ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Алиева Н.З. 1, Гнездилова В.Б. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Философское осмысление адаптации человека к техносреде обитания, коэволюции техногенного человека с антропогенной техносредой требует рассмотрения новой составляющей идентичности – “идентичности со средой”. Человек всегда находится в некой среде, к которой можно отнести: природную среду или “первую природу” с растительным и животным миром, климатом и т.п.; среду “второй природы” – преобразованную человеком природную среду; среду “третьей природы” – искусственный мир, созданный человеком с технообъектами, артефактами; социальную среду – общество, которое дает определенное качество жизни. Наше исследование добавляет среду конвергентных технологий, которые делают возможным изменить не только среду, но и самого человека, его природу, телесность. Именно эта среда станет основой идентификации человека в современном мире. И хотя исследователи отмечают, что термин «средовая идентичность» не благозвучен для русского языка, но он может внести новое качество идентичности человека, новый Я-образ. Так конвергентные технологии несут возможность бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые, что ведет его к бесконечной жизни и бессмертию. Актуальность исследований по данной научной проблеме обусловлена необходимостью философского осмысления специфики изменения природы человека и его идентичности в среде конвергентных технологий.

В дискурс философии науки необходимо встроить конвергентные технологии не только в качестве среды, но и движущей силы изменения человека как вида, что приводит к изменению идентичности человека, понимания самого себя. В современном мире особое значение приобретает сетевая коммуникация. А вместе с ней возникает и иная реальность, которую мы называем виртуальной. Существует понимание различных видов виртуальной реальности в зависимости от источника, её порождающего. Это виртуальность, порождаемая компьютерной техникой; созданная психотропными веществами, а также рожденная человеческим мозгом. К последнему виду относится творчество, воображение и т.п. Как осознает себя человек в виртуальной реальности? Какие изменения происходят с его идентичностью? Ответы на эти вопросы ищут разные науки: философия, антропология психология и др. Все они отмечают, что меняется индивидуальная идентичность, отношение человека к самому себе. Человек погружается в глубины своего сознания. Это может дать потенциал активности, созидания, творчества, креативности. А может привести к пассивному уходу от реальности, убеганию от неё в виртуальный мир. Такой феномен получил название эскапизма. Если под виртуальным понимать вторичный мир, созданный человеческой фантазией, то эскапизмом можно считать многое: творчество, чтение книг, просмотр телевидения, компьютерные игры, общение в Интернете и т.п.

Эскапизм (от англ. Escape – выход, уход, исход) как бегство от реальности мира известен не только современности, но и древности. Эскапистами были греческий философ Диоген, живущий бочке, Гераклит, уединившийся в горах, монахи Средневековья, декаденты XIX века, хиппи XX века. Общее для них – уход от реалий мира. Символом эскапизма можно считать библейский символ «башни из слоновой кости», экзистенциальный образ которой уход в нереальность, мир фантазий и творчества. Отношение общества к эскапизму всегда было разным: «идиотизм» в Античности, почитаемость монашества в Средние века, привилегированность «богемы» декаденства XIX века. В настоящее время мнении об эскапизме разнятся в силу того, что феномен эскапизма имеет несколько видов: физический эскапизм – убегание человека из мегаполиса в глушь от шума и суеты городов в тишину и покой природы; виртуальный эскапизм – уход из реальности в виртуальный мир – Интернета сетевых сообществ, компьютерных игр, позволяющий «убегать» от реального мира в мир фантазий и иллюзий; рабочий эскапизм – уход в работу с целью построения карьеры, зарабатывания денег как бегство от проблем реальной жизни; творческий эскапизм, позволяющий человеку создавать свой собственный мир и жить в нем. Это мир, созданный творцами древних мифов, современных фантастических миров, населенный фантастическими созданиями и героями; психотропный или наркотический эскапизм как алкоголизм или наркомания, который перемещает человека в мир галлюцинаций и привносящий иллюзию счастья и удовольствия; религиозный эскапизм, который позволяет человеку чувствовать связь с иным миром, отличным от мира повседневного и позволяющий претерпевать бедствия реального мира в общении с Богом в надежде на вечную жизнь. Во всех случаях эскапистская деятельность и эскапистское сознание формирует новую идентичность, новые Я-образы. Эскапизм дает возможность самореализации тем, кто чувствует ее недостаток в повседневной жизни

Таким образом, наступивший ХХI век с появлением конвергентных технологий изменяет не только формы нашей деятельности, но и нас самих. Конвергентные технологии становятся трансформативными техниками, ведущими к изменению человека как вида, влекущему за собой изменение телесности и идентичности человека - понимания человеком себя «как такового».

Тема телесности получила новое осмысление в свете современных технологий виртуальной реальности. Компьютерные технологии создают виртуальные миры, в которые человек убегает от реальности. В такой квазиреальности человек может менять свой Я-образ, трансформируясь в новое виртуальное тело и приобретая новую телесность.

Литература

  1. Абдужамалова М.А., Алиева Н.З., Шевченко Ю.С. Проблемы взаимодействия современных технологий и социума / Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 156.

Просмотров работы: 1066