МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Гусейнова Л.Н. 1, Ефимова И.Ю. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преподавание информатики в школах нашей страны фактически начиналось с преподавания программирования. Вопросы преподавания программирования в средней школе находятся в центре внимания с начала 60-х годов. В то время даже был провозглашен лозунг: «Программирование - это вторая грамотность». Заметим, что компьютеры в школах в это время практически отсутствовали. А та техника, которой оснащались школы в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, практическую составляющую курса информатики все равно невольно сводила к программированию. По мере революционного развития аппаратного и программного обеспечения и оснащения им учебных заведений курс информатики претерпел существенные изменения. Основное внимание в большинстве школ стало уделяться освоению современных информационных технологий.

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического мышления школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики.

Цель исследования: разработать сценарий урока с учетом методик преподавания основам программирования учащихся младших классов.

Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности.Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно (скорее всё же рано) дети начинают использовать компьютер — использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память, поэтому воз-никла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
  • развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).
Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:
  • Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки ин-формации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер за-поминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
  • Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.
  • Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
  • Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию, решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных) [3].
Обучение информатики предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и также формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения мыслить логически.Существуют различные подходы к изучению курса информатики в начальных классах, которые отражены в учебно-методических комплектах.Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, который позволил бы вести практическую часть урока информатики с использованием компьютера. Этот момент не всегда возможен [1]. Учитель же информатики владеет содержанием предмета, но у него могут возникнуть трудности, так как обучение младших школьников требует специальных знаний психологических особенностей.Чтобы однозначно ответь на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере.Важно помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.
  1.  
    1. Цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики

В соответствии с общей структурой школьного образования (начальная, основная и профильная) сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ». Начальный курс (2-4-й классы) во многих школах изучается интегративно в рамках других учебных предметов. Основной курс (5-9-й классы) и профильный курс (10-11-й классы) изучаются как отдельный предмет.

Профильный курс изучения основ программирования предполагает развитие объектного стиля мышления на базе изучения объектно-ориентированных языков программирования. Задача основного курса - изучение основ алгоритмизации и программирования, являющихся подготовительным этапом к профильному курсу. На этом этапе возможно развитие алгоритмического, логического мышления учеников, а также формирование операционного типа мышления.

В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5-6-й классы), одной из целей которой является пропедевтика понятий базового курса информатики, и базовая (7-9-й классы) [4].

Алгоритмический подход важен не только при обучении алгоритмике или программированию. Он является одним из главных в обучении информатики вообще. Именно алгоритмический стиль мышления, который формируется и развивается при изучении содержательной линии «Алгоритмы и исполнители», является необходимой базой для усвоения учениками в будущем, как основ программирования, так и технологических компонентов информатики.

В законе Министерства образования Российской Федерации "О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе» сказано :«Содержательная линия «Алгоритмы и исполнители» путем решения большого количества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм - это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними"

Основные понятия, с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это - алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык, блок схема, линейный, разветвляющийся, циклический, и вспомогательный алгоритмы, системы программирования.

В обыденной жизни дети не встречаются с этими понятиями дословно, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами. Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение темы "Алгоритмы" и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи[2].

Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии исполнителя. Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм - стадий:

  1. манипуляция с физическими предметами;

  2. театрализация;

  3. манипуляция с объектами на экране компьютера;

  4. командный режим управления экранными объектами;

  5. управление экранными объектами с помощью линейных программ;

  6. продвинутое программирование с использованием процедур и

  7. других универсальных конструкций.

Разнообразие форма уроков способствует повышению уровня обученности учеников. Уроки в форме игры, практических заданий, применение заданий разноуровневых, дифференцированных заданий, организация конкурсных заданий вызывает интерес к предмету. Задания для самоконтроля, взаимоконтроля, работа группами решает проблему организации работы, как со слабоуспевающими учениками, так и с одаренными. Применение знаний, полученных на уроке информатики, во внеклассной деятельности позволяет углубить знания детей в этой области, проявить творчество, изобретательность, развить способности.

Стандартом предусмотрены следующие требования к подготовке учащихся в рамках указанной линии учащиеся должны:

  • понять на основе анализа примеров смысл понятия алгоритма, знать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при использовании алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции, применять алгоритмические конструкции для построения алгоритмов решения задач;

  • получить представление о библиотеке алгоритмов, уметь использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования, использовать этот язык для записи алгоритмов решения задач.

Учащиеся должны уметь:

  1.  
    • записывать алгоритмы решения простых задач;

    • использовать библиотеку алгоритмов для построения более сложных алгоритмов;

    • использовать основные алгоритмические конструкции при построении алгоритмов;

    • записать на учебном алгоритмическом языке алгоритм простой задачи.

Список литературы

  1. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В.Ф. Информатика: Классы 7-9. -М.: Дрофа, 1998. Ч

  3. Информатика: Учеб.пособие для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Немцова Т.И. Практикум по информатике. [Текст] / Т.И. Немцова, Ю.В. Назарова – Москва: Форум, Инфра-М, 2006 г.- 320 с.

Просмотров работы: 4566