ПРОБЛЕМЫ ДОТАЦИОННЫХ СУБЪЕКТОВ РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ДОТАЦИОННЫХ СУБЪЕКТОВ РФ

Кабиров Д.С. 1
1«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дотационные регионы – это такие субъекты, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законодательстве не прописаны, поэтому субъекты могут распоряжаться ими по своему усмотрению.

Определение дотаций регионам можно охарактеризовать таким термином, как «межбюджетные отношения». Межбюджетные отношения представляют собой взаимодействие между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти регионов РФ и органами местного самоуправления, заключенные в формировании и исполнении соответствующих бюджетов. Основными принципами межбюджетных отношений выступают основы распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ, выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а также передача отдельных видов бюджетных расходов из федерального бюджета в бюджеты регионов РФ, а из бюджетов регионов – в местные бюджеты. Используется единая методика расчетов нормативов финансовой помощи региональным бюджетам, единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями системы межбюджетных отношений является выравнивание бюджетной обеспеченности, управление ростом регионов, а также стимулирование и развитие налогового потенциала, прямыми последствиями которого должна стать экономическая независимость каждого субъекта, иными словами перевод субъекта из дотационного в самоокупаемый.

Российская Федерация осуществляет межбюджетные переводы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ по следующим формулам:

  1. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой правительством РФ);

  2. субсидий бюджетам субъектам РФ;

  3. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.1

К слову о бюджетных трансфертах, статья 6 Бюджетного Кодекса РФ устанавливает, что межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.2

Межбюджетные трансферты имеют целевой характер и не могут быть направлены на иные цели, кроме тех, для которых они предназначены.

Для Российской Федерации характерно на протяжении более чем 12-ти лет большинство дотационных регионов и малый объем круга субъектов-доноров. Существует такое мнение, что регионы – доноры и регионы – реципиенты порой трудно различимы. Следует осторожно относиться к высказываниям, будто десяток субъектов РФ «кормят» все остальные. При учете всех финансовых потоков из федерального бюджета в региональные и обратно вполне может оказаться, что федеральная помощь меньше, чем средства, направляемые данными регионами в центр, и наоборот.3

Данные неуравновешенные пропорции определяют массу внутренних социальных и экономических проблем, которые с течением времени только приобретают усугубляющийся характер. Правительство РФ с целью развития и стимулирования регионов предпринимает целый ряд мер:

  1. Специальные федерально-целевые программы;

  2. создание особых экономических зон;

  3. объединение субъектов РФ и др.

В данной таблице представлены регионы РФ, получившие наибольшие дотационные трансферты за 2013 год.

Наименование субъекта

Общий объём дотаций

Республика Саха

53 248113500

Тамбовская область

9 897685000

Ивановская область

9 093459900

Кабардино-Балкария

8 802198900

Республика Северная Осетия

8 792985800

Ростовская область

8 595357800

Магаданская область

8 380566400

Республика Ингушетия

8 366168800

Курганская область

8 162321100

Чувашия

7 759751100

Кировская область

7 726665500

Приморский край

7 416408700

Республика Алтай

7 374648900

Архангельская область

7 330017700

Пензенская область

7 198034700

Карачаево-Черкесская Республика

6 807642500

Воронежская область

6 711864900

Саратовская область

6 636746600

Республика Марий Эл

6 137821900

Брянская область

5 926866700

Как мы видим, дотационные регионы, которые получили наибольшие дотационные трансферты, расположены в самых разных точках территории РФ. Это обусловлено тем, что между субъектами РФ существует значительная разница с точки зрения обеспеченности их бюджетов и их расположением на карте. Дело в том, что анализируя таблицу, можно заметить, что наибольший дотационный трансферт получила Якутия, данный факт подкрепляется тем, что большая часть федерального бюджета направлялась для освоения новых месторождений полезных ископаемых, а Якутия один из регионов, который богат упомянутыми ископаемыми. Экономика РФ зависит от добычи, переработки и продажи нефти и газа.

Прослеживается некая особенность, что чем дальше находится дотационный регион от «центра», тем большее количество средств он получает, хотя данный факт мало чем подкрепляется.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета.4

Необходимость выравнивания региональных бюджетов обусловлена существенной дифференциацией в уровнях социально – экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уровнях бюджетного потенциала регионов.

Количество дотационных регионов РФ занимает абсолютное большинство и некоторые многие годы не могут покинуть иерархию дотационных регионов, основными же их проблемами является то, что их развитие и экономический уровень значительно отстают от «центра», эти регионы зависят от межбюджетных трансфертов, без них они не смогут в достаточной мере развиваться и может в будущем стать «самоокупаемыми».

Список литературы:

  1. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;

  2. Прокопьев С.Г. «Преодоление межбюджетного дисбаланса и финансовой дотационности субъектов Приволжского федерального округа РФ», «Вестник Адыгейского Государственного университета», 2011, №3;

  3. Барышников Д.А. «К вопросу о межбюджетных отношениях в Российской Федерации», «Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа», 2014, № 2;

  4. Зубарев А.Е., Леонова Ю.А. «Моделирование производственного процесса в регионе как фактор его оптимизации», «Вестник Тихоокеанского государственного университета», 2009, № 2, С. 127-130;

  5. Ендовицкий Д.А., Сироткина Н.В., Гончаров А.Ю. «Анализ дуализма экономических интересов в контексте проблемы обеспечения сбалансированного развития региона», «Регион: системы, экономика, управление», 2014, № 3, С. 19-26;

  6. Новикова А.В. «Диспропорции социально-политического субъектов Российской Федерации в условиях политической модернизации политического управления», «Известия Иркутского государственного университете», 2014, № 9, С. 72-79;

  7. Шинкевич А.А., Медведев В.Р., Халитов Р.Р. «Управление качеством инноваций в нефтехимической промышленности», «Вестник Казанского технологического университета», 2014, № 21, С. 305-311.

1 Прокопьев С.Г. «Преодоление межбюджетного дисбаланса и финансовой дотационности субъектов Приволжского федерального округа РФ», «Вестник Адыгейского Государственного университета», 2011, №3

2 Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ

3 «Регионы – доноры и реципиенты: состояние и проблемы оценки на муниципальном уровне», «Бухгалтерия и аудит», 2012

4 Барышников Д.А. «К вопросу о межбюджетных отношениях в Российской Федерации», «Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа», 2014, № 2

Просмотров работы: 3514