1.Пояснительная записка
Бисероплетение зародилось ещё в Древнем Египте и, передаваясь из поколения в поколение, оно сохранилось и в наши дни. Работа с бисером привлекает не только детей, но и подростков, и мам, которые с удовольствием плетут различные поделки и украшения.
Бисероплетение актуально тем, что развивает у детей художественный вкус, мелкую моторику рук, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и внимательности, и, в конечном итоге, приносит огромное удовлетворение.
Бисерные изделия, созданные своими руками, являются замечательным подарком для родных и близких. А также их можно использовать, как декор к комнате или одежде.
Цель программы: развитие личностно - мотивационной сферы младшего школьника.
Задачи программы
Обучающие:
познакомить учащихся с историей развития бисероплетения;
научить младших школьников технике бисероплетения.
Развивающие:
развить у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
развивать внимание и психические процессы: восприятие, логическое мышление, память, воображение;
развивать навыки учебной деятельности: копирования образца, выполнения действий по инструкции учителя, произвольность.
Воспитательные:
формировать умение работать в группе;
воспитывать эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;
прививать интерес к культуре своей Родины, истокам народного творчества.
Принципы программы:
Принцип развивающего обучения. Данная программа призвана развивать у детей умение репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, побуждать творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип доступности. Содержание, методы и формы обучения соответствуют возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, что помогает легче усваивать материал. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.
Кружковая деятельность формирует такие качества как взаимопомощь старательность, трудолюбие, ответственность.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Образовательная программа рассчитана на 1 месяц. Общая продолжительность обучения составляет 11 часов.
Методика предусматривает проведение занятий в формах: фронтальной, индивидуальной.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Занятия проводятся в течение двух недель, один раз в день в 1-4 классах. Всего 11 часов.
Количество учащихся в группе - 10 человек.
Полученные знания, умения, навыки, сформированные компетенции могут быть реализованы в процессе участия в конкурсах, на уроке рисования.
2.Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1
Введение в программу
Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. Плетение веточки.
1
2
Плетение цветка - Пролеска
2
3
Мышка
1
4
Змейка
1
5
Божья коровка
1
6
Ящерка
1
7
Мотылек
1
8
Рыбка
1
9
Грибок
1
10
Фиалка
1
3.Содержание образовательной программы
Тема 1.Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. История развития бисероплетения, виды бисера. Материалы и приспособления. Плетение веточки
Основные понятия: правила безопасности, бисер и его виды, леска.
Формы занятий: фронтальная.
Формы работы на занятии: беседа, рассказ.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение.
наглядные: показ педагогом приемов исполнения.
практические: плетение веточки.
Тема 2.Плетение цветка - Пролеска
Беседа о происхождении цветка.
Основные понятия: лепесток, стебель, пролеска.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная.
Формы работы на занятии: индивидуальная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: показ педагогом приемов исполнения.
практические: изготовление цветка.
Тема 3.Мышка
Высказывания детей о том, кто такие мышата, хорошие они или плохие, чем отличаются они от крыс.
Основные понятия: мышки, крысы.
Формы занятий: фронтальная.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, убеждение.
наглядные: показ педагогом приемов исполнения.
практические: изготовление мышонка.
Тема 4.Змейка
Теоретические сведения о змеях: питание, ядовитость, обитание.
Основные понятия: змеи.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Формы работы на занятии: практическая работа в группах.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: показ педагогом приемов исполнения, презентация, схемы.
практические: изготовление змейки.
Тема 5.Божья коровка
Теоретические сведения. Обучение работы со схемами.
Основные понятия: Божья коровка
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Формы работы на занятии: беседа, практическая работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: демонстрация образцов: презентация, картинки, схемы плетения.
практические: изготовление божьей коровки.
Тема 6.Ящерка
Теоретические сведения, добытые из загадки. Изготовление ящерки. Работа по схемам.
Формы занятий: фронтальная.
Формы работы на занятии: практическая работа в группах.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: показ иллюстраций и картинок, презентация, схема.
практические: изготовление ящерки.
Тема 7.Мотылёк
Обсуждение о том, кто такие мотыльки и чем они отличаются от бабочек. Плетение мотылька. Работа со схемами.
Основные понятия: мотылек, бабочка.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная.
Формы работы на занятии: беседа, практическая работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: презентации, схемы, показ учителя.
практические: изготовление мотылька.
Тема 8.Грибок
Теоретические сведения: съедобные и ядовитые грибы, распространенные съедобные грибы на Сахалине. Плетение грибка. Работа со схемами.
Основные понятия: грибок.
Формы занятий: индивидуальная, фронтальная.
Формы работы на занятии: беседа, практическая работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: показ слайдов, схемы, картинки.
практические: изготовление грибка.
Тема 9.Рыбки
Основная характеристика рыб, необходимая для её плетения. Работа со схемами.
Основные понятия:
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Формы работы на занятии: практическая.
Методы:
словесные: беседа, объяснение.
наглядные: применение мультимедийной презентации, схема.
практические: изготовление рыбки.
Тема 10.Итоговое занятие. Прощальный цветок - фиалка
Изготовление фиалки. Подведение итогов.
Основные понятия: фиалка.
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Формы работы на занятии: объяснение, самостоятельная работа.
Методы:
словесные: беседа, объяснение, рефлексия.
наглядные: применение мультимедийной презентации, схемы.
практические: плетение фиалки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:
объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
исследовательские методы обучения (овладение детьми самостоятельной творческой работы).
В результате занятий учащийся должен знать:
название и назначение материалов (бисер, стеклярус, леска, проволока, нитки).
В результате занятий учащийся должен уметь:
работать с бисером и ему прилагающим.
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
под руководством преподавателя проводить анализ изделия.
планировать последовательность изготовления изделия
осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
В результате занятий учащийся должен получить навыки:
выделения главной мысли в содержании текста.
работать с маленькими вещами.
Механизмом оценивания получаемых результатов овладения учащимися содержанием программы являются:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ;
мониторинг отслеживания результатов.
и др.
В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать результат с наглядным примером.
Использовать информацию в жизни
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
обобщать, делать несложные выводы;
овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности.
Оценка успешности проведённой работы определяется:
степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведением учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
4.Методическое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства
Классная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Бисер
Проволока/леска
Схемы
5.Список литературы
Петрунькина А. Фенечки из бисера. СПб.: Кристалл, 2000. 192 с.
Сахненко Е.Н. Игра в бисер. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 247 с.
6.Приложение
Включает:
схемы