Введение
Актуальность исследования. Инвалиды с отклонениями в психическом развитии в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в социальном и медицинском обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в реабилитационных центрах невозможна без предоставления им различных видов услуг и помощи, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социальных и реабилитационных услуг, вспомогательных приспособлений и средств, материальной и иной поддержки.
Своевременное и адекватное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано предоставить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных средств и путей решения проблем в условиях реабилитационного центра.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, должно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
Данная тема на сегодняшний день очень актуальна, т. к. в нашей стране нетрудоспособные граждане является предметом поддержки со стороны государства, которое социальную политику в условиях экономического кризиса считает приоритетным направлением деятельности.
Рассматривая социализацию личности и как достижение ею определенного социального статуса, нельзя не увидеть, насколько серьезным является противоречие между желанием инвалида достигнуть определенного положения в обществе (или, по крайней мере, сохранить существующий) и возможностью реализации данной цели.
Степень разработанности проблемы. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 80-е годы XX века и связано с именами таких ученых, как Н.Ф. Дементьева, А.А. Модестов, Е.И. Холостова, О.С. Андреева, Э.В. Устинова и продолжается до сих пор.
Процесс социализации лиц с ограниченными возможностями в 80-90 гг. изучают А.Г. Асмолов, В.А. Горшков, A.A. Радугин, А.И. Кравченко, М.В. Удальцова, Ф.Г. Эффен-диев, E.H. Шиянов, с точки зрения теории конфликта подходит к проблемам социализации А.Г. Здравомыслов. Реализация системного подхода в изучении социализации личности нашла наиболее полное отражение в работах Б.Ф. Ломова.
Таким образом, трудовая социализация инвалидов в условиях современного российского общества как отдельное направление научного исследования находится в настоящее время в начальной стадии своего развития.
Анализ литературы и практики позволяет обнаружить противоречие в том, что, с одной стороны, проблеме социализации инвалидов уделяют внимание, но, с другой стороны, существует недостаточное количество программ по адаптации и реабилитации инвалидов с ограниченными возможностями.
Проблема исследования: как содействовать успешной социализации лиц с ограниченными возможностями?
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и описать возможности трудовой терапии как средства социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
Изучить специализированную, научно-методическую литературу и другие источники информации по данной проблеме;
Изучить сущностную характеристику социальной реабилитации инвалидов в условиях реабилитационных центров;
Охарактеризовать трудовую терапию, как метод социальной реабилитации инвалидов, посещающих реабилитационный центр;
Реализовать и разработать комплекс занятий по трудотерапии инвалидов, посещающих реабилитационный центр;
Выявить возможности трудотерапии в условиях реабилитационного центра.
Объект исследования: социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями.
Предмет исследования:трудовая терапия как средство социализации лиц с ограниченными возможностями
Гипотеза исследования: трудовая терапия является эффективным средством в социализации лиц с ограниченными возможностями.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ специализированной и научно-методической литературы;
- обобщение опыта по использованию трудовой терапии.
Эмпирические:
- описание опыта трудовой терапии в условиях реабилитационного центра;
- наблюдение.
Теоретическая значимость исследования: заключатся в том, что на основе анализа научной литературы конкретизированы общетеоретические представления о сущности социализации лиц с ограниченными возможностями; изучены теоретические аспекты трудовой терапии в психосоциальной работе с инвалидами.
Практическая значимость исследования:
- разработанный комплекс занятий посредством трудовой терапии может быть использован в психосоциальной работе с лицами с ограниченными возможностями для их успешной социализации и интеграции в общество.
- разработанные рекомендации по организации процесса трудотерапии могут быть полезны педагогам, специалистам по социальной работе, воспитателя и психологам в работе с инвалидами.
База исследования: региональная Общероссийская общественная организация инвалидов «Новые возможности» г. Ульяновска.
Выборка: инвалиды с отклонениями в психическом развитии в возрасте от 18 до 30 лет, в количестве 14 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.
Апробация: по данной теме была опубликована научная статья «Трудовая терапия как средство социализации лиц с ограниченными возможностями» в сборнике межрегиональной студенческой конференции «Арт-терапия в системе социальной адаптации граждан: современное состояние, проблемы и пути решения» 17 октября 2014 г.
