Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в обучении. Для средней школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время ведутся активные работы по созданию нового поколения электронных средств учебного назначения, которые позволяют, во-первых, реализовать в создаваемых программных продуктах возможности интерактивной доски, обеспечив тем самым новые условия для творчества как учителей, так и учеников; во-вторых, расширить использование в учебном процессе образовательных ресурсов Интернета, в том числе за счет наличия в электронных средствах образовательного назначения гиперссылок на специализированные образовательные порталы и сайты Интернета [10, c.4-6]. Это позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний.
Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Таким дополнением является включение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в изучение математики в школе.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по применению электронных образовательных ресурсов позволил выделить их положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
• обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;
• обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
• учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
• содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
• содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
• предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
• обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.[11]
Отрицательные стороны:
• полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном компьютере;
• не воспроизводятся с помощью стандартных программ;
• часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения задания (в частности – тестирования);
• не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное представление о возможностях набора ЭОР и работе с ним;
• учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.
Проблеме исследования электронных ресурсов в образовательном процессе посвящены работы А.В. Осина, Г.А. Бордовского и других.
Однако как показал анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы в настоящее время очень мало разработано уроков с использованием электронных ресурсов при обучении математике. Связи с чем цель нашего исследования – выявление возможностей использования электронных ресурсов в процессе обучения математике и разработка планов-конспектов уроков с применением указанных технологий.
В ходе проведения исследования нами были разработаны уроки математики для 7-9 классов с использованием электронных ресурсов. Для примера приведем план-конспект урока алгебры в 7 классе.
Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Цель урока:
Отработать навык построения графиков линейных функций.
Закрепить влияние значений параметров k и m на взаимное расположение графиков линейных функций.
Отработать знания и умения определять взаимное расположение графиков линейных функций.
Контроль знаний и умений.
Задачи урока:
Развивающая: развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, умения анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
Воспитательная: воспитание чувства ответственности каждого учащегося, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера и элементов занимательности;
Методическая: показать применение методов дифференцированной работы при проверке домашнего задания.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры для каждого ученика.
Перечень используемых ЭОР: Цифровые модули: Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
ХОД УРОКА
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Устная фронтальная работа.
Учитель:
1) Какая функция называется линейной?
2) Какая функция называется прямой пропорциональностью?
3) Как называется переменная х и у в уравнении линейной функции?
4) Что показывает коэффициент k? т ?
5) Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?
6) Как влияет угловой коэффициент на взаимное расположение
графиков линейной функции?
Для повторения изученного материала посмотрим на взаимное расположение графиков линейных функций. На интерактивной доске проецируется цифровой модуль: «Взаимное расположение графиков линейных функций. И1»
А07_034_i01.oms.
.
Практическое закрепление материала.
Устная работа:
На доску проецируется цифровой модуль: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
15_24.exe
Отработка практических умений.
( Задания выполняются на интерактивной доске)
Задание 1. Напишите уравнение прямой, параллельной графику функции у = 3х и проходящей через точку А (2; 3).
Ответ: у = 3х – 3.
Задание 2. Составьте уравнение линейной функции, график которой параллелен графику функции у = - 4х + 2,5 и пересекающий график функции
у = -2х – 3 в точке на оси ординат.
Ответ: у = -4х - 3.
Контрольное тестирование
Работу выполнить на распечатанных листочках.
Используется цифровой модуль «Взаимное расположение графиков линейных функций К1» А07_034_к01.oms. (учащиеся выполняют задания каждый за своим компьютером):
Итоги урока и объявление оценок:
Выводы:
Если угловые коэффициенты линейных функций равны, то прямые параллельны; углы наклона к положительному направлению оси ОХ равны, и они будут острые, если k больше нуля, и тупые, если k меньше нуля.
Ордината точки пересечения графика линейной функции с осью ОУ равна значению m.
Если в уравнениях линейных функций совпадают коэффициенты m, то графики пересекаются в точке на оси ординат.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в средней школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности.
Применяя современные электронные ресурсы наблюдаются повышение интереса к предмету и как следствие повышение качества математического образования.
В данной исследовательской работе мы изучили использование электронных образовательных ресурсов и выполнили поставленные задачи: подобрали литературу по теме исследования, изучили понятие «Электронный образовательный ресурс» (ЭОР) и его виды, изучили преимущества использования ЭОР в сравнении с традиционным учебником, проанализировали ЭОР для средней школы на сайтах Единой коллекций цифровых образовательных ресурсов [6] и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [2], составили планы-конспекты уроков с использованием ЭОР.
Литература:
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? [Электронный ресурс]. - URL: http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики различного типа [Электронный ресурс]. - URL: http://eorhelp.ru/node/8342
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - URL: http://eor.edu.ru/
Взаимное расположение графиков линейных функций И1 - URL: http://194.226.214.68/packages/cm/9C3C5F75-38E0-290D-2364-ACEE097A267C/0.0.0.0/A07_034_i01.oms
Взаимное расположение графиков линейных функций К1 - URL: http://194.226.214.68/packages/cm/7C0BED35-7F3D-8FAD-C7E2-32D6E312A5FF/0.0.0.0/A07_034_k01.oms
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ru/
Взаимное расположение графиков линейных функций - URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0135f07-0a81-48e1-b4bf-24c3acc09f9b/15_24.exe
Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: учебное пособие/ Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с.
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. 2-е изд. – М.: Ритм, 2005 – 68 с.
МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования // Медиаобразование. – 2007 – № 3 – c. 4-6
Башмаков, М.И. Информационная среда обучения: коллективная монография / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.