Зрение - способность получать информацию о внешнем мире благодаря, чувствительности к световым волнам, отражаемым или излучаемым окружающими объектами, и при помощи нервной обработки строить модель этого мира. [3]
Некоторые ученые считают, что 70- 80 % всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью органа зрения; другие ученые называют даже большую цифру — 90 %. [2]
С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим в системе органов чувств.
А. М. Горькому во время болезни пришлось несколько дней пробыть с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: "Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение, — это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира". [1]
В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственных отношений за пределами Земли. Что же такое зрение и почему оно возможно?
Меня всегда интересовал вопрос: " Как видят люди? Как устроен глаз? Почему одни видят хорошо, а другие - плохо? Почему букварь написан крупным шрифтом, а учебники старших классов - более мелким?
Есть люди, которые читают и сидя, и лежа, и даже в транспорте, а зрение у них хорошее, другие же не нарушают правил чтения, но им приходится носить очки ". Я сама ношу очки, и задумалась: " Есть ли взаимосвязь между успеваемостью и зрением: возможно в очках только те, кто много времени проводит за учебниками, или те, кто плохо учится, имеют плохое зрение и им труднее делать уроки.
Ответам на все эти вопросы и посвящена эта работа
Цель исследования: выяснить влияние зрения на школьную успеваемость.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по теме исследования
выявить причины ухудшения зрения
анализ успеваемости учащихся с разной степенью остроты зрения.
Гипотеза исследования: предполагается, что повышенные учебные нагрузки влияют на ухудшение зрения.
Методы исследования:
анализ литературных источников
анализ успеваемости и состояния здоровья учащихся
анкетирование учащихся
математическая обработка результатов
Место и сроки проведения: ГООУ "Санаторная школа-интернат№1" г. Архангельска, 2008-2009 гг.
По данным медицинского обследования 2008-2009 учебного года, среди учащихся ГООУ «Санаторная школа – интернат №1» г. Архангельска, количество учащихся с плохим зрением в старших классах больше, чем в младших классах и составляет 12% (15 человек, без учета первоклассников) в младших классах, 35% (58 человек) в старших.
В ходе работы было проведено анкетирование учащихся 8 и 9 классов. В нем приняло участие 40 учащихся, средний возраст опрошенных 14 лет, все они являются учащимися ГООУ «Санаторная школа – интернат №1» г. Архангельска и находятся в равных условиях обучения.
Анкетирование позволило выявить:
состояния зрения учеников и их родителей,
соблюдения учениками гигиенических условий режима учебы и отдыха,
личной ответственности учащихся за проведением профилактических мероприятий по укреплению зрения.
Результаты анкетирования:
41% опрошенных учеников имеют проблемы со зрением.
Данные анкетирования практически полностью соответствуют данным медицинских обследований (44% учащихся 8-9 классов имеют проблемы со зрением), небольшое расхождение в цифрах объясняется тем, что в анкетировании принимали участие не все ученики данных классов.
45% родителей опрошенных учащихся имеют проблем со зрением
Эти данные подтверждают наследственную причину возникновения миопии.
40% респондентов проводят больше 2 часов за подготовкой домашнего задания
58% - за просмотром телевизора или монитором компьютера.
Таким образом, если суммировать общее время напряженной работы органов зрения, с учетом учебных занятий, то в среднем оно составляет 10 часов, что является нарушением гигиенических правил.
45% участников анкетирования не следят за освещением в комнате при чтении или при подготовке домашнего задания
43% опрошенных учащихся, делают упражнения для глаз
42% - посещают медицинские процедуры,
20% - принимают витамины в профилактических целях.
Таким образом, процентное соотношение учащихся соблюдающих гигиенические условия труда и отдыха и понимающих личную ответственность за проведение профилактических мероприятий по укреплению зрения и безразличных к собственному здоровью практически одинаково.
Результаты анкетирования позволили выявить основные причины ухудшения зрения:
наследственность, т.е. предрасположенность к данному виду заболевания (у 41% опрошенных учеников и 45% родителей имеются проблемы со зрением)
длительное излучение монитора компьютера и экрана телевизора, чтение и выполнение домашнего задания при недостаточном освещении и не соблюдении других гигиенических норм и правил.
В ходе работы над темой исследования был проведен анализ успеваемость учащихся старших классов с плохим и хорошим зрением, а также состояние зрения отличников нашей школы. Данные представлены в виде таблиц и диаграмм
Таблица 1 Сравнительный анализ состояния зрения учащихся 8 и 9 классов
Класс |
Общее кол-во учащихся |
кол-во учащихся с нарушением зрения |
% заболеваемости |
8 А |
20 |
12 |
60% |
8 Б |
18 |
8 |
44% |
9 |
14 |
3 |
21% |
Средний показатель |
67 |
29 |
43,2% |
отличники |
15 |
6 |
40% |
Средний показатель заболеваемости органов зрения среди учащихся восьмых-девятых классов и отличников школы составил 43,2%. (таблица 1)
Наиболее высокий процент заболеваемости органов зрения наблюдается в 8 «А» классе (60%), наиболее низкий в 9 классе (21%). Процент патологии органов зрения среди отличников = 40, что меньше среднего показателя.
