УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ФИРМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ФИРМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания. Некоторые авторы отмечают, что в деятельности работников различных профессий преобладают позитивные аспекты и работники испытывают удовлетворенность, а не стресс и профессиональное выгорание. Позитивные состояния и установки работников практически не рассматриваются. Для обозначения явления, противоположного выгоранию , C.Maslch и M.Leiter предложили термин «увлеченность работой». Голландский исследователь W.Schaufeli с коллегами предложили рассматривать увлеченность работой как самостоятельное явления, а не как полную противоположность выгорания. И определили увлеченность как позитивное, приносящее удовлетворение и связанное с работой явление, которое характеризуется энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью. Однако не все исследователи разделяют точку зрения о том, что взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания имеют однозначно отрицательный знак. Некоторые психологи указывают на то, что «выгоревшие» работники изначально увлечены работой, проявляют активность и энтузиазм в профессиональной деятельности. Чрезмерная положительная установка в отношении труда со временем ограничивает интересы и потребности, не связанные с работой, что может приводить к снижению энергичности работников, развитию усталости и выгорания. Но представители этого подхода не приводят эмпирических доказательств своей точки зрения и рассматривают увлеченность в качестве начального этапа развития выгорания, а не в роли самостоятельного психологического феномена. Мы видим, что уже имеются данные по изучению особенностей взаимосвязи увлеченности и выгорания, однако результаты этих исследований не являются однозначными. Отметим, что отсутствует содержательное сопоставление проявлений увлеченности и выгорания и исследователи делают выводы об особенностях их взаимосвязей только на основе эмпирических данных.

Ценную информацию для прояснения особенностей взаимосвязи увлеченности и выгорания может предоставить эмпирическая типология сочетания их выраженности. Как правило, исследователи предполагают существование двух типов – сочетание высокой степени увлеченности с низким уровнем выгорания и, наоборот, высокий уровень выгорания с низкой степенью увлеченности. Первый тип рассматривается как благоприятный, второй как неблагоприятный (самочувствие работника и эффективности деятельности). Нам представляется, что сочетание выраженности увлеченности и выгорания может быть дифференцировано, что расширит представления о взаимосвязи этих явлений.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена малой изученностью увлеченности работой – позитивного феномена, появившегося в психологической науке в качестве антипода выгорания. Отсутствует единая точка зрения на взаимосвязь увлеченности и выгорания – феноменов, отражающих степень благополучия психической деятельности субъекта труда и профессиональной мотивации. Для изучения особенностей этой связи необходимо провести содержательный анализ исследуемых феноменов. Расширить представления о соотношении увлеченности и выгорания позволяет выявление эмпирических типов сочетания выраженности увлеченности и выгорания и сопоставление связей рассматриваемых феноменов с другими переменными. Предметом исследования является взаимосвязь между феноменами увлеченности работой и профессионального выгорания. Целью исследования является изучение особенностей взаимосвязи увлеченности работой и профессионального выгорания у менеджеров. Гипотеза исследования: увлеченность работой взаимосвязана с профессиональным выгоранием. Чем больше увлеченность работой, тем меньше склонность к развитию профессионального выгорания. Частная гипотеза: существует взаимосвязь между жизнестойкостью (вовлеченностью, контролем и принятием риска) и выгоранием.

Исследование проводилось на базе ООО «СЕО Стандарт». Испытуемыми являются представители коммерческой сферы - города Тулы. Количество испытуемых 60 человек. Из которых 42% мужчин и 58% женщин. Образование высшее-гуманитаное, высшее-техническое, высшее-экономическое, высшее-математическое. Возраст от 25-35 лет.

В исследовании использовались:1.Тест жизнестойкости С.Мадди в адаптации Леонтьева Д.А., Рассказовой Е.И.;2.Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко; 3.Методика привлекательности работы В.М. Снеткова;4.Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку.

На основе диагностики жизнестойкости, проведенной с использованием «Теста жизнестойкости», разработанного американским психологом Сальваторе Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, группа испытуемых была условно дифференцирована на 3 подгруппы. В первую подгруппу были отнесены испытуемые, имеющие высокие показатели жизнестойкости. В нее вошли 12 респондентов, что составляет 20 % всех испытуемых. Эту группу мы условно определили как «жизнестойкие». Во вторую подгруппу со средними показателями вошли 49 человек, что составило 65% всех испытуемых. Данная подгруппа менее наглядна для анализа, поэтому мы будем сравнивать результаты исследования только в первой и третьей подгруппе. А в третью подгруппу вошли 9 испытуемых с низкими показателями жизнестойкости. Это составило 15 % выборки.

