ШКОЛА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СЕЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ШКОЛА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СЕЛЕ

Лендел А.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важная задача образовательного учреждения – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности. В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе, особой формою.

Школа-центр единого культурно-образовательного пространства на селе – это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Внутренние связи - это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи - это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории Бессоновского сельского поселения. Школа-центр культурно-образовательного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.

В состав культурно-образовательного центра с. Бессоновка входят:

- МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа» и детский сад «Улыбка»;

- Бессоновский дом культуры;

- Производственные участки колхоза имени Фрунзе;

- Физкультурно-оздоровительный центр «Звездный» с. Бессоновка (кружковая, спортивная деятельность);

- Бессоновская Модельная-Библиотека;

- Бессоновская амбулатория;

- Храм «Знамение Божией матери»;

- Духовно-просветительский центр «Знамение».

При реализации данной модели в практике деятельности сельской общеобразовательной школы можно достичь определенных результатов: для ребенка – обеспечить доступность качественного образования, воспитать конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей;

для педагога – повысить профессионализм, социальную активность, социальную защищенность, стимулировать сотрудничество с коллегами;

для образовательного процесса – обновить содержание, создать учебно-методическое обеспечение, разработать вариативные программы с учетом специфики работы школы, внедрить новые педагогические технологии, реализовать вариативность построения образовательного процесса, обусловленную интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума;

для родителей и окружающего социума – повысить образовательный уровень сельского населения; удовлетворять жителей поселения, родителей образовательными услугами; сохранять и развивать положительные традиции сельского поселения; обогащать духовный и культурный потенциал сельского жителя; использовать воспитательный потенциал окружающей среды; взаимодействовать с учреждениями поселения, муниципального района.

Основное назначение духовно просветительского центра - духовно-нравственное воспитание учащихся путем создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, основанной на историческом фундаменте – Православии.

Деятельность центра направлена на: восстановление духовных ценностей, оздоровление социально-исторических корней культуры; формирование у населения бережного отношения к истории и традициям края, приобщение молодого поколения и детей к истокам духовности, сохранении преемственности поколений; активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур; более полное и рациональное использование социума для формирования культурной среды села. Очень тесная работа осуществляется школой и настоятелем храма «Знамение» отцом Александром. Он является частым гостем многих школьных мероприятий, родительских собраний. А ребята в свою очередь посещают храм «Знамение», являются участниками православных праздников и экскурсий.

Распространение краеведческих знаний среди детей и молодежи в целях воспитания чувства национальной гордости, обеспечение преемственности боевых, трудовых, культурных традиций села подготовка и проведение мероприятий, посвященных памятным датам.

Совместно с работниками культурно-спортивного центра, учащимися школы искусств, жителями села очень интересно проходят культурно-массовые мероприятия, народные гуляния, игры, школьные праздники, открытие летней лагерной смены, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества. Разработаны экскурсионные маршруты для учащихся в целях их ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, художественными выставками и другими достопримечательностями района и области. Учащиеся школы и садика постоянно участвуют в школьных и районных фестивалях и праздниках музыки, танца, песни. 21 сентября 2011 года, в канун девяностолетнего юбилея легендарного председателя ордена Трудового красного знамени колхоза имени Фрунзе, дважды Героя социалистического труда Василия Яковлевича Горина, в селе Бессоновка Белгородского района состоялось знаменательное событие – торжественное открытие современного физкультурно-оздоровительного комплекса «Звёздный». Этот праздник стал возможен благодаря активной поддержке губернатора нашей области Евгения Степановича Савченко и администрации района.

Комплекс представляет собой отдельное двухэтажное здание и включает в себя универсальный спортивный зал, тренажёрный зал, зал гиревого спорта, методический и медицинский кабинеты, кафе, раздевалки с душевыми и туалетами, имеется парковка для автотранспорта. В настоящее время в «Звёздном» работают секции волейбола, греко-римской борьбы, гиревого спорта, калланетики, кикбоксинга, лёгкой атлетики, лыжного спорта, мини-футбола, пулевой стрельбы, русской лапты, спортивной акробатики, футбола, художественной гимнастики, шахмат.

Тренерский состав насчитывает 12 человек, Практически все из них обладают достаточной квалификацией и опытом тренерской работы. Тренер-преподаватель по кикбоксингу Станислав Александрович Кржеменевский является заслуженным тренером России, воспитавшим заслуженного мастера спорта, мастеров международного класса и мастеров спорта, чемпионов и призёров чемпионатов мира, Европы и России, обладателей кубка мира: тренер-преподаватель по гиревому спорту Пётр Алексеевич Щеглов – мастер спорта международного класса.

