СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Денисова В.В. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От качества деятельности налоговой службы при осуществлении администрирования налогов и сборов зависит степень полноты и своевременности пополнения бюджета, наличие необходимой доходной базы для осуществления расходных обязательств Российской Федерации и ее субъектов.

Специальные налоговые режимы, существующие в налоговой системе Российской Федерации и предусматривающие льготный порядок налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса, позволяют говорить о предпринимателе, как одном из ключевых субъектов рыночной экономики. От его предрасположенности к инновациям, инвестиционных возможностей, стремлений создать новый продукт, зависит будущее состояние экономики. Создать наилучшие условия для предпринимателя, снизить его финансовые, временные и иные издержки при взаимодействии с различными контролирующими государственными структурами, организовать благоприятный инвестиционный климат – первоочередные задачи, стоящие перед российскими законодателями. В связи с этим одной из главных проблем российского налогового администрирования на данный момент выступает его излишняя сложность, а также отсутствие качественного и своевременного информационного обеспечения граждан, вследствие чего налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же условиях, уклоняются от уплаты налогов, что порождает не только недополучение бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и неравенство условий экономической деятельности.

Применение одного из специальных налоговых режимов позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, налога по упрощенной системе налогообложения или приобретением патента соответственно совокупность следующих налогов:

1. Для организаций: налог на прибыль; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); налог на имущество организаций.

2. Для индивидуальных предпринимателей (ИП): налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Применение конкретного специального налогового режима возможно при соответствии организаций и ИП определенным требованиям, установленным НК РФ.

По данным ФНС на 1 января 2014 года на режимах налогообложения находится 6,84 млн. налогоплательщиков, в том числе на специальных – 5,19 млн. лиц (75,88%). При этом единый сельскохозяйственный налог платят 146,7 тыс. лиц, единый налог на вмененный доход – 2717,1 тыс. лиц, налог по упрощенной системе налогообложения – 2334,7 тыс. лиц. Что касается патентной системы налогообложения– это простой, понятный и, на удивление, невостребованный налоговый режим в Российской Федерации. По итогам 2013 года на 3 420 092 индивидуальных предпринимателя приходилось всего 88 688 патентов, то есть, получается, что патенты приобрели не более 3% предпринимателей. Возможно, такая ситуация связана с тем, что патентная система налогообложения в нынешнем ее виде действует всего второй год, а может быть, потому что плюсы патента во многом дублируются другими специальными налоговыми режимами: УСН и ЕНВД.

В Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Омской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 1017 налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. При этом 61% из них числится на упрощенной системе налогообложения. Следует отметить, что налоговые поступления в инспекции по специальным налоговым режимам за 2011-2013 г. выросли на 16,3%, и в большей степени за счет платежей по упрощенной системе налогообложения, которые увеличились на 34%.

При анализе деятельности контрольного блока инспекции было обнаружено сокращение количества проводимых выездных налоговых проверок налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения в 2013 году на 53% по отношению к 2011 году. Что повлияло на снижение сумм доначислений по специальным налоговым режимам на 42%.

Текущее состояние контрольного блока инспекции позволило выявить проблемы в области налогового администрирования специальных налоговых режимов:

1) отсутствие должного внимания к предварительному контролю, в арсенал которого входят профилактические мероприятия по предупреждению нарушений налогового законодательства;

2) высокая текучесть кадров в контрольном блоке, а также отсутствие необходимого комплекса теоретических знаний у вновь принимаемых на службу сотрудников;

3) халатность, неорганизованность и бездейственность сотрудников инспекции при проведении камеральных налоговых проверок деклараций, представленных налогоплательщиками, находящимися на специальных режимах. Так, в ходе исследования были установлены следующие нарушения: а) невыявление неправомерных занижений налоговой базы по упрощенной системе налогообложения; б) отсутствие в инспекции документов, подтверждающих расходы налогоплательщиков единого налога на вмененный доход на страхование, которые позволяют уменьшить суммы уплачиваемых налогов; в) прием от налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога пояснений, необъясняющих причин расхождений данных между бухгалтерской и налоговой отчетностью;

4) неоднозначность и недосказанность налогового законодательства, вызывающие у налогоплательщиков: а) затруднения при принятии к учету определенных расходов на упрощенной системе налогообложения; б) сложности при расчете численности работников налогоплательщиков единого налога на вмененный доход; в) противоречия признания отдельных доходов налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога при определении статуса сельхозтоваропроизводителя.

В качестве мероприятий по повышению эффективности деятельности инспекции в области налогового администрирования специальных налоговых режимов были предложены следующие:

1) совершенствование предварительного контроля в целях повышения уровня выполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Предложенная в работе идея по созданию информационного центра при Управлении ФНС России позволит избежать хаотичного информирования налогоплательщиков и повысить уровень их налоговой грамотности;

2) повышение уровня квалификации государственных служащих. При Управлениях ФНС должны быть разработаны комплексные программы повышения квалификации сотрудников налоговых органов. И вновь принимаемый работник должен проходить предварительное обучение в рамках своего направления. В целях минимизации затрат на проведение данных мероприятий предлагается проводить обучение дистанционно с помощью видео конференций. У инспекторов появится возможность на местах получать необходимые знания и новейшую информацию, как по изменениям в налоговом законодательстве, так и по оптимизации работы в своей области.

3) внесение конкретных изменений в Налоговый Кодекс РФ в целях снижения неопределенности и избегания двояких толкований конкретных норм налогового законодательства: а) дополнение перечня расходов, учитываемых предпринимателями на упрощенной системе налогообложения; б) пояснение порядка определения численности работников при использовании одновременно с единым налогом на вмененный доход другого режима налогообложения; в) уточнение перечня доходов, учитываемых при определении статуса сельхозтоваропроизводителя, в целях применения единого сельскохозяйственного налога.

В целях снижения негативного влияния инспекции на окружающую среду предлагается: внедрять наилучшие существующие технологии по утилизации мусора, снизить выбросы вредных веществ транспортных средств посредством их перевода на более экологичное топливо. Для улучшения работы по охране труда следует: проверять и приводить к норме освещения помещений; контролировать электропроводки; проводить периодические медосмотры с целью выявления профессиональных заболеваний.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2013-2015 гг. налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности. Проводимая налоговая политика должна быть прозрачна и предсказуема, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

2. Граубергер А.В., Пряхина И.Л. Проблемы и предложения развития налогового администрирования специальных налоговых режимов в РФ. Инновационное развитие народного хозяйства: производство, бухгалтерский учет, финансы / материалы II научно-практической конференции студентов, Омск – 2013., С 159-162

3. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: учебник для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение". –М.: ИТК "Дашков и К"-2012.-296 с.

Просмотров работы: 2450