Современная налоговая система, сформированная в 90 годах прошлого века, на протяжении более 20 лет терпело различного рода изменения, адаптацию к рыночным отношениям, модификации, которые были присущи нашему государству в тот период.
Термин «налоговая система» является одним из основных в налогообложении, однако в финансовой науке имеются расхождения на данную тему.
Рассмотрев различные мнения по поводу понятия «налоговой системы», можно охарактеризовать ее, как совокупность взимаемых налогов, форм, методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Необходимость налоговой системы порождается из функциональных задач государства. Исторические преобразования в налогообложении предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы.
Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития страны, как государственный, так и экономический, характеризуются структурой и организацией налоговой системы.
Налоговая система РФ состоит из трех уровней:
федеральные налоги;
региональные налоги;
местные налоги
Данная структура соответствует мировому опыту федеративных государств. Помимо уровней, в содержание налоговой системы РФ включены 5 специальных налоговых режимов.
Данное исследование направлено на третий уровень налоговой системы – местные налоги. Данный уровень состоит из двух налогов налога на имущество физических лиц и земельного налога, однако проведенные мероприятия по реформированию местных налогов привели к тому, что в 2018 году абсолютно во всех муниципальных образованиях РФ должен быть введён налог на недвижимое имущество физических лиц, который полностью заменит существующие налоги [1].
Авторы статьи «Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе» Химич Е.А., Ворожбит О.Ю. и Литвин А.А. исследовали объективные условия и предпосылки введения данного налога. В ходе изучения было выявлено, что Владивостокский городской округ не готов к введению налога на недвижимое имущество физических лиц, это связано с тем, что проведена кадастровая оценка земельных участков, а оценка кадастровой стоимости остальных объектов недвижимости еще не сформирована и находится в разработке. Таким образом, в данный момент невозможно определить налоговую базу.
Однако Химич Е.А., Ворожбит О.Ю и Литвин А.А. предложили собственную конструкцию налога, в которой должны быть определены его основные элементы. Так как статья 17 НК РФ гласит, что для того, чтобы быть введенным на территории РФ, по налогу должны быть определены его основные элементы [2].
Анализ проведенной работы позволил сделать следующий вывод, что введение повышения налоговых ставок для категории физических лиц, которые имеют имущество, совокупная стоимость которого не превышает 300 млн. рублей не предусмотрено.
При этом возрастут налоговые платежи для тех физических лиц, у которых совокупная стоимость имущества более 300 млн. руб. Здесь ставки будут установлены от 0,1 до 1,5 процента включительно и окончательно их будут принимать муниципальные образования.
Это даст дополнительный стимул для привлечения инвестиций и создания благоприятного налогового климата в муниципальном образовании [3].
Данный вывод подтверждается изменением ставок по имущественным налогам, которые изображены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнение действующих налогов и налога на недвижимое имущество физических лиц, закрепленных в НК РФ и нормативно правовых актах муниципального образования
Объект |
Налог на имущество физических лиц |
Земельный налог |
Налог на недвижимое имущество физических лиц |
Земельные участки |
- |
0,3%-1,5% |
0,3%-1,5% |
Здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения |
0,1%-2,0% |
- |
0,1%-0,5% |
Незавершенное строительство |
- |
- |
0,1%-0,5% |
Итого диапазон |
0,1%-2,0% |
0,3%-1,5% |
0,1%-1,5% |
Анализируя существующую структуру налоговых поступлений за первое полугодие 2014 года обратимся к рисунку 1.
Рисунок 1. Структура налоговых доходов в бюджет Владивостокского городского округа за первое полугодие 2014 года
Из данных структуры доходов Владивостокского городского округа можно сделать вывод о том, что налоговые поступления играют важную роль в формировании бюджета муниципального образования и составляют 39% от общих поступлений в бюджет.
Проанализировав структуру налоговых поступлений бюджета Владивостокского городского округа (Рисунок 1), нами было выявлено, что местные налоги уступают лишь НДФЛ, который составил 41,4%. Следует отметить, что в 2013 году НДФЛ зачислялся в муниципальный бюджет по нормативу 20%.
Земельный налог составляет 3,5%, что касается налога на имущество организаций, то он составляет 10,2%, из этого следует, что имущественные налоги составляют 13,7%. Данные показатели являются базовыми в формировании налоговых поступлений бюджета муниципального образования.
В связи с вступлением налога на недвижимое имущество физических лиц структура налоговых доходов бюджета Владивостокского городского округа изменится и будет иметь следующий вид (Рисунок 2).
Проанализировав представленную авторами диаграмму, можно сделать вывод о том, что налог на недвижимое имущество физических лиц играет значимую роль в структуре доходов Владивостокского городского округа и составл 70% от всех налоговых поступлений, что говорит об усилении роли местных налогов в бюджете муниципального образования. НДФЛ, напротив, потерял свои позиции и составит 18,3%, данное изменение связано с сокращением норматива с 20% до 15%. Что касается остальных налоговых поступлений, то их показатели останутся неизменными.
Рисунок 2. Трансформированная структура налоговых доходов в бюджет Владивостокского городского округа
Проведя итог исследования можно сделать вывод о том, что налог на недвижимое имущество физических лиц значительно изменит структуру налоговых доходов Владивостокского городского округа. Данное изменение увеличит доходы бюджета от налоговых поступлений приблизительно до 70% от общих поступлений.
Список литературы
Ворожбит Я.А., Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса– 2012/1.
Химич Е.А., Ворожбит О.Ю., Литвин А.А. Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе// Экономические науки. Фундаментальные исследования – 2014. - №9. – С. 813-817.
Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение налогов в современном развитии Приморского края// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – С. 434.