АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЗАО «ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ» ЧЕРЛАКСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЗАО «ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ» ЧЕРЛАКСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Опанасюк Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждая коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли, особое внимание должна уделять финансовым результатам своей деятельности [1]. Так как финансовые результаты характеризуются уровнем рентабельности и суммой полученной прибыли, то организациям, в первую очередь, необходимо рассматривать финансовые результаты именно с этих двух аспектов.

Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль характеризует рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Акционерное общество «Елизаветинское» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, зарегистрировано Главой администрации Черлакского района Омской области.[4] Место нахождения Общества (его исполнительных органов и документов): Российская Федерация, 646265, Омская область, Черлакский район, с. Елизаветинка [3].

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются: производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VPП);

  • ее структуры (УДi);

  • себестоимости (Сi);

  • уровня среднереализационных цен (Цi) [2].

Наибольшую долю реализации продукции в выручке ЗАО «Елизаветинское» составляет реализация молока цельного (87,66%).

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить методом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 1. За счет увеличения объема реализации молока цельного в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2676 ц, прибыль от его реализации увеличилась на 25,92 тысяч рублей, поскольку цена реализации молока увеличилась на 0,09 тыс. руб. /ц, то прибыль увеличилась на 2261,16 тысяч рублей. А увеличение себестоимости на 0,1 тысяч рублей /ц привело к сокращению прибыли в 2012г. на 2512,4 тыс. руб. по сравнению с 2011г.

Таблица 1. Расчет прибыли от реализации молока цельного в ЗАО «Елизаветинское» за 2011 – 2012 гг., 2012-2013 гг., 2011-2013 гг.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

Относительное отклонение, %

2011-2012 гг.

2012-2013 гг.

2011-2013 гг.

Объем реализации продукции (VPП), ц

25286

25124

24401

111,92

71,89

96,50

Себестоимость (Сi), тыс. руб./ц

1,18

1,28

0,96

108,47

75,00

81,36

Среднереализационная цена (Цi), тыс. руб./ц

1,02

1,11

0,90

108,82

81,08

88,24

Прибыль (убыток) от реализации (Пр), тыс. руб

-4045,76

-4271,08

-1464,06

105,57

34,28

36,11

За счет сокращения объема реализации молока в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 7062 ц, прибыль от его реализации увеличилась на 122,91 тысяч рублей. Поскольку цена реализации молока уменьшилась на 0,21 тысяч рублей /ц, то прибыль сократилась на 5124,21 тысяч рублей. А сокращение себестоимости на 0,32 тысяч рублей /ц привело к увеличению прибыли в 2013г. на 7808,32 тысяч рублей по сравнению с 2012г.

В связи с сокращением объема реализации в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 885 ц, прибыль сократилась на 141,6 тысяч рублей, поскольку цена реализации молока уменьшилась на 0,12 тысяч рублей /ц, прибыль сократилась на 2928,12 тысяч рублей. За счет сокращения себестоимости на 0,22 тысяч рублей /ц прибыль увеличилась в 2013г. на 5368,22 тысяч рублей по сравнению с 2011г.

Рассчитаем изменение рентабельности молока цельного ЗАО «Елизаветинское», используя данные, приведенные в таблице 2.

Полученные результаты показали, что уровень рентабельности молока цельного повысился на 7,03% в связи с сокращением себестоимости на 0,32 тыс. рублей /ц в 2013 г. по сравнению с 2012 г., поэтому рентабельность молока увеличилась на 23,44%, но при этом рентабельность одновременно и сократилась на 16,41% в связи с сокращением цены на 0,21 тыс. руб. /ц

Таблица 2.Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности по молоку цельному ЗАО «Елизаветинское» за 2012 – 2013 гг.

Показатель

2012 год

2013 год

Абсолютное отклонение, +/-

Изменение рентабельности под влиянием факторов

Объем реализации продукции (VPП), ц

25124

24401

-7062

х

Себестоимость (Сi), тыс. руб./ц

1,28

0,96

-0,32

х

Среднереализационная цена (Цi), тыс. руб./ц

1,11

0,90

-0,21

х

Прибыль (убыток) от реализации (Пр), тыс. руб

-4271,08

-1464,06

-5735,14

х

Общее изменение рентабельности

х

х

х

7,03%

За счет изменения уровня отпускных цен

х

х

х

-16,41%

За счет изменения уровня себестоимости продукции

х

х

х

23,44%

Общее изменение рентабельности молока цельного:

В том числе за счет изменения:

  1. среднего уровня отпускных цен

  1. уровня себестоимости продукции

Предположим, что ЗАО «Елизаветинское» увеличит объем реализации молока цельного с 24401 ц до 29000 ц, то резерв увеличения суммы прибыли будет равен 60900 тысяч рублей.

В результате сокращения себестоимости на 0,2 тыс. руб./ ц прибыль от реализации молока ЗАО «Елизаветинское» увеличится на 37240 тысяч рублей.

Для того чтобы привлечь покупателей и повысить конкурентоспособность произведенного молока, а тем самым и предотвратить убытки, ЗАО «Елизаветинское» необходимо улучшить качество продукта путем покупки новых пород коров, таких как черная пестрая, красная степная, у которых содержание жира в молоке - 3,5-3,8 % и белка - 3,12-3,54 %.

Библиографический список

  1. Васильева Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий / Л.С. Васильева – М.: Издательство «Экзамен», - 2008. – 319 с.

  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В Савицкая –М.: ИНФРА, 2009.-536 с.;

  3. Устав ЗАО «Елизаветинское» Черлакского района Омской области

  4. Гражданский кодекс РФ, глава 4, статья 50 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 2612