КОМПЬЮТЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Алексеев Р.О. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей реферативной работы «Компьютерные музыкальные программы».

Актуальность данной темы определяется тем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом образования. Музыкально-компьютерные программы – одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы.

Цель данной реферативной работы– анализ литературы с целью характеристики компьютерных музыкальных программ.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Дать характеристику компьютерным музыкальным программам.

3. Характеристика компьютерной музыкальной программы «Cubase».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.

Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных музыкальных программ в процессе обучения

В настоящее время количество программ для работы с музыкальными и речевыми сигналами растет в геометрической прогрессии вместе с увеличением мощности компьютеров. Программы постоянно усложняются и возможности их все время расширяются. В данной работе приведена приближенная классификация основных видов этих программ. Разумеется, предложенная ниже классификация не исчерпывает всех видов музыкальных программ, однако она позволяет дать некоторое общее представление о современных компьютерных музыкальных технологиях.

1. Программы для редактирования и цифровой обработки звука (музыкальные редакторы). Основные возможности этих программ предусматривают следующий набор функций:

– операции с файлами (запись, воспроизведение, импорт, сохранение и др.);

– редактирование (копирование, вырезание, увеличение или уменьшение громкости, микширование, инвертирование, реверс и др.);

– процессорная обработка (реверберация, эхо, хорус, дилей, флэн-жер, вибрато, эквалайзер, компрессия, сдвиг высоты тона и др.);

– работа с MIDI-интерфейсом (синхронизация по коду с MIDI-секвенсором, ввод информации с MIDI-клавиатуры, наличие виртуальной MIDI-клавиатуры и др.);

– синтез звука; синхронизация SMPTE;

– работа с видеофайлами и др.

К перечисленным выше собственным возможностям этих программ следует отнести возможность подключения дополнительных модулей (plug-in) – например, фирм Steinberg, Sonic Foundry,Waves и др., которые позволяют реставрировать записи, создавать виртуальные трехмерные звуковые поля и т. д. Все эти программы соответствуют единому стандарту Direct X, что позволяет работать с ними всем музыкальным редакторам.

Наиболее известные программы этой группы, используемые в настоящее время, – Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro и др.

2. Программы многоканальной записи и монтажа звука являются аналогами ленточных многодорожечных магнитофонов. Они позволяют записывать, микшировать и обрабатывать процессорами эффектов несколько независимых звуковых дорожек. Запись на жесткий диск имеет ряд преимуществ: мгновенный доступ к любому фрагменту, произвольный выбор последовательности фрагментов для воспроизведения, возможность не разрушающего монтажа, широкий выбор редакторских возможностей. Примером таких программ могут служить Samplitude Studio, Cool Edit Pro, Software Audio Workshop и др [5].

3. Виртуальные студии включают в себя программы, которые позволяют работать как с аудио- (цифровым звуком), так и с MIDI-дорожками (синтезированным звуком) в одном окне. Каждая из них имеет большой выбор эффект-процессоров, цифровых микшеров, синтезаторов, позволяет применять специальные MIDI-приемы редактирования (квантизацию, транспонирование, изменение тембров и выбор инструментов и т. д.) и может работать с любыми MIDI-устройствами. Примером таких программ могут служить Cubase VST SX, Cakewalk Sonar, Nuendo, Logic Audio Platinum, Reason и др.

4. Виртуальные синтезаторы: осуществляют программным путем имитацию различных типов синтезаторов (например, аналоговых). В них используются специальные постоянно совершенствующиеся математические алгоритмы, которые позволяют синтезировать сложные звуки различного тембра и мелодические последовательности, экспортировать синтезированный звук в стандартный звуковой файл, записывать и воспроизводить его. Кроме синтеза такие программы обычно используют банки записанных сэмплов (выступают в роли сэмплеров). Примером таких программ могут служить Reality, Audio Architect, Mellosoftron, Seq-303, MouSing, Gigasampler и др [7, 89].

5. Программы для создания MIDI-композиций: к их числу относятся, прежде всего, MIDI-секвенсоры – программы, позволяющие записывать, редактировать MIDI-сообщения и представлять их в виде треков. Как и в аппаратных секвенсорах, в них запоминается вся управляющая информация. Такие секвенсоры позволяют редактировать MIDI-сообщения (редактор списка, нотный редактор, редактор управления темпом, микшерный пульт и др.), обеспечивают возможность импорта/экспорта MIDI-файлов, работу с внешними MIDI-устройствами, содержат аранжировщик, логический редактор, обеспечивают возможность цифровой записи, редактирования звуковых файлов, вызова внешних редакторов и т. д. Примерами таких программ могут служить Cubase Audio VST, Cakewalk Pro Audio, Logic Audio, Music Time 3.0, Digital Orchestrator Plus, Concertware, Power Chords Pro, Recording Session, Studio 4 и др.

