СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущим фактором в разных видах деятельности дошкольников с нарушениями зрения на протяжении всей жизни является общение. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Дети с нарушениями зрения не являются исключением, они также как и нормальные дети развиваются и активно усваивают общественный опыт в ходе общения с людьми и предметами окружающей действительности.

Существует множество различных определений понятия “общения”, связанных с различными взглядами ученых на эту проблему. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений между людьми” Позиция А. А. Бодалева стала для многих психологов определяющей в трактовке понятия «общение». А.А. Леонтьев понимает общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Он считает, что общение — это не взаимодействие, а условие его осуществления, обеспечивающее коллективную деятельность. Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. А.С. Золотнякова понимает общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только межличностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Особенно это характерно в дошкольном возрасте, когда закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив.

Общение является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для детей с нарушениями зрения.

Общая динамика развития навыков общения у детей с нарушениями зрения подчинена тем же закономерностям, что и у детей в норме. Для детей с нарушениями зрения, также как и для нормальных детей взаимодействие со взрослыми и сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста ,с другими взрослыми, возможность общения с мальчиками и девочками, так как в таком возрасте они активно интересуются друг другом, и у них появляется потребность в общении.

Момент появления ребенка на свет есть первый шаг в жизненном пути познания мира, осуществляемого опытным путем. Существенную часть этого опыта обеспечивают любовь и забота родителей. Но для активного вхождения в мир ребенку необходимо использовать определенные формы общения, первоначальной и важнейшей из которых является непосредственно эмоциональная, направленная на установление отношений и взаимосвязей с окружающими людьми. Вначале развитие ребенка с нарушениями зрения обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется — в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают. В возрасте от шести месяцев до трех лет для детей с нарушениями зрения, так же как для их нормально видящих сверстников, на первый план выступает потребность в сотрудничестве, осуществляемая в процессе ситуативно-деловой формы общения со взрослым. Общение приурочено к конкретной ситуации деятельности и требует обоюдного внимания партнеров общения друг к другу и к предмету приложения их совместных усилий. Общение может осуществляться одновременно на "уровне содержания, передающего цифровую информацию, выраженную словами, и на уровне отношения", передающего аналоговую информацию, в которой выражено отношение говорящего к произносимым словам или к слушателю. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) ребёнок с нарушениями зрения получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками. В общении со сверстником как у нормальных детей, так и у детей с нарушениями зрения можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок с нарушениями зрения может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы . У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети с нарушениями зрения придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность. Со временем контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка с нарушениями зрения гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания. Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты?).

Чем старше становится ребенок с нарушениями зрения , тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. В 2-3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, собственно, и составляют содержание контактов детей раннего возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения. Развитие общения в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой, свидетельствуют, что дошкольники 3-7 лет с нарушениями зрения отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту как у нормальных детей, так и у детей с нарушениями зрения значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.

Таким образом, общение со сверстниками занимает важное место в жизни. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные трудности. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться. Дошкольник с нарушениями зрения не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Опыт общения со сверстниками учит дошкольников жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Личность в общении. – М., 1983.

  2. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.

  3. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976. С. 67.

  4. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1991.

  5. Литвак А. Г. “Очерки психологии слепых и слабовидящих” – СПб, 2002. – 280 с.

  6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003.

5

Просмотров работы: 3340