ВЛИЯНИЕ ЗРЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ЗРЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 КЛАССОВ

Веселкова Д.А. 1, Мелехова Л.Е. 2
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
2Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Зрение - способность получать информацию о внешнем мире благодаря, чувствительности к световым волнам, отражаемым или излучаемым окружающими объектами, и при помощи нервной обработки строить модель этого мира. [3]

Некоторые ученые считают, что 70- 80 % всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью органа зрения; другие ученые называют даже большую цифру — 90 %. [2]

С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим в системе органов чувств.

А. М. Горькому во время болезни пришлось несколько дней пробыть с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: "Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение, — это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира". [1]

В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственных отношений за пределами Земли. Что же такое зрение и почему оно возможно?

Меня всегда интересовал вопрос: " Как видят люди? Как устроен глаз? Почему одни видят хорошо, а другие - плохо? Почему букварь написан крупным шрифтом, а учебники старших классов - более мелким?

Есть люди, которые читают и сидя, и лежа, и даже в транспорте, а зрение у них хорошее, другие же не нарушают правил чтения, но им приходится носить очки ". Я сама ношу очки, и задумалась: " Есть ли взаимосвязь между успеваемостью и зрением: возможно в очках только те, кто много времени проводит за учебниками, или те, кто плохо учится, имеют плохое зрение и им труднее делать уроки.

Ответам на все эти вопросы и посвящена эта работа

Цель исследования: выяснить влияние зрения на школьную успеваемость.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по теме исследования

  • выявить причины ухудшения зрения

  • анализ успеваемости учащихся с разной степенью остроты зрения.

Гипотеза исследования: предполагается, что повышенные учебные нагрузки влияют на ухудшение зрения.

Методы исследования:

  • анализ литературных источников

  • анализ успеваемости и состояния здоровья учащихся

  • анкетирование учащихся

  • математическая обработка результатов

Место и сроки проведения: ГООУ "Санаторная школа-интернат№1" г. Архангельска, 2008-2009 гг.

По данным медицинского обследования 2008-2009 учебного года, среди учащихся ГООУ «Санаторная школа – интернат №1» г. Архангельска, количество учащихся с плохим зрением в старших классах больше, чем в младших классах и составляет 12% (15 человек, без учета первоклассников) в младших классах, 35% (58 человек) в старших.

В ходе работы было проведено анкетирование учащихся 8 и 9 классов. В нем приняло участие 40 учащихся, средний возраст опрошенных 14 лет, все они являются учащимися ГООУ «Санаторная школа – интернат №1» г. Архангельска и находятся в равных условиях обучения.

Анкетирование позволило выявить:

  • состояния зрения учеников и их родителей,

  • соблюдения учениками гигиенических условий режима учебы и отдыха,

  • личной ответственности учащихся за проведением профилактических мероприятий по укреплению зрения.

Результаты анкетирования:

  • 41% опрошенных учеников имеют проблемы со зрением.

Данные анкетирования практически полностью соответствуют данным медицинских обследований (44% учащихся 8-9 классов имеют проблемы со зрением), небольшое расхождение в цифрах объясняется тем, что в анкетировании принимали участие не все ученики данных классов.

  • 45% родителей опрошенных учащихся имеют проблем со зрением

  • Эти данные подтверждают наследственную причину возникновения миопии.

  • 40% респондентов проводят больше 2 часов за подготовкой домашнего задания

  • 58% - за просмотром телевизора или монитором компьютера.

Таким образом, если суммировать общее время напряженной работы органов зрения, с учетом учебных занятий, то в среднем оно составляет 10 часов, что является нарушением гигиенических правил.

  • 45% участников анкетирования не следят за освещением в комнате при чтении или при подготовке домашнего задания

  • 43% опрошенных учащихся, делают упражнения для глаз

  • 42% - посещают медицинские процедуры,

  • 20% - принимают витамины в профилактических целях.

Таким образом, процентное соотношение учащихся соблюдающих гигиенические условия труда и отдыха и понимающих личную ответственность за проведение профилактических мероприятий по укреплению зрения и безразличных к собственному здоровью практически одинаково.

Результаты анкетирования позволили выявить основные причины ухудшения зрения:

  • наследственность, т.е. предрасположенность к данному виду заболевания (у 41% опрошенных учеников и 45% родителей имеются проблемы со зрением)

  • длительное излучение монитора компьютера и экрана телевизора, чтение и выполнение домашнего задания при недостаточном освещении и не соблюдении других гигиенических норм и правил.

В ходе работы над темой исследования был проведен анализ успеваемость учащихся старших классов с плохим и хорошим зрением, а также состояние зрения отличников нашей школы. Данные представлены в виде таблиц и диаграмм

Таблица 1 Сравнительный анализ состояния зрения учащихся 8 и 9 классов

Класс

Общее кол-во учащихся

кол-во учащихся с нарушением зрения

% заболеваемости

8 А

20

12

60%

8 Б

18

8

44%

9

14

3

21%

Средний показатель

67

29

43,2%

отличники

15

6

40%

Средний показатель заболеваемости органов зрения среди учащихся восьмых-девятых классов и отличников школы составил 43,2%. (таблица 1)

Наиболее высокий процент заболеваемости органов зрения наблюдается в 8 «А» классе (60%), наиболее низкий в 9 классе (21%). Процент патологии органов зрения среди отличников = 40, что меньше среднего показателя.

