КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Попова А.С. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современной социально-культурной ситуации в России свойственны процессы активного развития и преобразования аспектов жизнедеятельности людей, связанных с их культурным и духовным развитием. Происходящие изменения в структуре свободного времени связаны с уходом хаотичных плоских феноменов культуры, навязываемых стереотипов, и переориентации на гуманистическое общечеловеческое содержание видов и форм социально-культурной деятельности. Актуализируются индивидуально-личностные особенности и национальная идентичность в социокультурной деятельности.

В этой связи необходимо переосмысление роли деятельности всех субъектов культуры в процессе формирования и развития личности.

Как известно одной из важных целей социально-культурной деятельности учреждений культуры является удовлетворение культурных потребностей людей, спектр которых изменяется и усложняется. Следовательно, современные учреждения культуры должны осуществлять систематический поиск вариативных форм и содержания деятельности, адекватных возрастающим потребностям населения.

В периодическом издании «Справочник руководителя учреждений культуры» № 6 за 2011 год приоритеты современной социально-культурной политики определяются следующими направлениями: переход к общественно-государственной парадигме развития культуры, высвобождающей возможности для саморазвития культурных процессов в стране; развитие тех секторов культуры, которые обеспечивают функционирование трансграничных культурных потоков, активное освоение Россией глобального социокультурного пространства; развитие индустрии культуры, удовлетворение массовой потребности в продукции, изготовленной на стыке культурной и информационной областей; поддержка новаторства, творческого воображения и изобретательности, плюрализма и самобытности как важнейших характеристик гражданского общества; достижение эффективного управления социокультурной сферой на основе современных технологий и профессионализации кадров [1].

Реализация вышеперечисленных направлений невозможна без качественного управления, которое является основой успеха любой деятельности. В современных социально-культурных условиях управление имеет ряд проблем, обусловленных недостаточно стабильной и прочной ресурсной базой, внешними и внутренними организационными, кадровыми и другими противоречиями. В значительной мере эти проблемы свойственны социально-культурной деятельности и одной из приоритетных ее технологий – технологии социокультурного менеджмента.

Модернизация сферы культуры связана с необходимостью введения и применения современных научно доказанных технологий и форм работы в учреждениях культуры. Сегодня необходимо создание системы управления по результатам с использованием механизмов, при которых оценка качества управленческой деятельности будет производиться не только по показателям осуществляемых действий, а по конечным результатам их влияния как на человека, так и на социально-культурный и экономический сектор страны.

Гуманизация содержания менеджмента в социально-культурной сфере проявляется практически по всем векторам практики управленческой деятельности. Современные маркетинговые стратегии продвижения и реализации культурных продуктов и услуг исходят из анализа различных факторов, важнейшим из которых является образ жизни потребителей, включая их национально-этнические, возрастные, профессиональные, социально-психологические и прочие социально-культурные факторы, обстоятельства и особенности.

Качество управления в социально-культурной сфере довольно сложно поддается анализу и оценке в связи особенностями социально-культурной деятельности и самой технологии менеджмента в этой сфере. В других отраслях деятельности эффективность, как правило, связывают с экономической составляющей, где получение прибыли предприятием говорит об эффективности его функционирования.

Относительно деятельности учреждений культуры, недостаточно применять только экономические методы, так как, являясь педагогически обусловленным процессом, социально-культурная деятельность призвана решать еще социально, творчески и духовно обусловленные задачи.

Как отмечает Г.Л. Тульчинский, «анализ же эффективности применительно к сфере культуры непосредственно предполагает выработку более широкого подхода, выхода в более широкий контекст и уточнение этого контекста» [3, с. 483].

Категория «эффективность» свойственна не всякому процессу, а лишь тому, который обладает определенными целями. Эффективность всегда соотносится с понятием «действенность», так, в словаре С.И. Ожегова термин «эффективный» трактуется как дающий эффект, действенный [2, с. 1192]. С этой связи эффективность следует рассматривать как принципиально управленческую категорию, соотносящую результат деятельности с конкретными целями.

