В соответствии с земельным и налоговым законодательством, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Правовую основу для установления и взимания платежей за землю составляют Налоговый кодекс РФ и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ.
Земельный налог взимается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. Земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи. Средства от земельного налога поступают в местные бюджеты районов и городов субъектов РФ.
Существенное значение для совершенствования системы налогообложения городских земель имеет государственная кадастровая оценка земель и реализация новых принципов налогообложения земельных участков, предусмотренных частью второй Налогового кодекса РФ. Кадастровая оценка земель, учитывая различные природно-геологические и экологические условия, инженерно-технические, транспортные, социально-культурные и ряд других ценообразующих факторов, дифференцирует кадастровую стоимость земельных участков города, что, соответственно, приводит и к дифференциации земельного налога для землепользователей.
Объектом налогообложения являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
Плательщики налога – это юридические и физические лица. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как уже было сказано выше, земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований по месту расположения земельных участков.
Земельный налог является местным налогом, который формирует доходную часть местных бюджетов. С 01.01.2006 г. в соответствии с п.1 ст.390 Налогового Кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 Налогового Кодекса РФ).
Размер земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговое законодательство устанавливает пределы налоговой ставки, в рамках которых представительные органы местного самоуправления могут сами определять конкретную величину налога, а также предусматривать некоторые налоговые льготы.
Так, налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении следующих земельных участков:
- которые отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%, но допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может изменяться в течение налогового периода, в том числе при переводе земель из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка и т.д. Исключение составляют случаи, если произошли изменения результатов государственной кадастровой оценки земли, а также вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., на дату налогообложения. Изменения характеристик земельных участков, влияющие на величину кадастровой стоимости, произошедшие в течение налогового периода, такие как перевод земельных участков из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. [1, 15] Согласно Федеральному закону от 24 ноября 2004 годы № 141 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов РФ) земельный налог является местным и устанавливается органами местного самоуправления – т. е. ставки земельного налога утверждаются решениями (нормативными актами) представительных органов муниципальных образований (городов и районов). При установлении налога органами местного самоуправления могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения для отдельных категорий налогоплательщиков. Наряду со снижением налоговой ставки решениями всех муниципалитетов полностью обеспечиваются предусмотренные федеральным законодательством льготы в отношении социально незащищенных слоев населения, а также значительно увеличиваются их количество и объем.
В Белгородской области ставки земельного налога утверждаются решениями (нормативными актами) районных советов народных депутатов.
Нами проведен анализ размеров ставок земельного налога, установленных муниципальными органами власти на предмет соответствия предельным размерам, установленным Налоговым Кодексом РФ, а также изучен перечень муниципальных льготников – т. е. лиц, полностью или частично освобожденных от уплаты земельного налога не только Налоговым Кодексом РФ, но и решением органа местного самоуправления.
Результаты исследования приведены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Белгородский Район |
Алексеевский район и г.Алексееевка |
г.Валуйки и Валуйский район |
Вейделевский район |
Волоконовский район |
Грайворонский район |
Губкинский городской округ |
Корочанский район |
Новооскольский район |
Ракитянский район |
Шебекинский район и г. Шебекино |
Яковлевский район |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||||
Категории земель |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
Факт |
По НК РФ max |
||||
ЗУ, которые отнесены к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях, и используемых для с/х производства |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
||||
ЗУ, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,1 - 0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
ЗУ, предоставленные для личного подсобного х-ва, садоводства,огородничества или животноводства |
0,3 |
0,3 |
0,15 – 0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,08 – 0,3 |
0,3 |
0,1 - 0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
прочие земельные участки |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Исходя из данных, представленных в таблице, ставки налогов на земельные участки по данным районов Белгородской области полностью соответствуют требованиям Налогового Кодекса РФ, нет необоснованных завышенных показателей ни по одному виду использования ЗУ. По Алексеевскому, Валуйскому, Волоконовскому, Грайворонскому районам решениями ОМСУ приняты ставки земельного налога, отличающиеся от максимальной налоговой ставки, установленной Налоговым Кодексом РФ.
