МЕТОД ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОД ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Добровольская Ю.А. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деловая коммуникация является неотъемлемой частью в любом виде управленческой деятельности, представляя важнейшее условие достижения конкретных результатов и решения управленческих задач. Под деловой коммуникацией понимается коммуникация в сфере официальных отношений, обладающая рядом специфических черт. Среди характеристик деловой коммуникации, прежде всего, необходимо выделить следующие:

  • Целесообразность: деловая коммуникация всегда направлена на достижение конкретного результата, что определяет обязательную подчиненность всей совокупности стратегий, тактик и средств коммуникации управленческим целям.

  • Статусно-ролевая обусловленность: в деловой коммуникации необходимо обязательное соблюдение участниками коммуникации статусной роли: партнеры, коллеги, начальник-подчиненный.

  • Партнерство: результат деловой коммуникации должен удовлетворять интересам и целям всех коммуникантов.

Таким образом, представленные характеристики позволяют нам выделитьделовую коммуникацию в качестве особого вида общения в сфере официальных отношений, направленного на достижение конкретных целей управления, отвечающих интересам и потребностям всех участников коммуникации.

В то же время, дифференцировать деловую коммуникацию от иных видов коммуникации не представляется возможным, поскольку коммуникация представляет собой сложный феномен, понимаемый в широком смысле как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности[3],т.е мы можем рассматривать коммуникацию как множество коммуникативных ситуаций, в которые включен индивид, группа или организация.Коммуникативная ситуация, в свою очередь, будет пониматься нами как в это динамический процесс взаимодействия субъектов, в качестве которых могут выступать: индивиды, группы, организации, социальные институты, государства, нации. Возможно предположить, что коммуникативная ситуация как часть деловой коммуникации в равной степени может обладать или не обладать указанными выше характерными чертами, выделенными нами в качестве признаков деловой коммуникации, что напрямую оказывает воздействие на исход коммуникации, а следовательно и реализацию поставленных целей и задач управления. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения деловой коммуникации как сложного феномена, с одной стороны, представляющего одну из форм межличностного и группового взаимодействия, с другой стороны, являющегося управленческим механизмом, что определяет актуальность всестороннего исследования деловой коммуникации в рамках междисциплинарного подхода.

Проблема исследования состоит в необходимости поиска новых форм совершенствования деловой коммуникации, учитывающих психологические явления, возникающие в различных коммуникативных ситуациях в системе организационного взаимодействия.

Указанная нами проблема носит междисциплинарный характер, так как феномен деловой коммуникации может быть рассмотрен в рамках практической психологии, социальной психологии, менеджменте, социологии, экономике и в ряде других социально-гуманитарных наук. Следовательно, выбранная методология исследования должна отвечать целям и задачам как минимум двух практических областей: психологии и менеджмента, а результаты исследования должны иллюстрировать возможности совершенствования общей теории деловой коммуникации и ееотдельных методов, при условии учета психологических явлений, возникающих в процессе деловой коммуникации.А значит,цель исследования может быть продиктована необходимостью совершенствования психологии управления.

Цель исследования – определение возможных форм совершенствования общей теории и практики деловой коммуникации.

Гипотезы исследования, сформулированные в результате анализа специализированной литературы и данных эмпирических наблюдений, находятся также на стыке двух практических областей:

1.для деловой коммуникации характерна скрытая манипуляция:

- негативно сказывается на личности индивида или группы, ставшими объектами манипуляции

-не реализуется принцип партнерства;

- в результате деловой коммуникации происходит дифференциация на «победителей» и «побежденных»;

-возможность продолжения деловых отношений (при объективной возможности) сводится к нулю.

2. в деловой коммуникации проявляется тенденция к смешению статусно-ролевых позиций:

- превалирование личностного фактора неоднозначно сказывается на результатах управленческой деятельности;

- нарушение принципов субординации негативно сказывается на процессе управления;

- неопределенность статусно-ролевых позиций является одной из причин возникновения конфликтов в деловой коммуникации.