Структура работы: данная научная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями 1.1 Сущностная характеристика и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностямиВ нашей стране проблема предоставления помощи лицам с ограниченными возможностями, принадлежит к числу наиболее актуальных и важных, так как рост численности инвалидов с психическими расстройствами выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Общая негативная характеристика процессов воспроизводства населения, снижение рождаемости, депопуляционные процессы, предъявляет требования к трудовым и социальным ресурсам будущего. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Обозначим основные термины в данной работе [14, с. 23].
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, дефектами или последствиями травм, приводящее к ограничению жизнедеятельности и требующие необходимость социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность адаптации в обществе вследствие нарушения здоровья с отсутствием необходимых психолого-физиологических функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Реабилитация – восстановление здоровья и трудоспособности лиц, физические и психические способности которых ограничены после перенесенных заболеваний, травм [26, c.45].
Понимание социальной реабилитации прошло свой достаточно содержательный путь развития. На начальном этапе рассматривался чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Далее начинается переход от чисто медицинского подхода к социально-психологической модели, а в рамках социально-психологической модели реабилитация рассматривается не только как восстановление функций трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида [3, с. 55].
Социальная реабилитация – это процесс и система определения оптимальных механизмов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретных средовых и социальных условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных инвалидом социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Мы рассматриваем социальную реабилитацию как систему мер, направленных на восстановление утраченных или разрушенных в силу каких-либо причин отношений и общественных связей, личностно и социально значимых характеристик, возможностей и свойств субъекта.
В зависимости от специфики и характера перенесенного заболевания у инвалидов возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к различным видам социальной недостаточности:
- нарушение функций самообслуживания (лица с психическими заболеваниями лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата);
- нарушение способности передвижения;
- нарушение возможностей к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);
- нарушение способности к обучению;
- нарушение способности к ориентации;
- нарушение способности к общению;
- нарушение способности контролировать свое поведение [20, c.75].
Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к общественной, самостоятельной и семейно – бытовой деятельности.
Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности [22, c.53].
В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:
- социально – бытовая реабилитация;
- социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде [19, c.52].
Рассмотрим подробнее эти направления.
Социально – бытовая реабилитация заключается в восстановлении и приобретении утраченных в результате болезни, деятельности и навыков самообслуживанияв быту, приспособление к новым условиям жизни.
Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации:
1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально-бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения.
2. Образование и обучение – обучаем инвалида навыкам.
3. Самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Очень важно здесь обучение и просвещение членов семьи по различным вопросам [24, c.211].
Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, возобновление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация разделяется на два процесса:
- приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий;
- обучение инвалида жить в обычном социуме [30, c.132].
В результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:
- социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
- социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.
- социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения [4, с. 78].
Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально – культурных услуг, в доступных видах творчества, общении, восстановлении их самооценки.
Социальная реабилитация может реализоваться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию.
1.2 Организация социальной реабилитации инвалидов в условиях реабилитационных центровЦентры реабилитации инвалидов являются реабилитационными учреждениями, предназначенными для предоставления инвалидам специализированных, квалифицированных и комплексных мер социальной, профессиональной, медицинской реабилитации.
Центры реабилитации инвалидов должны выполнять следующие функции:
- осуществлять и разрабатывать индивидуальные и групповые программы реабилитации инвалидов, направляемых в центр;
- обеспечивать методическую и консультативную помощь по реабилитации инвалидов;
- осуществлять подготовку кадров по реабилитации инвалидов [2, c.59].
В соответствии с функциями основными задачами центра должны стать:
- выявление социальных и медицинских причин инвалидности;
- определение уровня функциональных нарушений;
- анализ ограничения жизнедеятельности инвалидов;
- определение потребности инвалидов в видах реабилитационных мер;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (в том числе и групповых);
- и т.д. [16, c.71].
В реабилитационных центрах реализуется организация следующих мероприятий:
- внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по социальной адаптации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их реабилитации;
- техническое и материальное оснащение специализированных учреждений для инвалидов с психическими отклонениями;
- создание трудовых, учебных, производственных и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;
- разработка технологий и методик комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания детей и семей [8, c.60].
Предполагается, что проведение указанных мероприятий позволит внедрить новые реабилитационные методы и технологии и обеспечить детей с ограниченными возможностями индивидуальными, техническими, социальными средствами реабилитации, увеличить количество реабилитационных центров для инвалидов и пополнить их материально-техническую базу.