В выделенных группах испытуемых были изучены личностные изменения, происходящие под влиянием профессиональной деятельности: изучению подвергалась характеристика эмоционального выгорания у специалистов с различной степенью жизнестойкости. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в це­лом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых. В 1-ю группу вошли респонденты с высокими показателями жизнестойкости, им соответствует тип личности, обладающий высокой жизнестойкостью умеющий быть вовлеченным в происходящее с ним, он может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и легко совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути, это указывает на психологическую живучесть и расширенную эффективность, а также является показателем психического здоровья. Во 2-ю группу вошли респонденты со средними показателями жизнестойкости. У них более или менее выражены все три компонента, они могут противостоять возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях и справляться со стрессами. В 3-ю группу вошли респонденты с низкими показателями жизнестойкости. Их можно охарактеризовать следующим образом: эти люди часто остаются безучастными к той деятельности, которую ведут. Они не хотят бороться с препятствиями, считая, что все предопределено и не зависит от них. Чаще всего отрицают негативные события в своей жизни и стараются их забыть, а позитивные воспринимают, как что-то приятное. Но не из тех и не из других не извлекают ничего полезного для собственного опыта. Сложные ситуации в своей жизни воспринимают очень болезненно и самостоятельно с ними справится не в состоянии.

Сравнивая результаты по шкале жизнестойкости в двух подгруппах мы видим, что у респондентов в первой подгруппе с высокими показателями жизнестойкости средние значения показывают 95,3 балла, в отличие от третьей подгруппы респондентов с низкими показателями жизнестойкости, у них всего 56,1. Это говорит о том, что специалисты первой группы более стрессоустойчивы, и сохраняют здоровье и оптимальный уровень работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Для третьей же подгруппы респондентов не характерно активное преодоление трудностей. По шкале «Вовлеченность» первая подгруппа респондентов с высокими показателями жизнестойкости набрала 43 балла, когда в третьей подгруппе испытуемых с низкими показателями жизнестойкости всего 26,8 балла. Это говорит о том, что специалисты из первой подгруппы в работе стараются быть вовлечены в происходящее с ними и ищут шанс найти нечто стоящее и интересное для их личности. Респонденты с развитым компонен­том вовлеченности, получают удовольствие от собственной деятельности. Испытуемые из третьей подгруппы – с низкими показателями вовлеченности наоборот ощущают отсутствие по­добной убежденности, это порождает в них чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. По шкале «Контроль» больше всего баллов набрала первая подгруппа респондентов с высокими показателями жизнестойкости, у них 30,1 балла. Это говорит о том, что респонденты убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происхо­дящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Испытуемые с высокими показателями сами выбирают соб­ственную деятельность, свой путь. Меньше всего баллов у респондентов в третьей подгруппе с низкими показателями жизнестойкости -20,3. У данного типа личности наоборот чаще возникает чувство собственной беспомощности. По шкале «Принятие риска» больше всего баллов у первой подгруппы респондентов с высокими показателями жизнестойкости — 22,2. Специалисты убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их разви­тию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, по­зитивного или негативного. У испытуемых с высокими показателями принятия риска жизнь рассматривается, как способ приобретения опыта, готовность действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопас­ности, обедняющим жизнь личности. Респонденты с низкими показателями жизнестойкости набрали меньше всего баллов - 9. Испытуемые данной подгруппы наоборот чаще стараются закрыться от окружающей среды и общества. Пытаются переложить ответственность на других, мало включены в деятельность, которой занимаются. Совершенно не используют опыт.

Для наибольшей демонстрации результатов представим характеристики жизнестойкости в двух подгруппах в виде диаграммы (См. рис. 1).

