Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит известная схема «адресант - передача информации - адресат».
Однако каждый элемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве. Интернет «играет» с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета может приобретать абсолютно разные формы, начиная от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепиской друзей и коллег.
Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.
Если говорить о России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.
Интернет вынуждает переосмыслить классические определения и категории коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения - определение зависит от ситуации.
Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории :
1. асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
2. асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
3. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;
4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).
Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.
Отличительной чертой интернет-коммуникации является совмещение разностилевых элементов, включение разговорных слов и оборотов, элементов языковой игры, использование фразеологизмовразных структурных типов, употребление характеризующих слов в составе описательных определений, коннотативных слов и словосочетаний, косвенно отражающих оценку Следует отметить, что при исследовании общения в сети интернет зачастую общение и коммуникация используются авторами как синонимы, хотя в отечественной психологии не принято отождествлять эти два понятия: коммуникация рассматривается лишь как одна из трех сторон общения наряду с социальной перцепцией и интеракцией (Андреева, 2012). Во многом такая расширительная трактовка понятия «коммуникация» связано с изучением данного феномена помимо психологов специалистами из других смежных областей наук: психиатрии, социологии, филологии, культурологии, философии, что затрудняет операционализацию изучаемых феноменов. Интернет-коммуникация обладает значительной спецификой по сравнению с коммуникацией не опосредованной компьютером (face-to-face communication) описываемого явления.
Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета.
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.
Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, их недостаточно для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
Процесс развития Интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.
Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.
Объект исследования – интернет .
Предмет исследования – интернет как средство коммуникации.
Цель исследования – выяснить, в чем заключается особенность интернета как средства коммуникации.
Задачей моего исследования было выявление популярных форм интернет-коммуникации среди студентов.
Гипотеза: самой популярной формой интернет-коммуникации среди студентов являются социальные сети.
Проблематика, связанная с особенностями социальных коммуникаций в условиях развития компьютерной сети Интернет, для российской социологической науки является достаточно новой.
Проблематика изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения с 1998 года привлекают внимание социологов. Первые работы в этом направлении связаны с именами Б.З. Докторова, П.К. Залесского, Р.С. Могилевского, А.С. Создателева, Т.В. Филипповой.
Несмотря на обилие литературы, посвященной тем или иным аспектам заявленной темы, мало работ, в которых бы системно исследовались социологические вопросы Интернета как средства социальной коммуникации.
Для выявления популярных форм интернет-коммуникации среди студентов мною было проведено исследование. Исследование было проведено методом анкетирования в г. Краснодаре, в КУБГТУ. В анкетировании приняли участие 23 студента в возрасте 18-20 лет.
Им были заданы следующие вопросы:
Какие формы интернет-коммуникации Вы используете чаще всего?
Таблица 1
Телеконференция |
2 |
Чат |
7 |
Переписка по e-mail |
4 |
Социальные сети |
22 |
Другое |
видеосвязь |
Подавляющее большинство опрошенных (88%) чаще всего используют социальные сети как форму интернет-коммуникации. Самой невостребованной формой интернет-коммуникации опрошенными была названа телеконференция(8%).Также опрошенными была выявлена такая форма интернет-коммуникации, как видеосвязь.
По - Вашему мнению, какая форма интернет-коммуникации является самой полезной?
Таблица 2
Телеконференция |
3 |
Чат |
4 |
Переписка по e-mail |
4 |
Социальные сети |
17 |
Другое |
- |
Самой полезной респондентами бала названа такая форма интернет-коммуникации, как социальные сети(68%), а самой бесполезной оказалась телеконференция(12%).
В интернет–коммуникации Вы прибегаете к такому средству как анонимность?
Таблица 3
Да |
9 |
Нет |
16 |
Было выявлено, что к такому средству, как анонимность прибегают лишь 36% опрошенных, тогда как 64% не используют его вовсе.
Часто ли Вы используете в интернет-коммуникации определенные символы (рисунки, «смайлики»)?
Таблица 4
Да |
23 |
Нет |
2 |
Подавляющее большинство опрошенных(92%) используют в интернет-коммуникации определенные символы и лишь(8%) -нет.
Помогают ли Вам данные формы интернет-коммуникации в учебе?
Таблица 5.1
Да |
22 |
Нет |
3 |
Таблица 5.2
Телеконференция |
2 |
Чат |
3 |
Переписка по e-mail |
7 |
Социальные сети |
18 |
Другое |
образовательные сайты |
Было выявлено, что большинству респондентов(88%) формы интернет-коммуникации помогают в учебе, к самым распространенным относятся социальные сети(72%).Также опрошенными была выявлена такая форма интернет-коммуникации, помогающая в учебе, как образовательные сайты.
Таким образом, по данному исследованию можно сделать вывод, что самой распространенной формой интернет-коммуникации являются социальные сети. Данным исследованием была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза. Данный вывод можно представить в виде диаграммы.
Рисунок - Популярные формы интернет-коммуникации среди студентов
Можно сказать, что исследования Интернета как нового средства коммуникации сегодня еще только начинаются, нередко они лишь успевают фиксировать некоторую феноменологию в ущерб ее разностороннему изучению и анализу, но их актуальность и практическое значение не вызывают сомнения. Реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современности, актуализируя необходимость дальнейшего научного поиска в данном направлении.
Глобальность характера происходящих изменений, связанных с развитием Интернет-технологий и сетевых инноваций в России, определяет новые направления исследований и ставит новые проблемы.
В современном глобализованном мире и медиакультуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.