Обязанностями специалистов реабилитационных центров являются:
— проведение трудотерапии детей и подростков;
— своевременная профориентация;
— оказание социально-консультативной помощи в выборе учебного заведения после окончания школы;
— при необходимости — организация профессионального обучения;
— курирование вопросов трудоустройства подростков на специализированные предприятия, имеющие квоты рабочих мест для несовершеннолетних инвалидов;
— оказание содействия в организации надомного труда [11, c.59].
В контексте комплексного подхода к реабилитации целесообразно использовать многокомпонентные методики, сочетающие медико-социальный и психологический эффект, в частности трудовую и оккупационную терапию.
В ходе осуществления трудовой терапии ребенок с ограниченными возможностями последовательно проходит через следующие этапы:
— восстановительный этап, на котором происходит процесс приспособления ребенка с ограниченными возможностями к условиям среды в соответствии со степенью восстановления и компенсации нарушенных функций;
— общеукрепляющий этап, направленный на стимулирование физического и психического развития ребенка с ограниченными возможностями. На данном этапе труд используется также в целях отвлечения внимания ребенка от фиксации на своей болезни;
— ориентировочный этап, который заключается в профильной ориентировке ребенка на доступные виды труда. Соответственно определяются нужные практические навыки, организуется их формирование. Одновременно проходит обучение ребенка навыкам и умениям подчинять свое поведение интересам дела, совершенствование его способностей к трудовым усилиям;
— формирующий этап, на котором на основании результатов предыдущих этапов, динамики общего развития ребенка с ограниченными возможностями и уровня его ориентации на показанные виды трудовой деятельности организуется формирование психологической и физической готовности ребенка, к трудовому самоопределению, его направленности на самостоятельное самообслуживание [13, c.83].
Особое значение при подготовке к труду детей с отклонениями в развитии приобретает семья. Личный пример родителей и близких, окружающих ребенка людей оказывает сильное влияние на формирующуюся личность. В связи с этим целенаправленная деятельность по трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями должна осуществляться не только в рамках реабилитационного учреждения, но и на дому.
В отделении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Сотрудники Центра осуществляют различные формы патронажа над детьми и подростками, поддерживают контакты с ними и их семьями после выписки их из отделения с целью обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Центр реабилитации должен иметь три группы управления, взаимосвязанных между собой:
- первая группа предназначена для служб управления центром;
- вторая группа — для рационального размещения инвалидов на период их пребывания в центре;
- третья группа — для собственно проведения реабилитационных программ [15, c.94].
Вторая группа, предназначенная для размещения инвалидов, включает в себя стационарное и поликлиническое отделения и пансионат.
В состав третьей группы для проведения реабилитационных программ должны входить разнообразные службы, предназначенные для реализации медицинских, социальных и профессиональных аспектов реабилитации [7, с. 34]
Направления работы реабилитационных центров:
1. Разработка и проведение групповых и индивидуальных программ педагогической и психологической реабилитации и реабилитации инвалидов в отделениях.
2. Организация образовательного и реабилитационного процесса с целью реализации специальных программ по умственному, сенсорному, эстетическому, нравственному, физическому и трудовому развитию инвалидов.
3. Моделирование и применение адаптивных и коррекционных развивающих программ (включая реабилитацию с использованием компьютерных программ), направленных на восстановление, социальную адаптацию инвалидов [10, c.86].
В последнее время большое внимание уделяется на спортивную реабилитацию. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях помогает инвалидам формировать отношения к еще более слабому, преодолевать страх, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, самовоспитания, быть достаточно независимым и свободным.
В процессе реализации реабилитационных мероприятий осуществляется наблюдение и коррекция за их выполнением, по завершении одного этапа — определение эффективности и обсуждение последующего этапа реабилитации. Реабилитационное мероприятие более эффективно, если большая доля индивидуально-реабилитационного потенциала инвалида этим мероприятием была реализована.
Основными направлениями работы:
- осуществление социальной диагностики;
- организация занятости инвалидов;
- проведение содержательного досуга;
- защита имущественных и личностных прав инвалидов;
- поддержание родственных контактов и связей;
- проведение трудовой деятельности [21, c.58].
Одной из разновидностей организации трудовой деятельности является трудовая терапия.