Рис.2 Распределение испытуемых по группам

По результатам исследования эмоционального выгорания у испытуемых с разными уровнями жизнестойкости в первой группе «жизнестойких» мы видим, что все специалисты имеют низкие баллы по шкалам. Это говорит о том, что фазы «Напряжения», «Резистенция», «Истощения» не сформированы. Следовательно, для них не свойственна подверженность стрессу. Самые высокие показатели по данным шкалам набрала третья группа респондентов с низкими показателями жизнестойкости. В данной группе значительно выше число специалистов с уже сформированными симптомами эмоционального выгорания. Согласно показателям средних значений по всей нашей выборки Фаза «Напряжения» уже сформирована, фаза «Резистенции» еще находится в стадии формирования, и фаза «Истощения» тоже сформирована. Следовательно, в данной группе испытуемых уже прослеживается эмоциональное выгорание.

Для большей наглядности полученных результатов занесем все данные в гистограмму (См. рис. 2).

Рис.2 Распределение испытуемых по группам

С точки зрениясубъективной привлекательности труда у первой подгруппы «жизнестойких» наиболее яркая «потребность в творческой и интересной работе». Не менее важными для специалистов данной подгруппы являются потребности «в общественном признании личного вклада и важности работы кол-ва в целом», «утилитарная потребность», «Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы кол-ва в целом», а также «потребность в общении». Наименее важной потребностью для первой подгруппы является «Потребность в личном материальном и социальном обеспечении». Для третьей подгруппы с низкими показателями жизнестойкости самой ярко выраженной потребностью является «потребность в творческой интересной работе», не менее важной – «утилитарная потребность» и «Потребность в признании, в личном авторитете». Наименее выраженной является потребность «в собственном развитии».

Сравнивая показатели самооценки психического состояния работников с разными уровнями жизнестойкости можно отметить, что по шкале « Тревожность» наибольшее количество баллов набрали респонденты в третьей группе с низкими показателями жизнестойкости – 15,1. «Тревожность» - высокая. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценке, самоутверждению в достаточно широком наборе ситуаций. Для высоко тревожных излишне подчеркивать значимость предстоящей деятельности, требовать категорически высокого результата, выражать сомнение в их возможностях. Высокая тревожность, как правило связана с низкой самооценкой, высокой чувствительностью и ранимостью. Наименьшие показатели по данной шкале у респондентов в первой группе с высокими показателями жизнестойкости – 8,2. «Тревожность» - средняя, допустимого уровня. У данных испытуемых чувствуется некоторая эмоциональная напряженность, внутреннее беспокойство, озабоченность. Предрасположенность к восприятию широкого круга ситуаций, как угрожающих своей самооценке, уважению и престижу. По шкале «Фрустрация» наибольшее количество баллов у испытуемых в третьей группе с низкими показателями жизнестойкости – 16,6. Это высокий уровень. Респондентов данной подгруппы отличает низкая самооценка, они боятся трудностей и неудач. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Меньше всего баллов по данной шкале набрали испытуемые из первой группы с высокими показателями жизнестойкости – 7,1 балл. Специалистов данной подгруппы отличает высокая самооценка, они устойчивы к неудачам и не боятся трудностей. По шкале «Агрессивность» большое количество баллов набрали испытуемые из третьей группы с низкими показателями жизнестойкости - 14 баллов. Данный тип людей характеризуется проявлением спонтанной агрессии и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. Наименьшее количество баллов в первой группе испытуемых с высокими показателями жизнестойкости – 8,5 баллов. Испытуемые стараются контролировать проявление агрессивных реакций в межличностных отношениях. Соблюдают выдержанность и спокойствие. Стремятся избегать проявления негативных чувств к окружающим себя людям. По шкале «Ригидность» большее количество баллов у третьей группы респондентов с низкими показателями жизнестойкости – 18,2. Это сильно выраженная ригидность. Ригидный человек не склонен менять свои привычки. Он упрям, стремится отстаивать свою тактику в решении бытовых вопросов. Он впечатлителен, на длительное время сохраняет свое эмоциональное состояние. Окружающим его людям приходится прикладывать много усилий, чтобы его отвлечь или переубедить. Наименьшее количество балов набрали респонденты первой группы с высокими показателями жизнестойкости – 6 баллов. Это говорит о том, что испытуемые в данной группе отличаются гибкостью в изменении намеченной программы деятельности и характера поведения при меняющихся обстоятельствах. Они склонны к быстрой смене доминирующей концепции. Наблюдается легкость переключения внимания, перестройки восприятия, представлений и мышления в изменившейся ситуации.

Просмотров работы: 2594