Процесс овладения знаниями для студентов имеет ряд особенностей и трудностей. Дело в том, что обучение студентов происходит в условиях, когда личность обучаемого во многом уже сформировалась и для учебы приходится отводить время. Психологический аспект этой проблемы связан, прежде всего, с особенностями обучающихся: различным отношением к учебной деятельности. Неодинаковое отношение к учебной деятельности обусловливается тем, что учение имеет для них различный «личностный смысл». В каждом конкретном случае обучающихся побуждают к учению те или иные мотивы или система мотивов, разных по своей значимости.
Целью данной исследовательской работы являлся анализ мотивации студентов нашего образовательного учреждения при выборе специальности и обучении, состояние учебной мотивации у студентов и возможные различия ведущих учебных мотивов у студентов.
Мной было проведено анкетирование среди студентов филиала по методике Дубовицкой.
В анкетировании приняли участие 740 студентов дневного отделения в возрасте от 16 до 20 лет. Опрос проводился трижды: в 2008 и 2009и 2014 годах, с целью выявления динамики ведущих мотивов. Студентам были предложны следующие вопросы:
Причины, по которым вы выбрали специальность, которой обучаетесь
Выбор профессии был устойчивым или вы колебались?
Как вы считаете, удастся ли вам овладеть специальностью на высоком качественном уровне?
Полученные результаты, представлены в таблицах и на графиках.
В процессе анализа результатов анкетирования мы выяснили, что если в 2008 году ведущим мотивом выбора специальности была, высокая заработная плата, то в 2009 году первое место занимает другая причина: «нравится специальность», 2014 году доминирует причина «интересно».
В 2008 году причина («престижность профессии») была на третьем месте, а в 2009 году приоритеты изменились: и третью позицию занимает другая причина - «высокая заработная плата». В 2014 году на третье место вышли причины «нравится» и «высокооплачиваемая работа», набравшие практически одинаковое количество голосов.
Причина (« востребованность профессии на рынке труда») осталась на втором месте как в 2008, так и в 2009гг, но в 2014 году на второе место вышла причина «нравится работа с компьютером»
В связи с изменением формы итоговой государственной аттестации при получении среднего (полного) образования в 2009 году появляется новая причина: «решил миновать сдачи ЕГЭ», поэтому многие школьники поступили в филиал с аттестатом основного (общего) образования, закончив, при этом 10 классов. Опрос 2014 года показал, что данная причина остается актуальной , и её удельный вес в совокупности увеличился с 1,34% в 2009 году до 3.7% в 2014 .
Следующий вопрос анкетирования касался устойчивости выбора профессии.
Устойчивость выбора в 2009 году повысилась на 6,2%, а в 2014 – на 11,8% по сравнения с 2008годом. Неустойчивость выбора повысилась на 1,9% в 2009 и снизилась на 4,4% в 2014году по сравнению с 2008 годом, но профессия «близка к желаемой», т.к. абитуриенты делали свой выбор исходя из наличия бюджетных мест, или не пройдя по конкурсу в ВУЗ. В 2014 году по сравнению с предыдущим годом устойчивость выбора снизалась на 3,1%, в то же время неустойчивость выбора увеличилась на 7,8%.
Вопрос анкетирования «уверенность в овладении профессией на высоком качественном уровне» дал следующие результаты:
абсолютная уверенность в 2009 году снизилась на 6,4%, а в 2014 году она снизилась на 8,5% по сравнению с 2008 годом ; «скорее уверенных» стало больше на 15 % в 2009 году, а в 2014 их стало больше на 11,9%, по сравнению с уровнем 2008 года, совершенно неуверенных стало меньше на 0,7% в 2009 году, и на 1,3% в 2014.
Количество затрудняющихся ответить на данный вопрос сократилось на 8,2% в 2009 году, и на 1,9 % в 2014 году.
Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Устойчивость выбора профессии возросла, на в то же время уверенность в овладении профессией снизилась.
