Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета является одним из важнейших макроэкономических показателей. Объемы собственных доходов регионов принимаются в расчет при определении размеров дотаций в бюджеты субъектов РФ. Показатель отражает динамику развития региона, позволяет проанализировать темпы экономического развития региона, на его основании наглядно отображается уровень жизни людей в субъекте федерации.[1]
Целью исследования было стремление отразить долю собственных доходов в консолидированном бюджете Камчатского края и долю НДФЛ в собственных доходах в 2013 году.
Данный показатель имеет очень важное значение для субъекта федерации. Наличие достаточной величины собственных средств позволяет региону создавать дополнительные условия для территориального развития.
Камчатский край начиная с 2009 г. занимает последнее место среди регионов Дальнего Востока, в 2013 году ситуация не изменилась. Доля собственных средств в общем объеме бюджета в анализируемом периоде составляет около 40% (в 2013 году – около 35%), при среднем значении показателя в ДВФО около 60% (в 2013 году – более 80%). Общероссийский и дальневосточный показатели, также существенно выше показателя, демонстрируемого Камчатским краем.
Регион |
Консолидированный бюджет (млн.р.) |
Налоговые и неналоговые доходы (млн.р) |
НДФЛ (млн.р) |
Доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете (в%) |
Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах (в%) |
Камчатский край |
58 543 |
20 650 |
12 836 |
35,27 |
62,15 |
Республика Саха (Якутия) |
153 845 |
81 023 |
25 398 |
52,66 |
31,34 |
Приморский край |
96 657 |
75 048 |
33 788 |
77,64 |
45,02 |
Амурская область |
75 717 |
35 653 |
14 624 |
47,08 |
41,01 |
Сахалинская область |
95 182 |
85 084 |
17 840 |
89,39 |
20,96 |
Чукотский автономный округ |
18 327 |
12 922 |
4 122 |
70,5 |
31,89 |
Хабаровский край |
106 710 |
72 148 |
31 102 |
67,61 |
43,1 |
Магаданская область |
27 591 |
14 994 |
6 743 |
54,34 |
44,97 |
Еврейская автономная область |
13 968 |
5 554 |
2 541 |
39,76 |
45,75 |
ДВФО |
464 561 |
403 080 |
148 997 |
86,76 |
36,96 |
Таблица 1. Камчатский край в сравнении с ДВФО
Данные таблицы 1 показывают, что Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область и ЧАО являются лидерами по доле собственных доходов в консолидированном бюджете в 2013 году. На протяжении нескольких лет данный показатель в этих регионах стабильно рос. Можно заметить, что Приморье и Сахалинская область имеют все возможности для развития рыбоперерабатывающей и рыбодобывающей отраслей, их налоговые и неналоговые доходы близки к 80%.
Камчатский край, имеющий аналогичные возможности, самостоятельно зарабатывает лишь 35,27% от суммы консолидированного бюджета, что является худшим показателем среди всех регионов ДВФО в 2013 году. Относительно 2012 года даже наблюдается отрицательная динамика (36,09%). Данные показывают, что регион не может создать условия для роста экономики, вероятно, не удается создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства, который в настоящее время играет очень важную роль в притоке денежных средств в бюджеты регионов. Аналогичный вывод можно сделать о Еврейской АО. [2]
Основную долю в составе собственных доходов составляют налоговые поступления, в виде налогов на доходы от физических лиц, поступающих в распоряжение регионального бюджета в соответствии с налоговым кодексом РФ.
Рис.1. Камчатский край в сравнении с ДВФО
В 2013 году Камчатский край достиг высоких показателей (более 62%) по доле НДФЛ в собственных доходах. Это можно объяснить небольшим количеством населения этого региона и наличием достаточного количества рабочих мест. В остальных регионах Дальнего Востока данный показатель ниже ввиду различных причин. Но доля собственных доходов позволяет судить о том, что Камчатка – дотационный регион. Недостаточный уровень этого значения по региону также в Еврейской автономной области и в Республике Саха.
Проанализируем положение Камчатского края с регионами, аналогичными Камчатскому краю, используем для сравнения регионы с похожей отраслевой направленностью. Астраханская и Мурманские области, так же как и Камчатский край, уделяют существенное внимание развитию рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей.
Камчатский край в сравнении с регионами – аналогами
Регион |
Консолидированный бюджет (млн.р.) |
Налоговые и неналоговые доходы (млн.р) |
НДФЛ (млн.р) |
Доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете (в%) |
Доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах (в%) |
Камчатский край |
58 543 |
20 650 |
12 836 |
35,27 |
62,15 |
Мурманская область |
56 178 |
48 982 |
24 342 |
87,19 |
49,69 |
Астраханская область |
39 749 |
34 071 |
11 108 |
85,71 |
32,6 |
Таблица 2. Камчатский край в сравнении с регионами – аналогами 2013г.
При сравнении с регионами-аналогами Камчатский край также имеет достаточно низкие результаты. По доле собственных доходов рассматриваемый регион более чем в 2 раза отстает от Мурманской и Астраханской областей. Край имеет относительно высокий показатель доли НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах по указанным выше причинам, худшую позицию здесь занимает Астраханская область, доля НДФЛ в Мурманской области образует почти половину собственных доходов, что является приличным показателем.
Что характерно, доля собственных доходов в бюджете регионов с развитой рыбохозяйственной деятельность составляет более 80%. Это позволяет сделать вывод о том, что Камчатский край имеет большие перспективы в росте налоговых и неналоговых доходов. Краю следует создавать рыбоперерабатывающие предприятия, это и увеличит количество рабочих мест и снизит степень дотационности региона.
Итак, камчатский край – это один из перспективных регионов Дальнего востока. Природные условия обусловливают небольшую численность населения, что можно связать с относительно высоким уровнем НДФЛ в собственном бюджете края. Край богат рыбой, но не может реализовать это относительное преимущество для роста доли собственных доходов. В регион довольно сложно привлечь инвестиции, что показывают рассматриваемые показатели, значит сложно развиваться МСП. Субсидии и субвенции, предоставляемые федеральным бюджетом, используются эффективно не в той степени, в какой хотелось бы.
Список использованных источников:
1.Центр управления финансами. Электронный ресурс. Режим доступа://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Konsolidirovannyi-byudzhet.php
2.Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mestnykh-byudzhetov/