Актуальность исследования проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте заключается в том, что в последние годы среди несовершеннолетних наблюдается рост преступности. Так, по данным МВД РФ, в феврале 2009 года в целом по России на учете в полиции состояли около 175 тысяч несовершеннолетних. С 2013 по 2014 г. рост преступности среди несовершеннолетних составил 5%. Эксперты уверены, что все дело в отсутствии профилактики преступлений и правонарушений.
Заметим, что в любом обществе всегда имеются какие-либо отклонения или девиации, под которыми понимают поступки или действия, не соответствующие принятым в данном социуме нормам, характеризуется наличием отклонений.
Проблема девиантного поведения многоаспектна и изучается специалистами из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как А.Д.Гонеев, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевий.
Проблема девиантного поведения на протяжении многих лет притягивает к себе внимание ученых, ищущих ответы на вопросы о природе и проявления этого феномена. Первоначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые.
Так, Э. Торндайк и Б. Скиннер утверждали, что все окружающее нас, является первым толчком для проявления способностей человека.
В то же время Ст. Холл говорил, что то, что изначально заложено в ребенке с рождения изменить невозможно, но можно только корректировать.
По мнению Ж. Пиаже и Дж Брунер, ребенок - это исследователь окружающего мира потому, что он сам познает окружающий его мир, а главной задачей педагога является не мешать ему, а помогать познавать окружающего мира.
В Западной Европе вопросы о причинах и условиях, способствующих девиациям в поведении и правонарушениях несовершеннолетних, природе человеческой преступности активно изучали Э. Кречмер и Э. Дюркгейм, указывали на то, что социальные факторы играют значимую роль в появлении и развитии девиаций в поведении ребенка.
С. Беккер и А. Коэн полагали, что серьезную роль в развитии отклоняющегося поведения играют микросредовые влияния, а также субкультура, присущая делинквентной среде.
Э. Уилсон опирался на биологические, наследственные и социальные факторы, влияющие на развитие личности несовершеннолетнего педагогически запущенного подростка. Э. Уилсон пришел к выводу, что отклонения в поведении исправить невозможно, но их можно изучать или корректировать.
В России в начале XX в. в научных кругах, изучающих вопросы девиантного поведения, активно участвовали многие российские ученые, а именно: В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, С.Т. Шацкий и др.
Следует особо отметить значимость научного вклада В.П. Кащенко в исследование проблемы коррекционной педагогики. Уже в первых своих трудах он указывал, что растущая преступность детей свидетельствует о том, что необходимо самым серьезным образом заниматься воспитанием детей, при этом заботу о больных детях должно взять на себя государство.
В 20-е гг. XX в. в отечественной психолого-педагогической науке стало отчетливо проявляться стремление переосмыслить подходы, проанализировать накопленный опыт работы с дефективными детьми, пересмотреть требующие переоценки педагогические категории
В этой связи Н.В. Чехов и Г.А. Фортунатов отмечали, что трудные дети нуждаются, в первую очередь, в специальных образовательных приемах, поскольку зачастую испытывают значительные сложности с усвоением того, чему их учат их, а то и вовсе не поддаются воспитательным воздействиям. Многие ученые отмечают, что главную ролью в жизни ребенка служит стихийные группы, детские объединения, компании, группы, которые образовавшихся для совершения какого-либо действия.
Следует также отметить, что проблемам организации воспитательной работы с самыми разными категориями трудных детей (беспризорными, дезорганизаторами, правонарушителями) уделял огромное внимание А.С. Макаренко. Его методика работы в колонии и коммуне для несовершеннолетних правонарушителей базировалась на превентивном подходе, включающем профилактику безнадзорности и правонарушений детьми и подростками.
Период 60-80-х гг. XX в. принес с собой значительные изменения ситуации. Так, получает дальнейшее распространение психолого-педагогическое направление исследования проблемы. Так, М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Е.М. Данилин, Н.Н. Верцинская специально исследуют психолого-педагогические особенности личности педагогически запущенного подростка, анализируют причины и условия формирования отклоняющегося поведения, разрабатывают методики, позволяющие выявлять не только особенности проявления девиантного поведения несовершеннолетних, но и применять наиболее эффективные методы и приемы профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Таким образом, рассмотрев научные подходы к исследованию проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте в отечественной и зарубежной науке. Далее мы раскроем возрастные психологические факторы возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте.
Несомненно, психофизиологические особенности подросткового возраста определяют половое созревание и являются главным физиологическим новообразованием возраста. Подростковая жизнь характеризуется тем, что подростка особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции.
Мы подробнее остановимся на психофизиологических факторах подросткового возраста, оказывающих влияние на формирование девиаций.
Биологический – психофизиологически предопределяет асоциальное поведение, затрудняющее социальную адаптацию личности.
Психологический – выражается в неблагоприятное взаимодействие человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.
Личностный - проявляющийся в отношении личности к социальной среде общения, её нормам и ценностям.