Таблица 2 Сравнительный анализ состояния зрения у учащихся обучающихся на «4» и «5» в «%»
Класс |
Кол-во уч-ся на «4» и «5» |
Сравнительный коэффициент |
|
Всего в классе (чел. и %) |
С плохим зрением |
||
8 А |
7 (35%) |
5 |
0.71 |
8 Б |
5 (27%) |
1 |
0.185 |
9 |
5 (36%) |
1 |
0.194 |
Наивысшие показатели качества знаний в 8 «А» и 9 классах (35% и 36%). В 8 «А» классе среди хорошистов 71% учащихся имеют плохое зрение; в 8 «Б» классе среди хорошистов 18,5 % учащихся имеют плохое зрение; в 9 классе среди хорошистов 19,4 % учащихся имеют плохое зрение. (таблица 2)
Таблица 3 Сравнительный анализ успеваемости учащихся с плохим и хорошимзрением
Категория учащихся по успеваемости |
С хорошим зрением |
С плохим зрением |
% учащихся с нарушением зрения |
8 «А» класс |
|||
«4» и «5» |
7 |
5 |
71% |
«4» и «3» |
13 |
7 |
53% |
8 «Б» класс |
|||
«4» и «5» |
5 |
1 |
20% |
«4» и «3» |
13 |
7 |
53% |
9 класс |
|||
«4» и «5» |
5 |
1 |
20% |
«4» и «3» |
9 |
2 |
22% |
Наиболее высокий процент заболеваемости органов зрения среди хорошистов наблюдается в 8 «А» классе и составляет 71%, что значительно выше показателей в 8 «Б» и в 9 классах (20%). Среди учащихся на «4» и «3» процент патологии органов зрения значительно ниже во всех трех исследуемых классах: 53% в 8 «А» и в 8 «Б» и самый низкий показатель в 9 классе, который составляет 22%. (таблица 3)
Таблица 4 Сравнительный анализ успеваемости слабовидящих и тотально слепых учащихся МОУ СОШ №5 г. Архангельска
Кол-во человек |
Кол-во учащихся на «4» и «5» |
% учащихся на «4 » и «5» |
Примечание |
|
Слабовидящие |
3 чел. |
- |
- |
1 чел. имеет 3 тройки из 14 предметов |
Тотально слепые |
3 чел. |
2 чел. |
67% |
1 ученик – с одной тройкой |
В ходе сравнительного анализа успеваемости учащихся 8 – 9 классов слабовидящих и тотально слепых детей установили, что острота зрения не является препятствием для успешной учебы, а процент качества знаний тотально слепых достаточно высок и составляет 67%.
Заключение
В настоящее время активная компьютеризация становится важнейшим средством, способствующим развитию современной школы, коренным образом изменяя привычные формы учебного процесса. Но работа за компьютером имеет и отрицательные воздействия. Вот, что думают по этому поводу ученые:
«Работа с компьютером возможна в преподавании практически всех школьных дисциплин, что позволяет реализовать новые педагогические технологии обучения. Кроме того, компьютер является и средством воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала учеников. Применение компьютеров в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Работа на компьютере активизирует умственную деятельность, формирует положительную мотивацию большинства учащихся к этим занятиям и способствует повышению уровня функционирования организма». [4]
Вместе с тем активное использование компьютеров в учебном процессе вызывает обеспокоенность, как родителей, так и педагогов влиянием на здоровье школьников, и в первую очередь на состояние зрения.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
По данным научной и научно-популярной литературы от 70 до 90 % всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью органов зрения.
Основными причинами ухудшения зрения являются:
- возрастные
- генетические
- природно-географические
- гигиенические условия зрительной работы
- последствие травм.
Это было подтверждено и данными проведенного анкетирования среди учащихся 8-9 классов ГООУ «Санаторная школа- интернат №1» г. Архангельска.
Проведенные исследования не выявили прямой зависимости между успеваемостью и состоянием зрения.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердились только частично, а именно:
- повышенные нагрузки влияют на ухудшение зрения,
- плохое зрение затрудняет процесс обучения.
4. Для сохранения зрения необходимо соблюдать следующие основные правила:
- правильно установить дисплей на рабочем месте
- отрегулировать общее и местное освещение в комнате
- подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую
- строго соблюдать временной режим работы с компьютером, своевременно делая перерывы
- во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения
- чередовать работу за компьютером с другими видами занятий
- регулярно проверять свое зрение у офтальмолога и при необходимости подбирать очки.
Список литературы:
Громаковская Т. Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней». – СПб: Питер, 2010.
Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. – М.: АСТ Сталкер, 2004
Прохоров А.М. Большой Энциклопедический словарь. – М.: Норинт, 2004
Старостенкова Т., Шестак Н. Компьютер и зрение: в плену стереотипов // Здоровье детей. – 2008 – №10