К этой же группе программ относятся автоаранжировщики, способные создавать музыкальные партии на основе заданной аккордовой схемы в разных музыкальных стилях и жанрах (Visual Arranger, Band and Box, Jammer Pro, Easy Keys и др.), музыкальные конструкторы, обеспечивающие создание музыкального файла на основе шаблонов или специальных алгоритмов (DoReMix, Koan X Platinum, Dance Machine и др.)

6. Нотные редакторы выполняют: представление звуковой информации в нотном виде с учетом общепринятых музыкальных символов; открытие одновременно нескольких нотных станов; поддержку различных музыкальных ключей; экспорт отдельной партии из партитуры; экспорт нотного текста в графический файл; печать со всеми символами; проигрывание нотного текста с помощью MIDI, конвертирование MIDI-файла в нотный текст и др [3].

К числу таких программ можно отнести Encore, Finale, Sibelius, Score и др. Имеются также программы, обеспечивающие перевод нот в MIDI-сообщение (Midiscan), конвертирование звукового файла в MIDI и нотный текст (Autoscore, Sound2Midi, AKoff Composer, Gama с использованием одного из перечисленных выше MIDI-секвенсоров).

7. Мультимедиа-плееры (аудиорекордеры, MIDI-плееры) предназначены для воспроизведения различных звуковых и MIDI-файлов, аудиокомпакг-дисков и др., при этом они обеспечивают управление процессом воспроизведения, изменение параметров исполнения, поиск нужных файлов, составление альбомов и др. (Winamp, Midi Master, Music Genie, Media и др.)

8. Обучающие музыкальные программы, которые сейчас активно развиваются, предназначены для решения различных задач: обучения теории музыки, развития слуха (Piano Professor, Music Lessons, Music Tutorial и др.), изучения музыкальной литературы (Midisoft Sound Explorer, Music mentor, Music Magic и др.), обучения игре на каком-либо инструменте (Midisoft Play Piano, The Jazz Guitarist, Chord Wizard) и обучения вокалу (Singing Tutor) и др.

Кроме этих программ, имеется большое разнообразие других программных продуктов, обеспечивающих работу с музыкальными файлами.

Таким образом, современные компьютеры, оснащенные набором специальных программ, обеспечивают технические средства для создания, записи и редактирования музыкальных произведений, т. е. являются по существу новым видом музыкальных инструментов.

Появление таких возможностей является базой для развития существующих и создания новых направлений в музыкальном искусстве (в т. ч. электронной или компьютерной музыки), а также основой для развития научных и технических исследований в области музыкальной акустики.

Начало XXI века отмечено формированием синтеза музыкального искусства, музыкальной акустики (как его естественнонаучной основы) и компьютерных технологий, что позволяет ожидать принципиально новых открытий во всех этих направлениях.

Глава 2. Методика использования компьютерной музыкальной программы «Cubase»

2.1. Техническое описание программы «Cubase»

Steinberg Cubase – профессиональное программное обеспечение для создания, записи и микширования музыки, выпущен в 1989 году Карлом Штейнбергом и Манфредом Рюрюпом, ими же была организована компания Steinberg [6].

Cubase оснащен всеми возможностями для создания профессиональных музыкальных композиций.

Программа Steinberg Cubase SX 3 принадлежит к числу наиболее мощных музыкальных редакторов профессионального уровня.

Современные компьютерные музыкальные редакторы универсальны. Они позволяют работать с музыкой и звуком на всех этапах создания композиции. Имея в своем распоряжении достаточно мощный компьютер со звуковой картой, MIDI-клавиатуру и микрофон, вы можете: сохранить наброски мелодии; гармонизировать и аранжировать произведение; подобрать самые подходящие для него звуки; записать голоса вокалистов и партии живых инструментов; обработать полученные треки различными эффектами; свести композицию, добившись необходимого громкостного, частотного баланса и наиболее впечатляющего распределения звуков на стереопанораме (или даже на круговой панораме); выполнить мастеринг; подготовить альбом для записи на различные носители. Словом, техника и программное обеспечение способны на многое, если только уметь ими пользоваться [5].