1.3 Трудовая терапия как метод социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностямиКак считает О.С. Андреева, трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия базируется на закономерностях социологии труда, физиологии, психологии и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических методик, содержащих элементы профессиональной и бытовой деятельности [1, c.79].
Трудовая терапия оказывает благоприятное влияние на формирование круга ценностных ориентации и потребностей инвалидов, тем самым способствуя нормализации их взаимоотношений с окружающим миром. В процессе трудовой терапии инвалид, овладевая теми или иными приемами профессиональной деятельности, использует наиболее развитые качества, а недостаток одних компенсирует другими. Кроме того, трудотерапия как метод коллективного взаимодействия способствует становлению ролевых функций инвалида формированию адекватных психосоциальных механизмов.
Основная цель трудовой терапии – развитие и восстановление нарушенных функций, формирование хозяйственно-бытовых навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, выполнение трудовых упражнений.
К задачам трудовой терапии относятся: восстановление утраченных функций путем применения различных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.), оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм инвалида и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив) [23, c.62].
Трудовая терапия разделяется на два метода: терапия трудом и занятия трудом.
Занятие трудом — это занятие свободного времени инвалида рисованием, изготовлением сувениров, лепкой,
Терапия трудом — использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.
Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на выявление двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудовая терапия, направленная на общее поддержание и укрепление функционального состояния и трудоспособности; производственная трудотерапия, подготавливающая инвалида к профессиональному труду, осуществляемая в благоприятных материально-технических условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).
Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А. Модестова, в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности [12, c.174].
Трудовая терапия реализуется в комплексе с другими методами восстановительной реабилитации и терапии, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, рационально подобранная и индивидуально обоснованная, выступает как лечебно-воздействующий фактор. Она способствует интеллектуальному и физическому развитию, нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), коррекции двигательных функций, улучшению сна, аппетита, настроения [9, с. 99].
Главными в комплексе трудовой терапии являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, повязывание платка и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др. Большое значение имеет также вышивание, лепка, плетение, вязание, разборка мелких деталей, рисование, машинопись, изготовление картонных игрушек, столярные работы (работа рубанком, полировка деревянных поверхностей) и др.
Выделяют три группы трудовых занятий: трудовая терапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудовая терапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудовая терапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.) [31, c.142].
Занятие трудом открывает перед инвалидами перспективу восстановления навыков общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.
При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы и желания, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.
Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах.
Как считает О.А. Богданова, при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме [6, c.69].
Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.
В ходе трудотерапии инвалид приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для него создаются условия, близкие к производственным, проверяется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).
Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум.
Нам всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за его эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в работу. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья инвалида, этапом реабилитации, объемом функциональных нарушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии является время (продолжительность) выполнения трудовой манипуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.
При выработке правильного комплекса рабочих движений необходимо соблюдать следующие правила: ознакомить инвалида с трудовой операцией (движением); показать технику выполнения трудовой операции; способствовать овладению трудовыми навыками в результате многократных повторений трудовой операции [27, c.48].
По мнению Е.И. Холостовой общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня. Она начинается на самых ранних этапах реабилитации и представляет собой выполнение самых легких заданий и операций, целью которых служат отвлечение человека от мыслей о болезни, повышение жизненного тонуса, заинтересованности в активных физических действиях, мотивации к выздоровлению и восстановлению трудоспособности [28, c.143].
Как пишет В.А. Антонов, восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление нарушенных функций организма. Она проводится в основном в адаптационный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и компенсируются нарушенные функции. Восстанавливающая трудотерапия включает тренировку пострадавших функций и использование заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту, или при выполнении трудовых операций [5, c. 153].
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного [17, с. 123]
Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.
Основные составляющие процесса трудотерапии:
1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.
2. Требования к труду.
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.
6. Поощрение или вознаграждение за труд.
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).
8. Межличностные отношения клиентов.
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда [25, c.54].
Трудовая терапия в реабилитационном центре носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О.А. Богданова выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения [29, c.34].