Социальный – обусловленный социально – культурными и экономическими условиями.
Социально - педагогический, выражающийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
Нервная система подростков претерпевает изменения. В подростковом возрасте усиливается активность. Активность на время усиливается, но к 17-18 годам понижается. Вроде бы временное повышение активности должно адекватно обеспечивать энергообеспечение и адаптацию различных психофизиологических систем организма. Но процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, как правило. происходит неритмично, вследствие чего в подростке одновременно сосуществуют и «ребенок» и «взрослый».
К числу факторов девиантного поведения можно отнести внутренние психологические процессы:
Потребность в самоуважении – это основная потребность, которая мотивирует человека достигать признания и уважения других.
Потребность в риске – это ещё одна особенность подросткового возраста. Это продиктовано желанием самоутвердиться.
Искусственные потребности (в алкоголе, наркотиках).
Эмоциональная неустойчивость, тенденция проявлять резко и непредсказуемо сильные эмоции, легкая изменчивость чувств и настроений, особенно в результате неадекватных реакций на слабые стимулы
Агрессивность; эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
Акцентуации характера – преувеличенное отдельных свойств характера.
Неадекватная и завышенная самооценка и др.
Как правило, в подростковом возрасте присутствует потребность в самоуважении перед классом и, конечно же, потребность в риске – самая популярная потребность среди мальчиков подросткового возраста, ведь, рискуя чем-либо, он может показать всему классу, какой он бесстрашный и смелый. Поэтому употребление спиртных напитков и наркотических веществ – достаточно распространенное отклонение от нормы в этом возрасте.
Помимо всего у подростков присутствует неадекватная самооценка и завышенная самооценка: заниженная или завышенная. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека.
Еще одним возрастным фактором возникновения девиаций в подростковый период являются акцентуации характера, под которыми понимают преувеличенное развитие отдельных свойств характера.
Таким образом, мы рассмотрели возрастные психологические факторы. Охарактеризуем далее роль социальных факторов.
В формировании девиантного поведения большую роль играют социальные факторы и социальные институты. Прежде всего, социальные факторы – это принадлежностью к общественным классам, располагающимся в иерархическом порядке. Социальные факторы связаны с референтными группами, семьей, социальными ролями и статусом индивида. Референтная группа — это группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Референтные группы оказывают прямое влияние на поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует (семья, друзья, соседи, школа). Для рассмотрения данной проблемы разберем, что же такое семья, школа и ближайшее кружение.
Как известно, семья - это малая социальная группа, в которой людей связывают брачные или родственные отношения. Семья оказывает очень большое влияние на поведение и воспитание ребенка.
Школа - это учебно-воспитательное учреждение, где детей готовят к взрослой жизни. В школе дети учатся общаться, взаимодействовать с другими детьми и, конечно же, дети начинают адаптироваться к новой для них обстановке.
Ближайшее окружение - это люди, которые его окружают не только на улице, в первую очередь, это его друзья и компания, в которой он проводит свое свободное от учебы время. Для подростка друзья - это важнейшие люди, которые могут его понять, утешить. Теперь, обозначив социальный круг общения подростка, включающий семью, школу и ближайшее окружение, можно говорить о том, через какие провоцирующие подростка факторы возникает девиантное поведение.
В сфере семейного воспитания неблагоприятными факторами могут быть стили воспитания, например, такие, как: гиперопека и гипоопека. В первом случае присутствует избыток внимания к ребенку, во втором - его нехватка. В семье могут формироваться два типа делинквентности, а именно:
агрессивно - защитный - формируется при наличии эмоционального отвержения ребенка членами семьи, присущ молодым людям, отличающимся трудным, агрессивным характером.
оппозиционный - проявляется в случае воспитания ребенка по типу «кумира семьи», способствует формированию у подростка искаженных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, вследствие чего у него закрепляется упрямство, повышенная обидчивость, конфликтность в отношениях с окружающими, стремление выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Факторами возникновения девиантного поведения в семье могут быть не только стили воспитания, но и факторы, проявляющиеся в феномене благополучия. Многочисленные факты свидетельствуют, что как в благополучных, так и неблагополучных семьях могут быть девиантные подростки, хотя именно неблагополучные семьи в большинстве случаев провоцируют девиантное поведение.
Если говорить о таких социальных факторах как школа и референтная группа сверстников, то следует отметить, что нередко девиантное поведение формируется у детей и подростков как из-за непонимания взрослыми, недостатков воспитательного процесса, психологической некомпетентности педагогов, так и вследствие бесцельного времяпровождения. Ситуация может усугубляться, если в группе появляется ассоциальный лидер, который внедряет свое представление о нормах и правилах поведения.
Завершая рассмотрения основных факторов, вызывающих девиации в поведении подростков, можно сказать, что все они в своей совокупности создают достаточно сложную систему, взаимосвязанные элементы которой провоцируют те или иные действия с различной степенью интенсивности в зависимости от имеющихся личностных свойств конкретной личности, её жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.