По существу программа Cubase SX переросла уровень, соответствующий понятию "музыкальный редактор", и стала полноценной виртуальной студией. За счет появления совершенных виртуальных синтезаторов, эффектов и обработок Cubase SX 3 все менее и менее нуждается в реальной студийной аппаратуре. Хотя при наличии таковой Cubase SX 3 прекрасно справляется с ролью программной среды, которая интегрирует виртуальные и аппаратные компоненты в эффективно функционирующее единое целое. При этом немаловажное значение имеет внедренная в Cubase SX 3 технология VST System Link, позволяющая распределять задачи, связанные с ресурсоемкими вычислениями, между несколькими компьютерами, объединенными в сеть.

К основным свойствам Cubase SX 3 можно отнести следующие:

– возможность записи и редактирования MIDI-композиций, наличие MIDI-эффектов;

– возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит;

– полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround) вплоть до формата 6.0;

– возможность работы с VST-плагинами и DX-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени);

– возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;

– наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (VST-инструментов);

– наличие функции "замораживания" (Freeze) для VST-инструментов, позволяющей экономить ресурсы процессора;

– импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;

– воспроизведение цифрового видео;

– представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;

– графическое управление параметрами синтеза звука;

– микширование сигналов и управление студийным оборудованием;

– наличие удобных средств для работы с лупами;

– возможность загрузки проектов другого программного продукта фирмы Steinberg - Nuendo;

– возможность объединения студийных компьютеров в сеть на основе технологии VST System Link;

– возможность совместной работы Cubase SX 3 с приложениями, поддерживающими протокол ReWire;

Совместно с Cubase SX 3 поставляются VST-инструменты. Управлять ими, как и настоящими синтезаторами/сэмплерами, можно и с помощью традиционных MIDI-команд, и с помощью данных автоматизации, записанных на MIDI-треки, в виде огибающих (интерактивных графиков изменения тех или иных параметров).

В комплект поставки Cubase SX 3 включено большое количество VST-аудиоплагинов, отличающихся способностью к управлению посредством автоматизации и наличием большого количества интересных пресетов. Здесь и виртуальные приборы динамической обработки, и частотные фильтры, и множество самых различных звуковых эффектов (от банальной реверберации до экзотического модулятора, придающего голосу звучание, которое могло бы возникнуть, если бы наши голосовые связки были сделаны из металла). Имеются средства поддержки внешних управляющих устройств. Можно отредактировать таблицу закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Есть специальный редактор, предназначенный для создания партий ударных инструментов. Нотный редактор, входящий в Cubase SX 3, по своим возможностям сравним с лучшими образцами специализированных программ, предназначенных для подготовки партитур к изданию. Клавишный MIDI-редактор позволяет записывать музыку пользователям, не владеющим нотной грамотой. Редактор-список сообщений обеспечивает прецизионную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков.

2.2. Вариант методики обучения по программе «Cubase»

В своей работе нами описана методика, разработанная Потаповй Я. В., педагогом по синтезатору. Методика состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет несколько важных подпунктов.

  1. Знакомство с программой.

Является одним из самых важных пунктов, так как на этом этапе формируется интерес и потребность к получению новых знаний.

Желательно чтобы был воспроизведен результат работы в данной программе (какой-либо музыкальный фрагмент или музыкальный пример).

  1. Установка программы на компьютер.

При установке программы часто возникает много сложностей, поэтому необходима определенная практика в установке программы на компьютер, при этом особое внимание надо уделить параметрам компьютера и техническим характеристикам звуковой карты.

  1. Настройки программы.

Часто возникают ошибки при неправильных настройках – могут неправильно работать некоторые необходимые функции, поэтому данный пункт должен быть рассмотрен особенно внимательно.

  1. Необходимые условия для профессиональной работы с программой.

  • Помещение, оборудованное звуко и шумоизоляцией.

  • Миди-клавиатура.

  • Микрофон.

  • Качественные мониторы.

  • Профессиональная звуковая карта.

  • Мощный процессор.

  • Профессиональные наушники.

  • Свободное пространство на жестком диске.

  1. Работа с основными функциями программы (основным набором инструментов).

Наглядный пример работы каждой функции (набора инструментов).

Запись и редактирование полученного музыкального фрагмента этим набором инструментов.

  1. Работа с VST-инструментами.

Наглядно указать местоположение VST-инструментами. Раскрыть возможности выбора VST-инструментов и порядок назначения их на определенные дорожки секвенсора.

  1. Работа с эффектами.