Вместе с тем с учетом реабилитационного потенциала некоторых категорий инвалидов и возможности введения новых технологий реабилитационного процесса результативность трудовой терапии нетрудоспособных граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания может быть более ощутимой.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями посредством трудовой терапии2.1 Основные направления трудовой терапии в региональной Общественной организации инвалидов «Новые возможности» г. Ульяновска
Региональная Общероссийская Общественная организация инвалидов «Новые возможности» - многопрофильное учреждение. Она представлена такими направлениями, как социальная, психологическая и реабилитация, а также социальная адаптация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных навыков.Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой организацией «Новые возможности» при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции и адаптации. На это направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет социальная (хозяйственно-бытовые, профессиональные, санитарно-гигиенические навыки) реабилитация детей-инвалидов, а так же психологическая поддержка семей, их воспитывающих.
Роль социальной реабилитации в реабилитационном центре обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, при этом не только психологического профиля, как правило, наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в физическом развитии. Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, хозяйственно бытовая деятельность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в адаптивном качестве детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений. В-третьих, результативность социальной реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.
Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского и женского пола, в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.
Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов трудовой терапии. Трудовая терапия в реабилитационном центре носит специфический характер. Практическая значимость коррекционной работы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
При проведении мероприятий по трудовой терапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудовой терапии, желание и стремление инвалида участвовать в занятиях по трудовой терапии.
Также учитывались социально-психологические особенности личности инвалида, непрерывность процесса трудовой терапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий.
В процессе проведения исследования был реализован комплекс занятий по трудовой терапии с инвалидами с психическими отклонениями, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.
При проведении занятий по трудовой терапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур.
В начале занятия проходило небольшое обсуждение, разъяснение цели занятий, проведение занятий и требования к их организации. Занятия физическим трудом проводились в сопровождении трудового инструктора, творческие занятия при участии социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных.
На занятиях инвалиды работали с войлоком, атласными лентами, природными материалами и крупами, всем тем, из чего можно было создать творческий процесс. Все это увлекало их, побуждало получить конечный результат совместной деятельности.
Помимо решения основных задач, трудовая реабилитация позволила:
- сплотить молодых инвалидов в коллектив;
- занять их полезным трудом;
- заинтересовать конечным результатом;
- разнообразить жизнь молодых инвалидов (скрасить быт);
- улучшить самочувствие.
При проведении занятий использовались такие приемы как:
-«делай как я» (с показом и объяснением);
-«обучение успехом» (когда даже незначительные достижения получают положительное подкрепление: «хорошо», «молодец», «умница», «здорово»).
Чтобы добиться формирования у инвалидов определенных умений и навыков, в работе были использованы методы учебного процесса:
- словесные (комментируется любое выполнение действий, постоянное общение);
- игровые (любое занятие сопровождается игровой деятельностью);
- практические (все знания закрепляются на практике);
- наглядные (демонстрация действий).
В социально-бытовую реабилитацию входили следующие мероприятия: ознакомление инвалидов с правилами пользования бытовой техники (пылесосом, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, музыкальным центром с караоке, холодильником, микроволновой печью), обучение сервировке стола, приготовление не сложных блюд и заваривание чая.
Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили:
- покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате;
- уход за комнатными цветами (полив, рыхление);
- обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть);
- уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую;
- ежедневное чаепитие;
- чтение книг, запись погоды в дневнике;
- комплекс упражнений по вышиванию и вязанию;
- закупка пазлов, пластилина, раскрасок;
- проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок;
- комплекс спортивных мероприятий (разминка, упражнения для рук, прыжки на месте);
- уборка помещений;
- ежедневное посещение кабинета ЛФК.
За время проведения программы инвалиды в группе трудовой терапии усвоили навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка.
За время проведения занятий по трудовой терапии у инвалидов, занимающихся лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК.
Занятия физкультурой помогли инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов. Все занятия разработаны с учетом физических возможностей и медицинских противопоказаний. В них включены: дыхательная гимнастика, самомассаж, занятия на тренажерах, упрощенные физические упражнения.
Трудовая деятельность непосредственно повлияла на регуляцию и тренировку основных нервных процессов - процессов возбуждения и торможения, нарушение которых лежит в основе развития психических расстройств. Так же, можно заметить, что трудовая терапия оказала прямое влияние на психическое состояние инвалидов, изменяя направление их психической деятельности от погруженности в болезненные переживания к сосредоточенности на производственных процессах и результатах своего труда, вызывая чувство уверенности, чувство удовлетворения от соучастия в полезной деятельности.
Итак, организуя процесс трудотерапии в ООИ «Новые возможности» можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.
