Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи детям c ограниченными возможностями здоровья для образовательного процесса — одна из наиболее важных государственных задач, которая требует от специалистов терпения, самоотдачи, профессиональных знаний, умений, навыков, чувства такта, эмпатичности. Статистика показывает, число детей с отклонениями в развитии велико и год за годом неуклонно возрастает. По оценкам ряда международных докладов, по крайней мере, один ребенок из десяти имеет серьезный врожденный дефект или приобретает его в процессе своей жизни. По данным международной организации по образованию ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. В России в данное время 1,6 миллионов детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в общем образовании и социальной помощи в воспитании, соответствующих их потребностям [1].
Значимость проблемы повышается ещё и в связи с тем, что физически полноценные дети часто не могут спокойно воспринимать ребёнка, не похожего на них. В этом случае, мы полагаем, что все педагоги и психологи должны создать условия для успешной социализации детей.
Принимая во внимание масштабы и наиболее вероятные негативные последствия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно считать, что адаптация ребёнка в социуме – достаточно серьёзная и актуальная проблема современности, требующая активных поисков эффективного решения в практической деятельности.
Заметим, что исследованием проблемы социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, А.Ю. Коджаспиров, В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Дементьева, А.С. Спиваковская, Х.С. Замский, М.В. Иполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ньюмен Сара, Н.В. Андрущенко, А.А. Наумов, Т.Э. Токарева, И.В. Возняк, Л.В. Годовникова, Е.Ю. Журавлева, Е.А. Янушко, Е.М. Мастюкова и др.
Социально-педагогическая деятельность - это понятие многоаспектное и может быть рассмотрено с разных точек зрения.
Н.Ф. Басов, характеризуя первобытный период развития общества, отмечает, что это было время зарождения предпосылок становления социально-педагогической практики, а период появления цивилизаций на Древнем Востоке, по его мнению, можно считать временем формирования социально-педагогической мысли [3, с.21].
По мнению Ю.В. Васильковой, социально - педагогическая деятельность - это социальная работа, направленная на помощь ребёнку или подростку в организации своего психологического состояния, организацию себя, помочь построить установить нормальные отношения в семье, в школе и в обществе [5, с.14].
А.Г. Прохорова рассматривает социально-педагогическую деятельность, как разновидность профессиональной деятельности, направленную на оказание помощи человеку в процессе его социализации. О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова полагают, что социально - педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательными средствами, направленными на социализацию личности; освоении и передаче индивидууму социального опыта человечества; восстановлении и определении социальной ориентации, социального функционирования и социальной роли [7, с.27].
По мнению П.А. Шептенко и Г.А. Ворониной, социально - педагогическая деятельность осуществляется в отношении всех категорий населения: с детьми, подростками, молодежью, взрослыми. Поэтому его призвание - создавать благоприятные условия для развития и социализации личности. Также ученые отмечают, что деятельность социального педагога должна строиться на доверии и взаимопонимании, должна быть направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем [8, с.13].
Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева и Н.Н. Бессонова, рассматривая социально-педагогическую деятельность в школе, отмечают, что деятельность социального педагога заключается в выявлении среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категории дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении и обращают внимание на необходимость организации социально педагогической работы с ними [2, с.63].
По суждению А.В. Иванова, в Российской академии образования (РАО), в Институте педагогических инноваций было сформировано понятие «педагогическая защита», которое было определенно, как система педагогических действий, обеспечивающих физически – психологическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [4, с.6].
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров социально-педагогическую деятельность охарактеризовали, как педагогическую деятельность, направленную на социальную защиту ребенка и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в социуме, на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию [6, с.319].
Таким образом, в настоящее время в научной сфере активно проводятся исследования, касающиеся различных сторон организации социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим подробнее, в чем состоит её сущность.
Рассмотрев различные точки зрения на сущность понятия "социально-педагогическая деятельность", можно отметить, что социально-педагогическая деятельность - это многофункциональная работа со всеми категориями населения: социальный педагог должен помочь социализироваться ребенку в социуме, если есть необходимость помочь наладить отношения в семье, в классе. В жизни ребенка социальный педагог может сыграть очень важную роль.
Профессия социального педагога, который работает с клиентами, имеющими различные отклонения в развитии, выдвигает принципиально новые требования к субъекту социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности [1].
Объектом социально-педагогической деятельности являются несколько категорий людей, находящихся в трудных условиях жизнедеятельности, приобретенных или врожденных нарушений интеллектуального и психофизического развития. Так же выделяют особую группу детей со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, эмоционально-волевой сфер, сенсорной, двигательной, речи, что ограничивает индивидуальные возможности социализации, жизнедеятельности, обучения и полноценной жизни в обществе [1].
Субъектами социально-педагогической деятельности являются люди, представляющие различные социальные институты. Это социальные группы (семья, неформальные объединения), организации, учреждения, осуществляющие социально-педагогическую деятельность и управляющие ею [1].
Содержание является важнейшим системным компонентом социально-педагогической деятельности. Содержание определяется комплексом социально-педагогических функций. Цели и функции объединяют все компоненты деятельности в систему.
Целью социально-педагогической деятельности является обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями создания и развития адекватных условий для независимой жизни в обществе. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, организуется управление, конструируется содержание, подбираются адекватные формы, средства и методы социально-педагогической деятельности [1].
Средства социально-педагогической деятельности – это действия, предметы и приспособления, с помощью которых достигаются цели деятельности.
Основными задачами социально-педагогической деятельности являются:
Профессиональное ориентирование.
Своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи.
Пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы.
Ранняя диагностика и ранее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации.
Коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной работы [1].
Таким образом, можно сказать, что профессиональная деятельность социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Мы полагаем, следует глубже рассмотреть основные позиции этой деятельности.
Список использованной литературы
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Электронный ресурс] // Uchebnikfree.com: [сайт]. [2010]. URL: http://uchebnikfree.com/psihologiya-pedagogicheskaya/sotsialnaya-pedagogika-spetsialnom-obrazovanii.html (дата обращения: 6.11.2014).
Алмазов Б.Н., Беляева М.А, Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Академия, 2002.
Басов Н.Ф., Басова В.М, Кравченко А.Н. История социальной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведения. М.: Академия, 2005.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М.: Академия, 1998.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ Март, Ростов Март, 2005.
Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика, конспект лекций. Высш. образование. М.: 2007.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.