ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Лаврова Ю.С. 1, Лаверченко Т.О. 2
1ФГАОУ ВПО НИУ "БелГУ"
2ФГАОУ ВПО «НИУ БЕЛГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня выбор профессии является одним из главных жизненных выборов подростков, так как именно от этого зависит их дальнейший образ жизни.

Во все времена проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками, и в настоящее время она становится очень актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Школьники мало знают про новые профессии, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Результаты показывают, что из большого количества профессий выпускники могут назвать лишь 20—26 профессий. Если рассматривать мотивы учеников, то значительную роль играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации, у 9% причиной является близость вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Отметим, что профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбор профессии для многих выпускников является стрессовым. Причиной этого то, что школьник боится брать на себя ответственность за свои поступки. Также он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. С учетом этого старшеклассники испытывают серьезные затруднения. Но когда они определяются с выбором, они приобретают ценный опыт и новые способности, а именно способность выбирать и осуществлять свой выбор. Для того, чтобы сделать правильный выбор, прежде всего, необходимо изучить себя, а именно: знать свой темперамент, особенности мышления, интересы, характер, интеллектуальный потенциал и профессионально значимые качества личности. Поэтому чем раньше старшеклассник начнет работать над своей готовностью осознанному выбору профессии, тем она будет эффективнее. Самое главное, что должен испытывать школьник, это поддержку родных, друзей и учителей.

В школе проводят различные анкетирования для определения профессиональной ориентации каждого старшеклассника. Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) профессиональное просвещение, которое обеспечивает молодежь информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

2) профессиональное воспитание, которое формирует у молодежи трудолюбие, работоспособность, профессиональную ответственность;

3) профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации учителю необходимо знать социально-экономические характеристики профессий, перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Также стоит пользоваться технологическими характеристиками, которые включают описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

К сожалению, профориентация в современных условиях не достигает своих главных целей, а именно формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности. Основным тормозным действием развития профориентации является то, что она рассчитана на усредненного ученика. Также отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности. Отметим, что многие города и районы слабо или вообще не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах.

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их психологических служб, педагогических коллективов, органов управления образованием. В настоящее время разрабатывается ряд положений о конкретных методах и средствах работы с учащимися, например, о портфолио учащегося, об образовательных программах по профориентации, которые могут быть реализованы в рамках внеклассной работы, в виде элективных курсов или в системе дополнительного образования.

Наиболее эффективными формами работы признаны:

- индивидуальное консультирование школьников;

- семейное консультирование по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников;

- классные часы по профориентации с приглашением представителей различных профессий и руководителей ВУЗов;

- профориентационные уроки;

- тематические экскурсии на предприятия;

- ярмарки вакансий учебных и рабочих мест;

- психологическая диагностика профессиональной направленности личности;

- встречи со специалистами по профориентации.

Используя эти формы, выпускник с легкостью выберет бедующую профессию, которая в дальнейшем будет приносить только положительные эмоции.

В ходе нашей работы мы провели исследование и определили профессиональную направленность у обучающихся выпускного класса. Базой нашего исследования стал 11 «А» класс МБОУ «Гимназия №2» города Белгорода.

Исследование велось с использованием таких диагностик как методика Е.А Климова, и опросник Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова – к какой из групп профессий у учеников есть склонность.

В результате исследования были получены следующие данные, представленные в Таблице 1.

Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова

Таблица 1

Группа профессий

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный тип

%

35

20

30

11

4

Анализируя результаты, можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно, это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений.

Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда

Таблица 2

Тип личности

Артистичный

Реалистичный

Интеллектуальный

Социальный

Конвенциальный

Предпринимательский

%

5

24

36

18

4

13

Можно отметить преобладание интеллектуального типа личности. Затем по мере убывания выражен реалистичный тип, менее всего проявляется конвекциальный тип личности.

Данные были переданы и обсуждены с классным руководителем выпускников и озвучены на классном часу вместе со старшеклассниками. Полученные результаты можно использовать при профориентации обучающихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Максимов, В.Г. "Профессиональная ориентация школьников" / В.Г. Максимов. - Чебоксары: Школа, 1988. - 301 с.

  2. Павлова Т.Л. "Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости". / Т.Л. Павлова. -- М: ТЦ «Сфера», 2005.

  3. Саруханов, Э.Р. "Проблемы управления профессиональной ориентацией" / Э.Р. Саруханов. -- Л.: Ленинград, 1991. - 274 с.

  4. Чернявская, А.П. "Психологическое консультирование по профессиональной ориентации" / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96 с.

Просмотров работы: 5727