Включение трудовой терапии в программы реабилитационного центра имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.
2.2 Методика работы с молодыми инвалидами посредством трудовой терапииВ течение года нами была проведена диагностическая работа в региональной Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности».
Организацию «Новые возможности» посещают молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, имеющие задержку психического развития. Данная организация помогает им максимально адаптироваться с социальной жизни в обществе.
Нами была проведена коррекционная работа для выяснения динамики развития молодых инвалидов, посещающих данный реабилитационный центр.
Коррекционная работа проводилась по направлению трудовая терапия.
Трудовая терапия как неотъемлемая составная часть всего реабилитационного процесса используется в данном реабилитационном центре. Здесь функционируют трудовые мастерские: рукоделия, плетения, комната социально-бытовой реабилитации.
Нами были проведены различные производственные мероприятия, трудовые упражнения, психологические тесты, также были реализованы методы по социальной адаптации инвалидов (ведение хозяйства, посещение выставок и магазинов).
У большинства инвалидов после проведенных занятий мы отмечаем положительную динамику как в состоянии здоровья, так и в эмоциональной сфере.
Алгоритм работы по трудовой терапии:
экскурсия по мастерской. Вводная беседа.
выбор вида трудовой деятельности.
инструктаж по технике безопасности.
составление инструктором индивидуальной программы по трудовой терапии.
индивидуальная или групповая работа, всего 10 занятий продолжительностью по 60 минут. Допускаются колебания в зависимости от диагноза и самочувствия.
мониторинг процесса трудовой терапии (карта наблюдений).
анализ информации о ходе реабилитационного процесса (мотивация, сформированность умений и навыков, особенности мелко-моторных навыков, особенности поведения, общения, контроль эмоций, уровень работоспособности и др.)
выводы по пройденным занятиям.
В области трудовой терапии были реализованы такие программы как:
работа на ручной швейной машинке, пришивание пуговиц, кройка, вышивание крестиком;
наматывание проволоки или ниток в клубок, печать на пишущей машинке, лепка из пластилина, изготовление подделок из природных материалов;
столярные работы (для мальчиков);
бисероплетение;
плетение корзин из бумажных трубочек;
чистка овощей, приготовление пищи, сервировка стола.
Трудно не оценить пользу спортивной занятости для детей-инвалидов. Кроме развития мышц, поддержки хорошей формы, воспитания внутренней дисциплины и самоусовершенствования для ребенка-инвалида это еще и возможность общаться с другими детьми, что очень для них важно, почувствовать свою значимость в обществе.
Особое значение в диагностической работе имела специальная олимпиада для инвалидов. В организации «Новые возможности» инвалиды посещают много мероприятий, особенно усиленно молодые инвалиды участвуют в спортивных мероприятиях.
В региональной Общероссийской организации инвалидов «Новые возможности» нами была проделана диагностическая работа, которая позволила выявить благоприятное воздействие трудовой терапии, а также выявить динамику физического и психологического развития инвалидов. Для грамотного определения психосоциального развития мы разработали критерии:
0 – 20 – низкий уровень;
20 – 50 – средний уровень;
50 – 70 – уровень выше среднего;
70 – 100 – высокий уровень.
Данные дневника наблюдений были обработаны и соотнесены согласно выделенным критериям. Полученные результаты представим в виде графических диаграмм.
Рис.1. Хозяйственно-бытовые навыки.
Данные диаграммы показывают, что уровень хозяйственно-бытовых навыков повысился благодаря комплексу занятий по трудовой терапии у каждого участника исследования. У Куяновой Р. эта динамика наиболее выражена, у остальных наблюдаются незначительные положительные изменения, что объясняется индивидуальными психофизическими особенностями инвалидов.
Рис.2. Развитие моторных навыков.
По результатам данной диаграммы можно отметить, что почти у всех повысился уровень развития моторных навыков. Коррекционная работа с применением трудовой терапии способствовала формированию интеллектуальных способностей, сохранения психического и физического здоровья инвалидов. Наиболее выраженная динамика замечена у Панфилова Г., Куяновой Р. и Шакурова И..
Рис.3. Адаптация в коллективе.
Данные диаграммы показывают незначительные положительные изменения у большинства инвалидов. Следует отметить, что у Куяновой Р. и Панфилова Г. уровень благоприятного воздействия трудовой терапии на адаптацию в коллективе повысился значительно.
