ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕМЕСЛО» ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕМЕСЛО» ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

Поселенов А.В. 1
1Волгоградский Государственный Социально-педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель:создание условий для успешной социализации учеников.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- коррекция двигательных и интеллектуальных дефектов средствами учебной дисциплины;

- формирование позитивного отношения к производительному труду.

Трудовое обучение вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Занятия по трудовому обучению способствуют эстетическому воспитанию школьника, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии, развивают воображение, пространственные представления. Кроме того, в ходе занятий происходит коррекция моторных навыков, частичная компенсация интеллектуальной недостаточности.

Роль трудового обучения в общем образовании школьника определяет следующие цели обучения в школе: овладение знаниями, необходимыми в повседневной практической деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, формирование представлений о материалах, используемых в производстве, профориентационная работа.

Рабочая программа по трудовому обучению определяет базовый уровень подготовки обучающихся в соответствии с необходимым, но достаточным уровнем образования.

Программа рассчитана на обучающихся коррекционной школы VIII вида со сложной структурой дефекта, с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья, поэтому включает только принципиальный набор разделов и допускает возможность внесения изменений в ходе практической деятельности.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания, истории.

В процессе обучения школьники знакомятся с технологией работы с пластилином, изучают названия и способы изготовления основных геометрических фигур. Расширяется представление детей об использовании стандартных геометрических форм при изготовлении предметов окружающего мира: мебели, машин, архитектурных строений.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция двигательных навыков;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Перечень разделов (тем) программы 6 класс (ремесло) (136 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Пластилин и приспособления для лепки

4

2

Шар как геометрическая фигура, лепка шарообразных форм (колобок, шарик, мячик, снеговик)

10

3

Круг как геометрическая фигура, изготовление объектов круглой формы (колесо, блин, пуговица, солнце)

8

4

Изготовление аппликаций при помощи пластилина с использованием шарообразных и круглых форм.

10

5

Цилиндр как геометрическая форма, лепка деталей цилиндрической формы (бублик, шина, змея, кольцо)

12

6

Изготовление аппликаций с использованием круглых и цилиндрических форм.

10

7

Куб как геометрическая фигура, лепка кубических форм (мебель).

16

8

Квадрат как геометрическая фигура, лепка деталей квадратной формы

10

9

Треугольник как геометрическая фигура, изготовление деталей прямоугольной формы.

12

10

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

12

11

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

32

Таблица основных тем по четвертям

Таблица основных тем по четвертям

Тема

1 четверь

2 четверь

3 четверь

4 четверь

За год

Пластилин и приспособления для лепки

4

       

Шар как геометрическая фигура, лепка шарообразных форм (колобок, шарик, мячик, снеговик)

10

       

Круг как геометрическая фигура, изготовление объектов круглой формы (колесо, блин, пуговица, солнце)

8

       

Изготовление аппликаций при помощи пластилина с использованием шарообразных и круглых форм.

10

       

Цилиндр как геометрическая форма, лепка деталей цилиндрической формы (бублик, шина, змея, кольцо)

4

8

     

Изготовление аппликаций с использованием круглых и цилиндрических форм.

 

10

     

Куб как геометрическая фигура, лепка кубических форм (мебель).

 

10

6

   

Квадрат как геометрическая фигура, лепка деталей квадратной формы

   

10

   

Треугольник как геометрическая фигура, изготовление деталей прямоугольной формы.

   

12

   

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

   

12

   

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

     

32

 

Всего

36

28

40

32

136

Таблица контрольных и практических работ по четвертям

 

К.Р.

Пр.

Лаб.

Экск.

Разв. Р.

и т.п.

I

четверть

1

2

       

II

четверть

1

2

       

III

четверть

1

2

       

IV

четверть

1

2

       

Всего

4

8

       

Содержание учебного материала (6 класс)

Пластилин и приспособления для лепки

Теоретические сведения.

Пластилин, применение пластилина. Материал для изготовления пластилина, подготовка пластилина к работе. Стек и его предназначение, дощечка для лепки, её назначение. Техника безопасности при работе в мастерской, техника безопасности при работе с пластилином.

Умение. Разогрев пластилина в руках, разминание пластилина, смешение кусочков пластилина для получения различных комбинаций цветов.

Практические работы.

Разминание куска пластилина в руках для последующей его обработки, резка пластилина стеком.

Шар как геометрическая фигура, лепка шарообразных форм (колобок, шарик, мячик, снеговик)

Теоретические сведения.

Шар как геометрическая фигура. Предметы шарообразной формы в окружающем мире и в технике. Техника изготовления шара из пластилина. Способы проверки правильности изготовления шара (визуально и катанием по горизонтальной поверхности)

Умение. Изготовление шара раскатыванием куска пластилина между ладонями или между ладонью и дощечкой для лепки.