Таблица 1
Причины, по которым студенты выбрали свою специальность :
Количество ответов |
Структура, % |
откло нение в 2014 году по срав нению с 2013, % |
|||||||
2008 |
2009 |
2013 |
2014 |
2008 |
2009 |
2013 |
2014 |
||
Нравится |
45 |
48 |
47 |
30 |
9,8 |
4,9 |
9,3 |
6,9 |
-2,39 |
Интересно |
36 |
83 |
48 |
44 |
7,9 |
8,5 |
9,5 |
10,1 |
0,62 |
Близко к дому |
2 |
3 |
13 |
16 |
0,4 |
0,3 |
2,6 |
3,7 |
1,11 |
Высокооплачиваемая работа |
60 |
109 |
28 |
30 |
13,1 |
11,2 |
5,5 |
6,9 |
1,36 |
Вдруг пошел и поступил |
6 |
13 |
20 |
11 |
1,3 |
1,3 |
3,9 |
2,5 |
-1,42 |
Уже есть место работы |
5 |
2 |
5 |
6 |
1,1 |
0,2 |
1,0 |
1,4 |
0,39 |
Нравится |
55 |
153 |
52 |
40 |
12,0 |
15,7 |
10,3 |
9,2 |
-1,08 |
Привлекает работа с компьютером |
29 |
67 |
44 |
34 |
6,3 |
6,9 |
8,7 |
7,8 |
-0,88 |
Привлекает общение с людьми |
14 |
4 |
10 |
19 |
3,1 |
0,4 |
2,0 |
4,4 |
2,39 |
Умственная работа |
3 |
8 |
24 |
15 |
0,7 |
0,8 |
4,7 |
3,4 |
-1,29 |
По совету друзей,родителей |
41 |
101 |
49 |
28 |
9,0 |
10,4 |
9,7 |
6,4 |
-3,24 |
Не было альтернатив |
10 |
48 |
15 |
9 |
2,2 |
4,9 |
3,0 |
2,1 |
-0,89 |
Востребованная |
50 |
124 |
44 |
20 |
10,9 |
12,7 |
8,7 |
4,6 |
-4,09 |
Престижное учебное заведение |
10 |
32 |
19 |
25 |
2,2 |
3,3 |
3,7 |
5,7 |
1,99 |
Не поступил в ВУЗ |
34 |
4 |
4 |
6 |
7,4 |
0,4 |
0,8 |
1,4 |
0,59 |
Мечтал о профессии с детства |
7 |
24 |
9 |
9 |
1,5 |
2,5 |
1,8 |
2,1 |
0,29 |
Отсрочка от армии |
5 |
2 |
6 |
4 |
1,1 |
0,2 |
1,2 |
0,9 |
-0,27 |
Перспективно |
12 |
80 |
19 |
20 |
2,6 |
8,2 |
3,7 |
4,6 |
0,84 |
Хотят работать по специальности |
9 |
6 |
6 |
15 |
2,0 |
0,6 |
1,2 |
3,4 |
2,26 |
Легко учиться |
7 |
11 |
7 |
15 |
1,5 |
1,1 |
1,4 |
3,4 |
2,06 |
Ради бюджетного места |
4 |
4 |
6 |
5 |
0,9 |
0,4 |
1,2 |
1,1 |
-0,04 |
Ради знаний, образования |
13 |
29 |
16 |
18 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
4,1 |
0,97 |
Не захотел в ВУЗ |
1 |
5 |
1 |
1 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,03 |
Побоялся ЕГЭ |
13 |
15 |
16 |
0,0 |
1,3 |
3,0 |
3,7 |
0,71 |
|
Итого |
458 |
973 |
507 |
436 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 2
Уверенность в овладении профессией на высоком качественном уровне
№ п/п |
Как вы считаете удастся ли вам овладеть специальностью на высоком уровне? |
||||||||
Варианты ответов |
2008 год |
2009 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
Количество |
структура, % |
Количество |
структура, % |
Количество |
структура, % |
Количество |
структура, % |
||
1 |
Совершенно уверен |
56 |
32 |
101 |
25,6 |
50 |
29,4 |
25 |
24,5 |
2 |
Скорее уверен |
77 |
44 |
233 |
59,0 |
75 |
44,1 |
57 |
55,9 |
3 |
Скорее неуверен |
9 |
5,1 |
22 |
5,6 |
17 |
10,0 |
11 |
10,8 |
4 |
Совершенно неуверен |
4 |
2,3 |
6 |
1,5 |
3 |
1,8 |
1 |
1,0 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
29 |
16,6 |
33 |
8,4 |
25 |
14,7 |
8 |
7,8 |
Итого |
175 |
100 |
395 |
100,0 |
170 |
100,0 |
102 |
100,0 |
Таблица 3.
Устойчивость выбора.
№ п/п |
Выбор профессии был устойчивым или вы колебались? |
||||||||
Варианты ответов |
2008 год |
2009 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
Коли чество |
струк тура,% |
Коли чество |
струк тура,% |
Коли чество |
струк тура,% |
Коли чество |
струк тура,% |
||
1 |
Выбор был устойчивым, без колебаний |
72 |
41,1 |
187 |
47,3 |
90,0 |
52,9 |
49,0 |
48,0 |
2 |
Выбор был не устойчивый,профессия близка к желаемой |
85 |
48,6 |
160 |
40,5 |
70,0 |
41,2 |
39,0 |
38,2 |
3 |
Выбор неустойчивый,профессия далека от желаемой |
18 |
10,3 |
48 |
12,2 |
10,0 |
5,9 |
14,0 |
13,7 |
Итого |
175 |
100 |
395 |
100,0 |
170,0 |
100 |
102,0 |
100,0 |
Анализ результатов анкетирования так же свидетельствует о том, что необходима система мероприятий, направленных на повышение мотивации к обучению и уверенности в овладении профессией на высоком качественном уровне:
Проводить профориентационную работу среди выпускников школ и абитуриентов;
Проводить тематические классные часы, посвященные выбранной специальности;
Организовать экскурсии на предприятия с целью более глубокого знакомства со спецификой выбранной профессии;
Разнообразить формы проведения месячников по специальностям;
Организовать на базе библиотеки филиала и передвижной библиотеки в общежитии выставки книжных новинок и периодических изданий , отражающих тенденции развития профессий;
Размещать и обновлять на сайте филиала информацию о специальностях;
Создать тематические стенды в кабинетах спецдисциплин;
Выпускать ежемесячные тематические газеты «Тайны профессии»;
Использовать ресурсы электронной библиотеки головного ВУЗа через интернет в библиотеке филиала.
5