Рис.4. Санитарно-гигиенические навыки.
Результаты данной диаграммы позволяют отметить, что положительное воздействие трудовой терапии на санитарно-гигиенические навыки каждого инвалида отразились по-разному. Большинство инвалидов имели средний уровень на начальном этапе коррекционной работы. К концу уровень санитарно гигиенических навыков в большей степени отразился у Гордеева Е. и Куяновой Р.
Рис.5. Развитие познавательных процессов.
По результатам данной диаграммы произошли значительные изменения в развитии познавательных процессов всех инвалидов. После комплекса упражнений по трудовой терапии так же была замечена положительная динамика.
В процессе трудотерапии произошли конкретные изменения: от сопротивления к взаимодействию. От пассивности – к продуктивности, от одиночества – к сотрудничеству, от узкой направленности – к свободе творчества, от скованности мелкой моторики – к улучшению моторных функций
На фоне благоприятного климата в помещении, постепенно растущей уверенности в своих силах, улучшилось эмоциональное состояние, появилось ощущение радости и веры в себя.
2.3 Практические рекомендации по социальной реабилитации молодых инвалидовТаким образом, применение трудотерапии в ООИ «Новые возможности» повышает материальный и физический уровень инвалидов, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, помогает приобрести новые коммуникативные связи.
Результатом трудовой терапии становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни.
Включение методов трудовой терапии в реабилитационные программы данного центра подтверждает выдвинутые в гипотезе возможности применения трудовой терапии.
В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.
Основной задачей в обучении рассматриваемой категории лиц с отклонениями в физическом и психологическом развитии, является создание условий для успешной учебной и рабочей деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.
К условиям, способствующим восстановлению отсутствующих функций у лиц с отклонениями в физическом и психологическом развитии, отнесены следующие:
создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей социально-педагогической работы;
использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям инвалидов;
дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация программы;
организация системы кружковой работы, повышающей уровень развития инвалидов, пробуждающей их интерес к совместной деятельности;
учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей и взрослых;
По результатам исследования были разработаны рекомендации по проведению упражнений трудовой терапии в общественной организации инвалидов «Новые возможности» г. Ульяновска:
1. Соблюдать принципы системности и комплексности в организации занятий по трудовой терапии.
2. Использовать разнообразные формы организации трудовой терапии. Только совместное использование трудовой терапии с другими формами реабилитации инвалидов дадут положительный эффект на восстановление утраченных навыков.
3. Применять инновационные методы трудовой терапии в реабилитационных центрах.
4. Внедрять информационные технологии в процесс социальной реабилитации (виртуальный поход за покупками в магазин, игры по развитию навыков этикета).
5. Использовать принципы инклюзивного обучения в проведении занятий по трудовой терапии. Инклюзивное образование – это альтернатива специальному образованию, которое создает условия для удовлетворения инвалидов в педагогических услугах. Необходима разработка содержания и организационных принципов деятельности субъектов помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (психологические службы, коррекционно-педагогические службы, социальные службы),
6. Активно взаимодействовать с семьей инвалида при разработке индивидуального трудового маршрута.
7. Опираться на зону ближайшего развития с учетом зоны актуального развития инвалида.
8. Определить потенциал для дальнейшего предметного самоопределения инвалида.
9. Проводить обучение персонала разнообразными технологиями трудовой терапии для успешной социализации инвалидов.
10. Использовать интегрированный подход в организацию занятий по трудовой терапии.
11. Использовать новые формы работы, такие как адаптивная физкультура, восстановительная трудотерапия, тренинговые занятия.
12. Изучение опыта работы в данном направлении в других регионах.
ЗаключениеСоциальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, посещающим реабилитационный центр; на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; направлена на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.
Инвалиды, посещающие реабилитационные центр, нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию.
Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.
В ходе исследования была рассмотрена сущностная трудовой терапии как средства социализации лиц с ограниченными возможностями. Была предпринята попытка теоретически обосновать и практически реализовать опыт внедрения технологий трудовой терапии.
Основная цель трудовой терапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций.
Применение трудовой терапии в реабилитационном центре повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании инвалидов, посещающих реабилитационный центр.