Практические работы. Изготовление шаров различного размера и цвета. Изготовление по образцу и с помощью учителя поделок: футбольный мяч, колобок, снеговик.

Контрольная работа

Изготовление шара заданного цвета и размера.

Круг как геометрическая фигура, изготовление объектов круглой формы (колесо, блин, пуговица, солнце)

Теоретические сведения.

Круг как геометрическая фигура. Предметы круглой формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления круга из пластилина (расплющиванием шара или нарезкой стеком из цилиндра). Способы проверки правильности изготовления круга.

Умение.

Изготовление деталей круглой формы.

Практические работы.

Изготовление моделей автомобильных колёс, пуговиц, аппликации с изображением солнца.

Изготовление аппликаций при помощи пластилина с использованием шарообразных и круглых форм.

Теоретические сведения.

Аппликация как форма изобразительного искусства. Техника изготовления аппликаций посредством нанесения пластилина на поверхность бумаги. Способы исправления дефектов аппликации. Использование стека при выполнении аппликаций.

Практические работы.

Изготовление аппликаций с изображением солнца, снеговика, колобка, яблока.

Цилиндр как геометрическая форма, лепка деталей цилиндрической формы (бублик, шина, змея, кольцо)

Теоретические сведения.

Цилиндр как геометрическая фигура. Предметы цилиндрической формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления цилиндров из пластилина раскатыванием пластилина между ладонями или между ладонью и дощечкой для лепки. Торцевание полученных цилиндров. Проверка правильности изготовления цилиндра катанием и визуально.

Практические работы.

Изготовление цилиндров с последующей доработкой внешнего вида до изображений змеи, кольца, бублика, автомобильной шины.

Изготовление аппликаций с использованием круглых и цилиндрических форм.

Теоретические сведения.

Цилиндр как геометрическая фигура. Предметы цилиндрической формы в окружающем мире и в технике. Техника изготовления аппликаций посредством нанесения пластилина на поверхность бумаги. Способы исправления дефектов аппликации. Использование стека при выполнении аппликаций.

Практические работы.

Изготовление аппликаций с изображениями ракеты, дерева с плодами, воздушного шара.

Куб как геометрическая фигура, лепка кубических форм (мебель).

Теоретические сведения.

Куб как геометрическая фигура. Предметы кубической формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления деталей кубической формы из пластилина. Проверка правильности изготовления деталей.

Практические работы.

Изготовление моделей шкафа, холодильника, стиральной машины, тумбочки, жилого многоэтажного дома.

Квадрат как геометрическая фигура, лепка деталей квадратной формы

Теоретические сведения.

Квадрат как геометрическая фигура. Предметы квадратной формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления деталей квадратной формы из пластилина. Проверка правильности изготовления деталей.

Практические работы.

Изготовление моделей телевизора, стула, стола, компьютера.

Треугольник как геометрическая фигура, изготовление деталей треугольной формы.

Теоретические сведения.

Треугольник как геометрическая фигура. Предметы треугольной формы в окружающем мире и в технике. Способы изготовления деталей треугольной формы из пластилина. Проверка правильности изготовления деталей.

Практические работы.

Изготовление изображений ёлки, модели ракеты, самолёта.

Изготовление аппликаций с использованием комбинированных геометрических форм.

Теоретические сведения.

Техника изготовления аппликаций посредством нанесения пластилина на поверхность бумаги. Способы исправления дефектов аппликации. Использование стека при выполнении аппликаций.

Практические работы.

Изготовление аппликаций с изображениями грузового автомобиля, легковой автомашины, мобильного телефона, цветка ромашки, сельского дома.

Изготовление объектов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

Теоретические сведения.

Цилиндр, шар, прямоугольник, треугольник, куб как геометрические фигуры. Предметы указанных форм в окружающем мире и в технике. Способы изготовления шара, треугольника, куба, прямоугольника, цилиндра из пластилина. Проверка правильности изготовления.

Практические работы.

Изготовление модели грузового автомобиля, модели самолёта, модели легкового автомобиля, модели космической ракеты, модели корабля.

К концу учебного года (6 класс) обучающийся должен:

знать:

  • способы изготовления из пластилина различных геометрических форм: шара, цилиндра, треугольника, куба, квадрата;

  • правила безопасной работы в мастерской трудового обучения;

  • назначение инструментов и приспособлений для лепки;

  • названия основных геометрических фигур

уметь:

  • Выполнять изготовление из пластилина деталей основных геометрических форм;

  • Соблюдать правила безопасной работы в мастерской;

  • Выполнять аппликации на бумаге с использованием пластилина;

  • Выполнять соединение деталей для получения поделки при помощи стека;

  • Выполнять соединение пластилиновых деталей без помощи стека.

Просмотров работы: 2552