ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА

Деньщикова И.В. 1
1Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы восхищаемся силой изобразительного искусства: проходят столетия, а история живописи продолжает свое триумфальное шествие по планете. Меняются поколения, пристрастия и модные тенденции, однако картины натюрморты пейзажи на протяжении веков владеют человеческим сознанием. Пейзаж – это картина или изображение, которое запечатлевает всё разнообразие природы: леса и моря, озера и степи, горы и реки. Различные формы отображения живописных природных композиций продолжают радовать и покорять новые поколения. Красивые пейзажи не могут оставить равнодушными, они пленяют и увлекают за собой. В наше динамичное время, когда существует связь между человеком и природой и последняя выступает в роли мудрого наставника, городские пейзажи и необыкновенные, гармоничные морские пейзажи, величественные зимние пейзажи и яркие, насыщенные светом и буйством красок летние пейзажи способны явить нам множество различных граней и необычных форм природного совершенства.

Когда же появились первые творцы, первые мастера пейзажной живописи? Художники пейзажисты появились еще в те давние времена, когда на скалах в эпоху неолита были изображены пейзажи природы. Так в пустыне Сахара, на плато Тассилин-Аджер находятся оригинальные, старинные рисунки пейзажи охоты, а Древний Восток богат настенными росписями, где язык пейзажа ярко представлен мотивами охоты и созерцания природы. Древние китайские пейзажи – эти выразительные описания природы - поэтично передали окружающую действительность. Первые художники пейзажисты из Китая выполняли свои работы тушью на тончайшем шелке. Роль пейзажа из Древнего Китая огромна, ведь именно эти пейзажи натюрморты, выполненные в своеобразной манере, оказали влияние на работы творцов пейзажей из Японии и Индии. Древние пейзажи Индии и пейзажи Японии так необычны, что эксперты и любители продолжают спорить о силе влияния индийских и японских пейзажей и открывать новые вершины этого творчества и в наши дни. В Средние века живопись пейзажи были возможны лишь в религиозном контексте, как простое изображение среды обитания, однако, начиная с XVI века, картины пейзажи начали возрождаться и наполняться новыми, дивными красками. Обратите внимание на портрет Моны Лизы, который был выполнен виртуозным Леонардо да Винчи. Прекрасный портрет загадочной красавицы с таинственной полуулыбкой был создан на фоне, где присутствует лесной пейзаж и таинственный, великолепный горный пейзаж. Улыбка на устах Моны Лизы подтверждает то, что нам пока не дано открыть все таинства природы, постичь ее божественный смысл.

Прогрессивный XIX век внес новые изменения в манеру написания полотен и раскрыл талантливых художников, которые и сейчас считаются классиками жанра. Русские пейзажи XIX века покорили мир необычностью исполнения и явили новые имена художников – пейзажистов. Русская живопись раскрыла миру два направления: объективное и субъективное. Пейзажи России настолько разнообразны, что, начиная с XIX века, не прекращается полемика известных искусствоведов по поводу отличительной манеры изображения. Первая половина XIX века характеризовалась отходом художников от классических и реалистических традиций и созданием произведений, которые стали началом расцвета романтизма. Романтический пейзаж 19 века России, акварельные пейзажи городов, деревень пронизан ощущением светлого подъема национальной идеи, стремлению к совершенству и приукрашиванию действительности. Авторство многих работ анонимно, так как представители народа не могли добиться известности в существующих условиях. Величайшим художником – романистом, который посвятил себя живописи, стал великий Александр Иванов. Рисование пейзажа удивляло сложностью сочетаний форм. Картина Александра Иванова «Явление Христа народу», так же, как и цикл этюдов к этой картине, были выполнены создателем с использованием новаторских идей живописи: пейзажи цветов, ручьи и даже маленькие ветки были выполнены настолько живописно, что стали настоящим прорывом изобразительного творчества. Вся сложность сочетаний была использована художником в его картинах.

Реализм пейзажной живописи нашел отражение и в прекрасных работах мариниста Ивана Айвазовского, который подарил нам пейзаж моря. Морская тематика И. Айвазовского пронизана пронзительными мотивами кораблекрушений. Картины «Девятый вал», «Среди волн» и «Черное море» покоряют современников величием стихии, живопись морской пейзаж неразрывно связана с именем мастера. Как нарисовать пейзаж такой пронзительной силы воздействия, как это удалось великому гению И.Айвазовского? Этот вопрос волнует поклонников художника на протяжении ста семидесяти лет, с той самой поры, как он явил миру свои первые произведения, восхитительные пейзажи моря.

Пейзажи И. Шишкина многие из нас помнят с самого раннего детства, ведь репродукции его картин являются образцом классической реалистической манеры исполнения. И. Шишкина не понимали многие его современники, считая, что он «фотографирует» природу, не передавая её волшебной силы инструментами живописного творчества, однако время расставило все на нужные места. Творчество И. Шишкина – это образ истинно русской природы, трогательные медведи и утро в девственно прекрасном сосновом лесу. Необходимо отметить, что манеру письма Иван Шишкин во многом почерпнул у творцов-художников, которые представляли доссельдорфскую школу. И. Шишкин до сих пор остается крупнейшим поэтом кисти русского величественного леса. Картини пейзаж И. Шишкина – это тонкое понимание природы и волшебная передача ее неторопливой прелести средствами пейзажной живописи. Говоря о пейзаже и искусстве его творения, невозможно не рассказать о другом ярком представителе реалистического направления пейзажа – Алексее Саврасове. Галерея пейзажей всегда представлена репродукцией его картины «Грачи прилетели», оригинал которой художник создал еще в 1871 году. Современники и потомки за новаторство, выразительность и лиризм называли и называют эту картину «Весна русского пейзажа». Картины русский пейзаж невозможно представить без этой настоящей путеводной звезды русского пейзажа. Учеником А.Саврасова был И. Левитан, его «Владимирка» настолько пронизана болью за каторжников, что вся природа, кажется, скорбит вместе с автором. Пейзаж Левитана трагичен и величественен одновременно, ведь художник всегда отражал в своих картинах реалии жизни дореволюционной России.

Удивительно и многогранно творчество В. Поленова, который так неповторимо изображал пейзажи Москвы. Его «Московский дворик» - чудесное произведение, репродукции которого есть во многих наших домах. Бесхитростный бытовой жанр в сочетании с мастерским владением кистью: такие мягкие и пушистые небольшие облачка над Москвой, тихий дворик, виднеющиеся купола церквушки в окружении буйной зелени московской весны – делают это полотно понятным и любимым для обывателя.

Жанры пейзажи XIX века многогранны, ведь именно в XIX веке жили и творили великие русские мастера пейзажа.

Таким образом, мы можем бесконечно разглядывать и открывать новые чудные грани в картинах известных художников: бежин луг пейзаж и романтический пейзаж Тамани М. Лермонтова - известно, что талантливый поэт создавал также живописные произведения. Нас очаровывает пейзаж деревни XIX века, выполненный в манере бытового реализма, увлекают за собой пейзажи рек, завораживают такие разные пейзажи Петербурга. Это заставляет нас снова и снова посещать музеи и выставки современных мастеров [1], [2].

Список использованной литературы:

  1. http://mognovse.ru/iih-pejzaji-istoriya-razvitiya-ot-drevnego-vostoka-do-srednih.html

  2. Формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи Лушина А.П Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л Хетагурова. Владикавказ, 2012

Просмотров работы: 1552