Таблица 2
Категории льготников |
НК РФ |
Белгородский район |
Алексеевский район и г.Алексееевка |
г.Валуйки и Валуйский район |
Вейделевский район |
Волоконовский район |
Грайворонский район |
Губкинский городской округ |
Корочанский район |
Новооскольский район |
Ракитянский район |
Шебекинский район и г. Шебекино |
Яковлевский район |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Инвалиды, имеющие группу инвалидности, а также лиц, имеющих группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Инвалиды с детства |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действия |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Физ. лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Физ. лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Физ. лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику |
100% |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Многодетные семьи |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
50% |
- |
- |
- |
100% |
100% |
|
Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре Сколково» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
- |
- |
|
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
100% |
- |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Лица, удостоенные звания «Почетный гражданин города Белгород» и «Почетный гражданин Белгородской области» |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Физ. лица, имеющие садовые участки, расположенные на склоновых землях крутизной от 50 градусов и больше, в карьерах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
|
Физ. лица: родители, законные представители, воспитывающие детей-инвалидов |
- |
- |
- |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Садоводческие товарищества: Виктория-2, Виктория, Химик-1, Химик-3, Каштан, Садовод, Вишенка, Автомобилист (АСО), Надежда-1, Белогорье-1, Белогорье-2, Дубравушка, Золотой ранет, Дорожник, Труженик |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
Члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, потерявших кормильца при исполнении ими служебных обязанностей |
- |
- |
- |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Пенсионеры 1938 года рождения и старше (главы домовладений) |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Одиноких матери (согласно спискам управления социальной защиты населения, администрации района, сверенных с сельским поселением) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
Семьи с детьми инвалидами |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% |
- |
Льготы, предоставленные для разных категорий налогоплательщиков полностью соответствуют Налоговому Кодексу РФ. В Белгородском, Валуйском, Волоконовском, Губкинском, Новооскольском, Шебекинском и Яковлевском районах кроме указанных в Налоговом Кодексе категорий плательщиков земельного налога, которым предоставлена льгота, на территории муниципального района льгота действует и для других категорий лиц (организаций).
Согласно данным Федеральной налоговой службы по Белгородской области по состоянию на 1 октября 2014 года к уплате начислено – 2 954 788 000 руб., в бюджет поступило – 2 662 885 000 руб.
Проанализировав все данные можно сделать вывод, что не во всех районах Белгородской области ставка налога соответствует максимальной, установленной Налоговым Кодексом РФ; в некоторых районах установлены свои категории налогоплательщиков, которым предоставлена льгота на земельный налог.
Анализ сведений о поступлении в бюджеты муниципальных образований средств от поступлении земельного налога отличаются от запланированных. Так, в Алексеевском районе поступления в бюджет составили 68,2 % от запланированных, в Валуйском районе – 72,9 %, в Яковлевском районе – 65,9 %.
В соответствии с этим, можно предполагать, что муниципальные образования не смогут реализовать все запланированные на календарный год мероприятия, в том числе по благоустройству и развитию территорий населённых пунктов.
Список источников:
Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) – глава 31.
Решение 19-й сессии Совета депутатов Белгородского района третьего созыва Белгородской области от 28 ноября 2005 г. N 160 «Об установлении земельного налога на территории муниципального района «Белгородский район».
Решение Совета депутатов Алексеевского района и г. Алексеевки Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 7 «Об установлении земельного налога».
Решение Муниципального Совета г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области от 26 октября 2006 г. N 269 «Об установлении земельного налога на территории муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район».
Решение поселкового собрания городского поселения «поселок Вейделевка» муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области от 31 октября 20012 г. N 5 «Об установлении ставок земельного налога на территории городского поселения «поселок Вейделевка».
Решение Поселкового собрания городского поселения «Поселок Волоконовка» Волоконовского района Белгородской области от 30 мая 2007 г. N 46 «Об установлении земельного налога».
Решение Городского собрания городского поселения «Город Грайворон» муниципального района «Грайворонский район» Белгородской области от 15 октября 2013 г. N 8 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Город Грайворон».
Решение Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области от 8 ноября 2010 г. N 136 «Об установлении земельного налога».
Решение Городского собрания городского поселения «Город Короча» Корочанского района Белгородской области от 22 октября 2009 г. N 62 «О земельном налоге».
Решение Городского собрания городского поселения «Город Короча» Корочанского района Белгородской области от 18 февраля 2014 г. N 34 «О внесении изменений в решение городского собрания городского поселения «Город Короча» от 22 октября 2009г N 62 «Об установлении земельного налога».
Решение городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области от 19 сентября 2012 г. N 1.
Решение Муниципального Совета Муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области от 16 июля 2008 г. N 5 «Об установлении ставки земельного налога».
Решение Городского собрания города Шебекино Белгородской области от 27 октября 2011 г. N 2 «Об установлении земельного налога с 2012 года».
Решение Городского собрания городского поселения «Город Строитель» Яковлевского района Белгородской области от 26 сентября 2013 г. N 11 «Об установлении земельного налога на территории Яковлевского района».
Даниленко Е. П. Управление городскими территориями: Учебное пособие /Е. П. Даниленко. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. – 115 с.
2