слышали о золотом сечении — отношении частей объекта, которое порождает гармонию и чувство наслаждения красотой. Но мало кто знает, что тема золотого сечения очень важна при разработке дизайна презентаций, видеолекций, используемых в обучении. Основой нашей статьи является применение Золотого Сечения и Правила Третей в Web-дизайне, учебных презентациях и видеолекциях1.

Прежде чем говорить об использовании этих понятий на практике, стоит разобраться в том, что это такое.

По сути, Золотое сечение – это всем известное число φ = 1.61803398875… В статье мы ещё встретимся с этим числом, а пока узнаем, как это число связано с Логарифмической или «Золотой» спиралью. Прямоугольник, который лежит в основе этой спирали называется «Золотым», потому что одна его сторона в 1,618 длиннее другой. Постепенно вписывая Золотые прямоугольники в основной и закругляя некоторые углы, мы получаем многим известную Логарифмическую спираль. Она используется в дизайне для вычисления основных центров внимания на изображении. Давно доказано, что её часто использовали в своих работах многие гениальные художники.

Важным в гармоничном представлении информации на слайдах является правило третьей. Данное правило является одним из вариантов золотой спирали и часто используется при кадрировании фотографий, видео. Используется для обрезки кадров и придания им эстетического вида. Чтобы применить «Правило третей», необходимо разделить изображение на 9 равных частей: провести 2 горизонтальных и 2 вертикальных линии. Немаловажно расположить их ровно. Смысл заключается в том, чтобы выровнять фокус с крайним левым вертикальным разделителем. Горизонт или «точка схода» должны быть на уровне с горизонтальным разделителем. Изображение показывает, как это использую фотографы.

Правила золотого сечения используют в оформлении крупных сайтов.

Так, Твиттер, после редизайна в 2011 году, стал использовать золотое сечение, как основу сетки сайта. Основная часть и правая боковая панель справа относятся друг к другу как части золотого прямоугольника, т.е. 1:1.618 (рис. 1):

Рис. 1

Аналогично, It's Numbered, известный онлайн магазин графики, использует идею золотого сечения, как отношение блоков с изображениями и текстом; Британская студия веб-дизайна MmDesign, также использует золотое сечение в дизайне своего сайта.

Принцип золотого сечения на практике в дизайне презентаций может помочь в определении размера элементов на странице, в каком месте и на каком расстоянии они должны располагаться друг от друга, чтобы не нарушать баланс, чтобы слайде презентации выглядели гармоничными.

Для создания слайда презентации, учитывающего особенности золотого сечения был разработан следующий алгоритм:

  1. Измерение ширины контента и деленное на 1.618. Полученное число — это ширина главной части слайда, а разница между этим числом и всей шириной — ширина боковой панели слайда.

  2. Создание сетки слайда, отвечающая стандартам золотого сечения: ширина контента (1024 / 1.618 = 632.88) - значит, наш контент будет шириной в 633 пикселя; 1024 — 633 = 391 - длина нашей боковой панели — 391 пиксель.

  3. Использование золотой спирали, каскада спиралей и правила третей для дизайна учебных слайдов.

Вышеизложенный алгоритм использовался для оформления учебной презентации по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика».

Мы провели небольшое исследование, скачав простую презентацию, которую выполнила Теленгатор С.В.: учитель математики МОУ «Лицей №15» им. акад. Ю.Б. Харитона из г. Саров, на математическую тему, и переделали её самостоятельно под технику Золотого сечения.

Нами на нескольких слайдах была использована «логарифмическая спираль» (рис. 2) и правило третей, основанном на применении золотого сечения или цифр ряда Фибоначчи, которое позволяет вычислять центры внимания на странице (рис. 3).

Рис. 2. – Использование логарифмической спирали при дизайне слайдов

Так, например, на 3 слайде нашей работы мы использовали «правило третей» (рис. 3):

Рис. 3. – Применение «правило третей» в дизайне презентации

Использование золотого сечения, конечно, не даст однозначной гарантии, что дизайн будет успешным, есть множество других факторов, которые должны быть учтены для получения хорошего дизайна учебных презентаций. Однако, использование золотого сечения в учебных презентациях может помочь в достижении гармоничного и сбалансированного дизайна, и обеспечит хорошую основу для запоминания учебной информации.

Целью нашей работы была изменить учебную презентацию на основе золотого сечения и провести исследование о влиянии дизайна презентации на обучение студентов. Мы провели опрос среди 50 обучающихся 1 и 2 курсов факультета экономики НОО ВПО НП «ТИЭИ». Суть опроса состояла в том, чтобы из предложенных презентаций выбрать ту, которая нагляднее и образнее преподносит учебный материал (первоначальную презентацию (1) или с применением Золотого сечения (2)) и пояснить свой выбор. Для тех, кто затруднялся ответить, был вариант «отсутствие разницы между работами». Анализ работ показал, что большинство выбрали работу с применением техники Золотого сечения (46%), объяснив это тем, что информация представлена лучше и поэтому воспринимается легче. Количество ответивших в пользу 1 – неизмененной презентации оказалось равно количеству тех, для кого разницы не было (по 27%). Голосовавшие в пользу 1 работы говорили, что им удобней и красивее так, некоторые видели больше информации на ней, а те, кто не находил разницы, объяснял это просто: «мне всё равно» и «они одинаковые». На рис. 4 представлена графическая интерпретация результатов опроса студентов.

Рис. 4. – Результаты студенческого опроса

Таким образом, наши исследования показали, что Золотое сечение играет немаловажную роль в создании, как web-статей, учебных презентаций, видеолекций, так и научных работ, применяемые в обучении.

1 Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е. Моделирование процесса дистанционного обучения // Научный поиск, 2013. - №2-6. – С. 56-58.

Просмотров работы: 1370