Таблица 2  Сравнительный анализ состояния зрения у учащихся обучающихся на «4» и «5» в «%»

Класс

Кол-во уч-ся на «4» и «5»

Сравнительный коэффициент

Всего в классе

(чел. и %)

С плохим зрением

8 А

7 (35%)

5

0.71

8 Б

5 (27%)

1

0.185

9

5 (36%)

1

0.194

Наивысшие показатели качества знаний в 8 «А» и 9 классах (35% и 36%). В 8 «А» классе среди хорошистов 71% учащихся имеют плохое зрение; в 8 «Б» классе среди хорошистов 18,5 % учащихся имеют плохое зрение; в 9 классе среди хорошистов 19,4 % учащихся имеют плохое зрение. (таблица 2)

Таблица 3  Сравнительный анализ успеваемости учащихся с плохим и хорошимзрением

Категория учащихся по успеваемости

С хорошим зрением

С плохим зрением

% учащихся с нарушением зрения

8 «А» класс

«4» и «5»

7

5

71%

«4» и «3»

13

7

53%

8 «Б» класс

«4» и «5»

5

1

20%

«4» и «3»

13

7

53%

9 класс

«4» и «5»

5

1

20%

«4» и «3»

9

2

22%

Наиболее высокий процент заболеваемости органов зрения среди хорошистов наблюдается в 8 «А» классе и составляет 71%, что значительно выше показателей в 8 «Б» и в 9 классах (20%). Среди учащихся на «4» и «3» процент патологии органов зрения значительно ниже во всех трех исследуемых классах: 53% в 8 «А» и в 8 «Б» и самый низкий показатель в 9 классе, который составляет 22%. (таблица 3)

Таблица 4  Сравнительный анализ успеваемости слабовидящих и тотально слепых учащихся МОУ СОШ №5 г. Архангельска

 

Кол-во человек

Кол-во учащихся

на «4» и «5»

% учащихся

на «4 » и «5»

Примечание

Слабовидящие

3 чел.

-

-

1 чел. имеет 3 тройки из 14 предметов

Тотально слепые

3 чел.

2 чел.

67%

1 ученик – с одной тройкой

В ходе сравнительного анализа успеваемости учащихся 8 – 9 классов слабовидящих и тотально слепых детей установили, что острота зрения не является препятствием для успешной учебы, а процент качества знаний тотально слепых достаточно высок и составляет 67%.

Заключение

В настоящее время активная компьютеризация становится важнейшим средством, способствующим развитию современной школы, коренным образом изменяя привычные формы учебного процесса. Но работа за компьютером имеет и отрицательные воздействия. Вот, что думают по этому поводу ученые:

«Работа с компьютером возможна в преподавании практически всех школьных дисциплин, что позволяет реализовать новые педагогические технологии обучения. Кроме того, компьютер является и средством воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала учеников. Применение компьютеров в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Работа на компьютере активизирует умственную деятельность, формирует положительную мотивацию большинства учащихся к этим занятиям и способствует повышению уровня функционирования организма». [4]

Вместе с тем активное использование компьютеров в учебном процессе вызывает обеспокоенность, как родителей, так и педагогов влиянием на здоровье школьников, и в первую очередь на состояние зрения.

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

  1. По данным научной и научно-популярной литературы от 70 до 90 % всей информации об окружающем нас мире человек полу­чает с помощью органов зрения.

  2. Основными причинами ухудшения зрения являются:

- возрастные

- генетические

- природно-географические

- гигиенические условия зрительной работы

- последствие травм.

Это было подтверждено и данными проведенного анкетирования среди учащихся 8-9 классов ГООУ «Санаторная школа- интернат №1» г. Архангельска.

  1. Проведенные исследования не выявили прямой зависимости между успеваемостью и состоянием зрения.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердились только частично, а именно:

- повышенные нагрузки влияют на ухудшение зрения,

- плохое зрение затрудняет процесс обучения.

4. Для сохранения зрения необходимо соблюдать следующие основные правила:

- правильно установить дисплей на рабочем месте

- отрегулировать общее и местное освещение в комнате

- подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую

- строго соблюдать временной режим работы с компьютером, своевременно делая перерывы

- во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения

- чередовать работу за компьютером с другими видами занятий

- регулярно проверять свое зрение у офтальмолога и при необходимости подбирать очки.

Список литературы:

  1. Громаковская Т. Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней». – СПб: Питер, 2010.

  2. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. – М.: АСТ Сталкер, 2004

  3. Прохоров А.М. Большой Энциклопедический словарь. – М.: Норинт, 2004

  4. Старостенкова Т., Шестак Н. Компьютер и зрение: в плену стереотипов // Здоровье детей. – 2008 – №10

Просмотров работы: 17850