Наглядно продемонстрировать возможности эффектов обработки звука (как миди, так и аудио), указав конкретное местоположение их в интерфейсе программы, определить порядок назначения их на определенные дорожки секвенсора.

  1. Особенности настроек эквалайзеров, компрессоров, гейнов, и других процессоров для обработки звука.

Наиболее полно раскрыть возможности каждого из эффектов и определить область их применения на конкретных примерах.

В каких случаях и для чего они применяются.

  1. Звукозапись.

Наглядно продемонстрировать порядок записи (голоса, гитары, и т.д.), возможности дублирования записи на другие дорожки с последующим редактированием:

- записи отдельных фрагментов и склеивании их в цельные партии,

- возможность удаления записи,

- функции отмены действия.

Записывать можно бесчисленное количество вариантов, из которых в последующем выбрать лучшее.

  1. Работа с другими плагинами.

Их установка и подключение.

Указание их местоположения в программе и порядок их применения.

Демонстрация оригинальных возможностей их использования.

  1. Работа с другими программами.

Так как программа является универсальной, любую записанную дорожку или трек можно экспортировать и отредактировать в любой другой программе, а затем вернуть ее на место.

Наглядно продемонстрировать редактирование выделенных фрагментов в других программах, например Wave Lab, Sound Forge, и т.д.

  1. Сведение композиции.

Является одним из важнейших завершающих этапов работы над музыкальной композицией. Включает в себя сведение и мастеринг.

Необходим наглядный пример сведения.

От правильности выполненного сведения и завершающего мастеринга полностью зависит качество звучания музыкальной композиции и возможности дальнейшего создания дисков, альбомов и т.д.

Данная методика основана на полученном практическом опыте, подразумевает необходимость использования наглядных примеров на основе полученных теоретических знаний. Знание английского языка весьма облегчает работу с программой.

Заключение

Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современных детей, то есть в вооружении учащихся знаниями в сфере компьютерно-музыкальной деятельности. Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению. Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению электронной музыки, предполагающих учет психологических особенностей детей и молодежи подросткового возраста.

Материал, относящийся к педагогической сфере компьютерно -музыкальной деятельности, находится еще в немалой степени на стадии выявления и собирания. Обобщающие его характеристики в исследовательской литературе даются преимущественно с точки зрения общих достоинств применения компьютерных музыкальных программв сфере обучения (индивидуальный характер обучения, активизация процесса приобретения знаний и навыков, фиксированность полученных результатов, доступность их изменения и т. д.).

Таким образом, музыкально-компьютерные программы – одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется немалый опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями.

Список используемой литературы

  1. Артемьев, Э. Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы/ Э. Артемьев // Звукорежиссер, 2001. – № 2. – С.56 – 61.

  2. Белунцов, В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник / В. Белунцов. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.: ил.

  3. Белунцов, В. Компьютер для музыканта / В. Белунцов, Самоучитель – СПб. : Питер, 2001. – 464 с.: ил.

  4. Долгушин, С. Л. Компьютерные технологии в музыке: Учебное пособие для музыкальных отделений педагогических колледжей / С.Л. Долгушин. – Омск: Мир музыки, 2004. – 206 с.

  5. Живайкин, П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ / П.Л. Живайкин. – СПб. : БХВ – Петербург; 2011. – 624 с.: ил.

  6. Живайкин П. Необязательные, но очень полезные компьютерные программы / П.Л. Живайкин // Шоу – мастер, 2011. – №3. – С.108 – 112.

  7. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия ПК / В.П. Леонтьев 2002 – М. : ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920 с.: ил.

  8. Рабин, Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия. / Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский; – Мн. : ООО «Попурри», 1998. – 172 с. ил.

  9. Сушкевич, Н. С. Информационные технологии в системе музыкального образования: проблемы методического и программно-технического обеспечения. Модель аудиовизуального учебно-методического комплекса для профессионально ориентированного обучения / Н.С. Сушкевич // Вопросы оптимизации содержания музыкального образования (школа – училище – вуз): Монография. – Мн., 2002. – С. 106–114.

  10. Харуто, А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук Учебное пособие / А.В. Харуто. – М. : МГК им. Чайковского. – 2000. – 387с., ил.

http://www.artmusic.ru - Описание музыкальных программ. Документация.

http://sound.irk.ru/ - Всё о компьютерном звуке.

http://www.online.ru/sp/mpc/digest/frame/ - Компьютерные и мультимедиа технологии.

Просмотров работы: 9378