ФОК «Звёздный» за сравнительно короткое время зарекомендовал себя как надёжный партнёр спортивных федераций, иных спортивных учреждений. Взятая комплексом со старта высокая планка в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях позволила «Звёздному» проводить на своих спортивных площадках соревнования самого разного уровня по наиболее популярным видам спорта. Спортивные площадки комплекса становились хозяйками таких соревнований как спартакиады ветеранов и среди несовершеннолетних, первенства района и Российской Федерации по мини-футболу, зональные областные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», мастер-классы по гиревому спорту и греко-римской борьбе, финал кубка области по футболу среди взрослых, фестивали граций и баскетбола, дни здоровья, шахматные турниры и т. п. Одобрительная оценка качества проводимых мероприятий со стороны руководства районной администрации и спортивных руководителей, стабильно высокий рейтинг популярности ФОКа среди сельских жителей позволяют сделать вывод о наличии определённого положительного опыта в подготовке и проведении турниров, спартакиад, первенств, чемпионатов и иных состязаний. Главными условиями, обеспечивающими эффективные результаты этой работы, являются: а) заблаговременность; б) регламентированный алгоритм действий с участием максимального количества сотрудников; в) широкое привлечение партнёров; г) тщательность в проработке деталей.

«Звёздный» оказывает следующие услуги населению: предоставление для занятий и тренировок спортивных площадок, тренажёров («беговая дорожка», «эллиптикал». «велосипед», силовые тренажёры), аренда спортивного инвентаря (теннисные столы с ракетками, ракетки для большого тенниса, мячи, лыжные комплекты, коньки, палки для скандинавской ходьбы).

В последние годы растет на­циональное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов и народно­стей к сохранению и развитию своих культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур — новая социально-пе­дагогическая функция школы, системы воспитания детей и молодёжи. Она введена в ранг государственной политики в области образования и отражена в Законе РФ «Об образовании». При разработке модели нравственного воспитания в сельской школе мы исходим из общих закономерностей развития народной культуры, из диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения.

Богатые традиции русского народного воспитания оказались забытыми и невостребованными педагогической наукой и практикой, существенной деформации подвергается менталитет русской нации.

Поэтому педагогический коллектив Бессоновской средней школы считает ориентацию на национальную культуру важнейшим условием воспитания личности с положительной этнической самоидентификацией, формирования национального самосознания.

Педагогическим коллективом созданы авторские программы кружков и факультативов, например, клуб «Патриот», краеведческий кружок «Поиск», кружок «Истоки народной культуры». Традиционными стали смотры педагогических достижений, Покровские педагогические чтения, конкурсы методических разработок.

В результате определились следующие направления деятельности школы:

- образовательная деятельность (совершенствование общеобразовательной системы обучения с учетом сельской и национальной специфики);

- формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций;

- изучение истории России, белгородоведение,;

- возрождение народных промыслов (бисероплетение, вышивание). Это тем более важно, что в Бессоновке в прошлом и сейчас живут искусные мастера. Вязать и вышивать здесь учились с раннего детства;

- укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни;

- художественно - эстетическое образование;

- работа с семьей;

- «выращивание» культурных хозяев.

Определив в качестве ведущей цели формирование деятельной духовно-нравственной личности как субъекта процесса обучения и субъекта русской культуры, педагогический коллектив продолжает совершенствовать воспитательную систему в рамках «Я - концепции».

Отрабатывается модель самоуправления - создано школьное демократическое государство «Радуга». Структурно оно похоже на построение российской системы власти. Хотя государство создано несколько лет назад, уже можно сделать вывод о том, что данная модель самоуправления позволяет адаптировать детей к условиям современной жизни. Каждый школьник выполняет, поручено дело и отвечает за выполненную работу, прежде всего перед своими товарищами. Из числа учащихся избран Президент, действует парламент. Несмотря на то, что государство «Радуга» по сути своей большая игра, но она способствует формированию общественной активности, взаимной требовательности, преданности интересам коллектива. Происходит переоценка личностных качеств, положение с созданием демократического государства «Радуга» во многих сферах школьной жизни меняется к лучшему.

Идет активный процесс влияния школы на формирование культурной среды села, при этом сама школа стала открытым учреждением, выступая в роли очага культуры.

Сложившаяся система способствует приближению учащихся к «идеалу совершенного человека». Дети становятся носителями философии русского народа. Нашим учащимся присуще милосердие, культура слова, благородство поступков, трудолюбие, интеллигентность, великодушие.

Сельская школа обратилась к народной культуре, которая сама по себе является неким целостным образованием: в ней присутствует идеал человека − носителя выс­ших нравственных, духовных ценностей, традиций народа.

Коллективные дела − возрождение и обогащение народных традиций, участие в праздниках и т.д. Хочется обратить внимание на такой важный момент, который несет в себе народное искусство и народная культура: отношение к старшему поколению, что особенно важно сегодня для нас.

Представители старшего поколения это ветераны ВОВ, народные умельцы, нашего села всегда были живыми носителями социального опыта, знаний, умений и навыков, а также традиций и обычаев своего рода.

Говоря о судьбе сельской школы, мы по существу затрагиваем судьбу всего села. Школа на селе −это не просто образовательное учреждение, а центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития деревенской жизни.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода,

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа, надежда России.

Недаром в народе говорят: «Село без школы все равно, что церковь без креста». Есть хорошая школа - будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия.

В связи с этим свою задачу в сельской школе мы видим в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить этническую культуру и исторические традиции «малой» родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека − гражданина, семьянина-родителя, специалиста- профессионала.

Просмотров работы: 3458