Согласно проведенным исследованиям рынок бытовой техники – один из самых перспективных и быстроразвивающихся в отечественной экономике. В среднем его рост составляет 20-25% в год. По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, российский рынок бытовой техники и электроники по уровню развития намного опережает другие сегменты рынка.
В настоящее время на рынке бытовой техники сформировались и успешно работают современные торговые сети, развивается производство. На рынке прочно утвердились такие брэнды, как: Bosch, Braun, Electrolux, Indesit, LG, Panasonic, Philips, Samsung, Stinol, Tefal, Zanussi и др. Крупные игроки и брэнды активно конкурируют между собой, расширяя свое присутствие в столице и регионах. Рост доходов населения, развитие потребительского кредитования и активизация отечественных производителей, а также современные маркетинговые технологии и рекламные бюджеты компаний обеспечивают растущий спрос во всех ценовых сегментах, предъявляют повышенные требования к операторам рынка в отношении использования имеющихся возможностей роста, технологий конкуренции.
В сентябре 2013 г. агентство DISCOVERY ResearchGroup провело исследование российского рынка аудио и видеотехники.
Ключевой сегмент рынка аудио и видеотехники – телевизоры. Его доля в общем объеме рынка в стоимостном выражении достигает, согласно различным оценкам, от 52 до 60%. В 2011 г. объем продаж данного вида продукции достиг 3, 5 млн. штук, в 2012 г. – 5 млн., в 2013 – 6, 2 млн., в 2014 -7, 3 млн.
Ежегодный прирост продаж телевизоров составляет 10-15%. В 2013 г. было продано 6, 5 млн. шт. телевизоров, в 2014 г. - около 7 млн.
Согласно прогнозам экспертов, в 2015 году резкого всплеска продаж не ожидается. Количество реализованных телевизоров увеличится лишь на 10-15%. Изменятся лишь покупательские предпочтения, главным образом, в сторону повышения спроса на телевизоры с жидкокристаллическим экраном. В тоже время высокая цена плазменных панелей пока является фактором, сдерживающим рост этого сегмента.
По оценке экспертов, в 2014 году объем российского рынка музыкальных центров с DVD составил 600 000 шт. (темп роста - 10%), музыкальных центров без DVD - 1, 2 млн. шт. (темп роста - 5%). Лидером по продажам среди фирм-производителей музыкальных центров является LG – 23% от общей доли в данном сегменте рынка. Далее следуют Samsung – 15%, Aiwa – 14%, Sony – 10%.
Основным местом покупки бытовой техники являются магазины, которые входят в известные специализированные торговые сети. Там совершают покупки 54% россиян. В их число входят жители крупных городов, люди трудоспособного возраста с образованием не ниже среднего и высоким уровнем дохода. 16% россиян приобретают технику в небольших специализированных магазинах. Крупные специализированные торговые комплексы, ярмарки и радио рынки популярны у 8% россиян. 8% - в специализированном отделе, секции супермаркета или гипермаркета, 6% - в специализированном отделе универмага или торгового дома, 1% россиян приобретают технику через интернет, по телефону или по каталогу (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные места покупки бытовой техники и электроники в 2014 г., %
Определяющим критерием при выборе места покупки бытовой техники для 40 % россиян является низкий уровень цен. Широкий ассортимент товара важен для 33% покупателей. Для 32% покупателей - качество товаров, удобство месторасположения – для 27%, наличие распродаж, скидок - для 22% .
В начале декабря должен начаться «высокий сезон» продаж в большинстве сегментов непродовольственных товаров. В том числе и на рынке бытовой техники, поскольку для россиян она является вполне привычным новогодним подарком. Представители торговых сетей замерли в тревожном ожидании - пойдет покупатель на «рождественские» продажи или нет.
С одной стороны, традиция подсказывает, что покупатель, несмотря на кризис, просто обязан оставить в сегменте бытовой техники часть отложенных на новогодние подарки сбережений. И даже в кризисном 2008 г. «высокий сезон» помог данному сегменту выйти в плюс. По данным DISCOVERY ResearchGroup, объем рынка бытовой техники в России в 2008 г. составил $10,8 млрд. По сравнению с 2013 г. рост рынка составил 10%.
По результатам опроса агентства ProfiOnlineResearch, часть россиян просто сокращает частоту покупок с целью экономии, часть продолжает переходить в низкоценовые сегменты. Например, в III квартале текущего года доля таких «искателей» в секторе мелкой бытовой техники выросла с 10% до 15% по сравнению с прошлым годом. То есть на рождественские покупки бытовых приборов у широкого российского потребителя может элементарно не хватить денег.
Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «В- Лазер» осуществляет свою деятельность с 15 сентября 1992 года. Первый розничный магазин был открыт во Владивостоке. Изначально компания сосредоточила свою деятельность на торговле качественной бытовой техникой.
В настоящее время группа компаний «В-Лазер»- это около 100 магазинов бытовой техники во всех крупных городах Дальнего Востока, 2 гипермаркета и 4 продуктовых супермаркета, завод «Океан», ежемесячно выпускающий 40 000 единиц современной бытовой техники, а также более десятка разнопрофильных предприятий.
Коллектив компании насчитывает более 3000 человек. Поставщики компании - это такие известные бренды, как LG, Daewoo, BEKO, Samsung, Panasonic, SONY, Philips, Scarlett, Vitek, Tefal, Moulinex, Rowenta, Krups, Ariston, Indesit, Binatone, Bosch, Brother, Electrolux, Gorenje, Hansa, Toshiba.
Компания «В-Лазер» разработала и успешно претворяет в жизнь уникальную, многократно опробованную концепцию открытия и успешного функционирования розничного магазина бытовой техники под известной торговой маркой - концепцию, основанную на принципах франчайзинга. Общемировая практика и немалый опыт компании «В-Лазер», организовавшей по франчайзингу на Дальнем Востоке России около 100 магазинов, свидетельствует о том, что коммерческий риск при открытии предприятия на основе франчайзинга уменьшается в 4-5 раз по сравнению с обычным предприятием.
В настоящий момент компания работает над расширением дилерской сети. Это особенно актуально в свете растущего интереса торгующих организаций к собственной продукции «В-Лазер»- технике под торговой маркой «Океан».
Данные о производственно-экономической деятельности магазина «В-Лазер» ООО «Группа компаний «В-Лазер» за 2011 – 2013 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Производственно-экономические показатели деятельности магазина «В-Лазер» за 2011 – 2013 годы
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
52720 |
65940 |
70956 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
45373 |
56075 |
59588 |
Прибыль, тыс. руб. |
7347 |
9864 |
11368 |
Рентабельность, % |
14 |
15 |
16 |
«В-Лазер» предлагает рынку широкий набор бытовой техники. С течением времени номенклатура товаров фирмы изменяется. Изменения товарной номенклатуры происходят за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы.
В «В-Лазер» применяется двусторонне наращивание ассортиментного ряда и вверх и вниз одновременно. Наращивание вверх означает, что фирма стремится добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие более высокие характеристики, например, цена и качество. Наращивание вниз означает, что фирма стремится добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие сниженные характеристики. Например, введение в ассортиментный ряд различной спец. техники- батарейки, чехлы, тумбы, шнуры. Насыщение товарного ассортимента происходит за счет введения новых товарных позиций в рамках существующих характеристик товарного ассортимента. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители не могут выявить существенные отличия между ними.
В таблице 2 представлен расчет структуры всей номенклатуры товаров, реализуемых в магазине «В-Лазер».
Таблица 2 - Структуры всей номенклатуры товаров, реализуемых в магазине «В-Лазер».
Наименование группы |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Крупная бытовая техника: |
42,5 |
43,4 |
44,9 |
47,5 |
Аудиотехника |
2,2 |
1,4 |
2,1 |
2,4 |
Видеотехника |
2,9 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
Компьютеры и оргтехника |
2,2 |
2,3 |
2,1 |
2,3 |
Климатические системы |
2,8 |
1,9 |
1,6 |
1,9 |
Малая бытовая техника |
46,2 |
47,2 |
45,6 |
41,8 |
Фототехника |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
Спец. техника |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
По результатам расчета структуры ассортимента бытовой техники магазина, можно сделать следующий вывод: наибольшую долю в ассортименте занимает малая бытовая техника, затем – крупная бытовая техника. Небольшую долю занимает в порядке убывания – видеотехника, климатические системы, компьютеры и оргтехника, аудиотехника, спец. техника. Наименьшую долю в ассортименте занимает фототехника.
Становление и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень коммерческого риска, традиционно приходящаяся на субъекты хозяйствования конечного звена процесса товародвижения, требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке и столь же динамичных адекватных решений в области центрального элемента коммерческой стратегии деятельности предприятия розничной торговли - ассортиментной политики.
Коммерческая деятельность в области планирования ассортимента должна строиться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.
Управление ассортиментом в магазине «В-Лазер» это деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Формирование ассортимента, это деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или планируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством магазина.