3. для деловой коммуникации характерно распространение феномена «скрытой авторитарности», проявляющегося как скрытая манипуляция, движимая целью реализации личностных потребностей индивида за счет других, путем намеренного изменения статусно-ролевой позиции от вертикальной к горизонтальной.

- порождает репрессивность в управлении;

- негативно сказывается на личности индивида или группы, ставшими объектами манипуляции.

Методом, наиболее отвечающим указанным требования, отвечает метод анализа скрытых тразакций или метод анализа психологических игр, в рамках теории транзактного анализа, разработанной Эриком Берном и наиболее полно описанной в его научных трудах, а также исследованный и адаптированный к российской специфике в работах В.В Макарова и Г.А Макаровой. Транзактный анализ – направление в психотерапии, в основе которого лежит концепция о структуре личности как совокупности и сочетании трех эго-состояний: Ребенок, Родитель и Взрослый.[1] Эго-состояние возможно обозначить как поведенческий стереотип, определенный и действующий в разных ситуациях.

Эго-состояние Родителя характеризуется высокой степенью влияния социальных норм и предписаний, усвоенных индивидом в детстве. Для этого эго-состояния характерны такие формы поведения как: требование, контроль и запрет. Эго-состояние «Ребенка» характеризуется прежде всего наличием аффективных комплексов, связанных с детскими переживаниями и впечатлениями, для этого эго-состояния типично творчество, развитая интуиция, в поведении проявляется отсутствие произвольной регуляции. Для эго-состояния «Взрослый» характерна прежде всего рациональность и независимость от информации, усвоенной в детстве, что является главной отличительной особенностью этого эго-состояния. В поведении «Взрослого» проявляется прежде всего компетентность и целесообразность.

Указанные эго-состояния проявляют себя в процессе взаимодействия между людьми, напрямую воздействуя на поведение коммуникантов и исход коммуникативной ситуации. В этой связи, необходимо отметить, что коммуникативная ситуация может быть рассмотрена нами, в соответствии с теорией транзактного анализа, как психологическая игра.[2] «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Характерными чертами психологической игры являются: скрытые мотивы; наличие выигрыша. Эго-состояния Родителя и Ребенка являются, по мнению Э. Берна, дестабилизирующими поведение и проявляют себя в психологических играх, определяя исход игры исходя из интересов и целей только одной стороны, участвующей в коммуникации, не позволяя реализовать принцип партнерства. Эго-состояние Взрослого наоборот ведет к конструктивному разрешению коммуникативной ситуации, основанном на учете интересов и целей всех участников коммуникации и позволяет выйти из ситуации психологической игры.[1]

Анализ скрытых тразакций позволяет рассмотреть коммуникативную ситуацию на предмет присутствия в ней элементов, определяющих коммуникацию в качестве психологической игры, выявив скрытые неосознанные мотивы ее участников. Кроме того, анализ скрытых транзакций позволяет выделить возможные направления корректировки процесса деловой коммуникации уже на уровне отдельных коммуникативных ситуаций. Следовательно, мы можем предположить, что применение анализа скрытых транзакций, позволяющего детально рассмотреть коммуникативную ситуацию, открывает возможности для глубинного исследования феномена деловой коммуникации, так как позволяет в полной мере учесть психологические явления, возникающие в процессе общения, наиболее полно отображая цели и задачи коммуникантов и позволяя сделать вывод о соответствии поведения коммуниканта его статусно-ролевой позиции.

Таким образом, метод анализа скрытых транзакций позволяет учесть все выделенным нами характерные черты деловой коммуникации и является, на наш взгляд, оптимальным методом для исследования феномена деловой коммуникации, так как позволяет подготовить полноценную информацию для определения форм совершенствования общей теории и практики деловой коммуникации и тем самым реализовать поставленную цель.

Список литературы:

1.Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. М.: Эксмо, 2012. – 1124С.

2. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют в России. Психологические игры новой России. Изд.П, дополненное — М.: Академический проект, 2008. — 179С.

3. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М Прохоров . – 2-е изд., перераб. и доп . – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 . – 1456 с

Просмотров работы: 2561