ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Романченко Д.В. 1
1Ставропольский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1869 г. в селении Уаллаг-Кобан на землях тагаурского алдара Хабоша Канукова были найдены бронзовые предметы удивительной красоты. Оружие и украшения из древних могил, размытых весенним паводком, познакомили науку с неизвестной прежде культурой. По месту первых находок эту культуру эпохи поздней бронзы и раннего железа назвали кобанской. С тех пор изучены десятки поселений и могильников, обнаружены тысячи вещей из бронзы, железа, камня, глины, кости. Кобанская культура признана выдающимся явлением европейской цивилизации, одной из мировых художественных вершин своей эпохи.

Кобанские племена занимали горные ущелья и предгорные долины Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта. Историю кобанцев можно разделить на четыре этапа. ХIV-ХIII в.в. до н.э. - ранний период, когда на основе достижений бронзового века Кавказа, Юго-Восточной Европы и Передней Азии формировалась новая самобытная культура. Время с XII по X в. до н.э. считается периодом расцвета кобанской культуры, когда она приобрела свои классические формы. Период с IX по VII в. до н.э. - этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцвв со скифами. В позднекобанский период с VI по IV в. до н.э. происходило тесное сотрудничество и смешение кобанцев со скифами.

Кобанские гончары лепили посуду на вращающейся подставке или пользовались гончарным кругом. Лощеную поверхности керамики часто украшает орнамент. Археологи обнаруживают сосуды разного размера и назначения: горшки, кувшины, большие корчаги, миски, кружки. Известны фигурные сосуды - например, в форме маленького сапога.

Камнерезы обслуживали мастеров по металлу, делая для них тигли, песты и литейные формы. Из камня изготовляли некоторые необходимые в хозяйстве вещи - зернотерки, рыболовные грузила, детали молотильных досок.

Мастера-косторезы владели такими сложными приемами, как смягчение кости и рога, резание и строгание, шлифовка и полировка, сверление и художественная резьба. Из кости и рога делали инструменты для ткачества, обработки кожи и керамики, гребенки для расчесывания шерсти, иглы, украшения.

Кобанская бронза отличалась высоким качеством, потому что содержала достаточное количество олова. Этот метал, который сплавляли с медью, добывался и на территории Осетии - в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лихвы. Бронза была не только материалом для металлических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не было. «Деньгами» бронзового века служили массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки.

При раскопках кобанских поселений найдены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями и ковшами для жидкого металла, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанским мастерам были известны разнообразные методы обработки бронзы. Они владели секретами литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы. До наших дней дошло множество кобанских вещей, сделанных из бронзы. Среди них- орудия труда (мотыги, топоры, серпы, иглы), оружие (боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, булавы), украшения (пояса и пряжки, булавки, браслеты, ножные кольца, бусы, подвески, фибулы), литые фигурки людей и животных. Из листовой бронзы ковали посуду - большие и малые тазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки.

В кобанскую эпоху произошло освоение нового металла - железа, которое произвело подлинную революцию в хозяйстве и военном деле. Кобанцы знали железо уже за тысячу лет до н.э., но поначалу использовали его для инкрустации по бронзе. Только в позднекобанский период большинство металлических предметов стали делать из железа.

Религиозно-магическое значение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» - благодати, благополучия и мира. Существуют также предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира.

Излюбленный орнамент кобанских художников - геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев.

Литература

1.Советская археология- выпуск 3- 4

2.Очерки древней истории археологии Юга- Осетии

3.http://osetia.su/knigi/istoria/2

Просмотров работы: 1019