В социально-культурной сфере эффективность часто характеризуется определенными соотношениями, например, отношением уровня культуры к объёму потребления культурных услуг; использование ресурсного потенциала соответственно реализуемому объему деятельности; объем реализуемых коммерческих услуг с получением прибыли. Следовательно, в социально-культурной сфере можно говорить о социальной, ресурсозатратной и финансовой эффективности.

Осуществляя управление в социально-культурной сфере, необходимо учитывать реализацию социальных, экономических, технологических целей.

Система оценки управления в учреждениях социально-культурной сферы включает в себя такие важные факторы, как: постановка конкретной цели при осуществлении оценочной процедуры; отбор наиболее объективных методов оценки. В процессе анализа эффективности управления Г.Л. Тульчинский и Е.Л. Шекова выделяют три уровня: уровень культурной деятельности населения, реализуемой в учреждениях культуры; уровень деятельности учреждений культуры по организации культурной деятельности населения; уровень управления деятельностью учреждений культуры [3, с. 489].

При оценке эффективности социально-культурной деятельности учреждений культуры необходимо учитывать показатели социальной эффективности, к которым относятся: проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий; социально-культурное обслуживание социально незащищённых групп населения; развитие и поддержка коллективов самодеятельного художественного творчества и любительских объединений; патриотическое воспитание подрастающего поколения; выявление, хранение и трансляция традиционной культуры; посещаемость и динамика посещаемости коммерческих мероприятий, проводимых учреждениями культуры как во внутренней, так и внешней среде; количество социально-культурных мероприятий на одно учреждений культуры за период отчетного года; объем социально-значимых социально-культурных программ от общего числа проводимых мероприятий.

Эффективность деятельности в социально-культурной сфере не будет объективной при отсутствии учёта показателей экономической эффективности работы учреждений культуры. К таким показателям можно отнести: среднюю цену одного посещения коммерческого мероприятия в учреждении культуры за период отчетного года; объем компенсации затрат учреждения культуры полученной прибылью от основных видов уставной деятельности за период отчетного года.

Говоря об эффективности управления в социально-культурной сфере, следует учитывать, относительно каких целей осуществляется оценка. Если речь идет о реализации социальных целей, то эффективность менеджмента связана с анализом относительно таких функций управления, как планирование учет, контроль, принятие решений и другое.

Если оценка осуществляется относительно реализации экономических функций социально-культурной деятельности, оценке эффективности управления подвергаются такие показатели, как получение дохода при наименьших затратах, активное и адекватное использование хозяйственного механизма в деятельности учреждений культуры и другое.

Для оценки результатов управленческого труда и деятельности конкретного учреждения культуры можно использовать такие методы, как: «управление по целям» (основан на оценке достижения поставленной цели); «шкалы графического рейтинга» (основан на проставлении оценки каждой черте характера оцениваемого работника); «вынужденный выбор» (основан на отборе наиболее характерных для данного работника описаний); «описательный метод» (описывает преимущества и недостатки поведения работника); «оценка по решающей ситуации» (основан на использовании списка «правильного», «неправильного» поведения); «метод сравнительных анкет» (включает набор вопросов или описаний поведения работника, оценивает черты характера); «шкалы рейтингов поведенческих установок» (использует несколько решающих ситуаций, из которых выводятся характеристики результативности труда); «шкалы наблюдения за поведением» (фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом); «метод балльной оценки» (основан на построении балльных шкал); «метод коэффициентов» (в расчет вводятся нормативные значения, которые соотносятся с фактическим результатом) [цит. по 4].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в основе оценки эффективности социально-культурной деятельности и управления ею лежат цели, степень реализации которых и будет определять качество и эффект от реализуемого содержания. Выражение эффективности зависит от соотношения многих показателей и применительно к социально-культурной сфере эти соотношения могут быть не всегда очевидны.

Литература:

  1. Методические рекомендации по применению методики оценки эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/45959/45965/ (13.12.2014)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка6 ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скорцова. – М. : ООО Оникс : ООО Мир и образование, 2006. – 1200 с.

  3. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере кьультуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова.– СПб.: Лань; ЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. –544 с.

Папкова Л. Выбор метода оценки эффективности деятельности менеджера по персоналу [Электронный ресурс] / Л. Папкова // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2011. - № 5. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/vybor-metoda-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-menedzhera-po-personalu (12.12.2014).
Просмотров работы: 4667