В теоретической части исследования нами были изучены возможности трудовой терапии инвалидов в социальной реабилитации на примере ООИ «Новые возможности». Были обозначены основные проблемы инвалидов, проживающих в реабилитационном центре: наличие психического заболевания, недоразвитие способностей к самообслуживанию, самообеспечению, к продуктивной деятельности, недоступность пространственной среды.
В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи: подробное изучение сферы реабилитации лиц с ограниченными возможностями, анализ воздействия трудовой терапии на детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах, обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции, проведение консультативно-диагностической, психопрофилактической помощи с детьми в условиях учреждения, проведение работы с родителями. Не менее важной задачей так же считается создание условий для успешной учебной и рабочей деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.
Деятельность данного центра представляет собой особый вид профессиональных услуг, получая которые, человек, обратившийся за помощью, формирует способность решать свои психологические проблемы, опираясь на психологическую информацию, которая позволяет ему глубже осознать себя и свое социальное окружение, наладить с ним более гармоничные отношения, обрести новые переживания и ценности жизни. Правильно подобранные методы трудовой терапии с учетом индивидуально-психологических особенностей детей-инвалидов оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
По результатам проведения программы занятий по трудовой терапии с инвалидами с психическими отклонениями, посещающих реабилитационный центр, можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, посещающих в учреждении. Также необходим контроль результатов до и после проведения занятий по трудовой терапии.
Занятия трудовой терапией положительно влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов и существует необходимость заинтересованности инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях трудотерапией.
Также можно отметить предложения по улучшению занятий по трудовой терапии, по внедрению новых форм работы, таких как адаптивная физкультура, восстановительная трудовой терапия, тренинговые занятия.
Применение трудовой терапии в реабилитационном центре повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании инвалидов.
Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудовой терапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.).
Можно сказать, что гипотеза подтвердилась. При полном изучении проблем инвалидов, посещающих реабилитационный центр, возможно эффективнее строить процесс трудовой терапии в социальной реабилитации.
В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.
Библиографический списокАндреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.
Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / О.С. Андреева // – М., 2012. – №4. – 154 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенин // - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.
Антонов В.А. Социальная работа с инвалидами / В.А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.
Богданова О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О.А. Богданова // Вологда 2013. – 58 с.
Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.
Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Гераськина; Под ред. А.Н. Сухова // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 c.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Н.Ф. Деменьтева // – 2012. – №1- 142 с.
Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация. Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова // Москва, 2013. – 300 с.
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Москва, 2013. – 220 с.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. Человек: его сущность, развитие и проблемы. / Б.А. Долгалев, В.Н. Ладикова // М.: 2013. - №1. – 268 с.
Ежев С.В. Методические основы социальной реабилитации с инвалидами / С.В. Ежев // СПб.: Питер, 2006. – 301 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев // - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова // М.: Юрайт, 2012. - 442 c.
Иванов И.С. Общественные организации инвалидов в России / М.С. Иванов // М.: Инфра-М, 2011. – 97 с.
Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. / В.А. Качесов // Москва, 2000. – 367 с.
Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: курс лекций. / Б.А. Маршинин // – М.,2002.
Матафонова Т.Ю., Бронников В.А., Надымова М.С. Психологические аспекты инвалидности. XX Мерлиновские чтения. Материалы межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, 19-20 мая 2005 г., / Т.Ю. Матрафанова, В.А. Бронников, М.С. Надымова // Пермь, 2005. – 276 с.
Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации / А.А. Модестов // Красноярск, 2013. – 159 с.
Реабилитация инвалидов с нарушенными функциями опоры и движения / Под ред. Л.В. Сытина, Г.К. Золоева, Е.М. Васильченко // Новосибирск, 2003. – 384 с.
Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков // Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.
Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Э.В. Устинова // Тюмень, 2011. – 367 с.
Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Э.В. Устинова // М., 2011. – 230 с.
Холостова Е.И. Словарь – справочник по социальной работе / Е.И. Холостова // Москва: Юрист, 2013. – 115 с.
Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии. Развитие социальной реабилитации в России / Е.И. Холостова // М., 2012. – 245 с.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова // М:ИНФРА, 2013–400 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Деменьтева // М., 2012. – 274 с.
Шаталова Е.Ю. Организационно – методические аспекты деятельности социального работника / Е.Ю. Шаталова / Москва, 2013. – 236 с.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина // СПб.: Питер, 2005. – 316 с.
45