ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Салихова Д.Р. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Увеличение численности пожилых людей во всем населении становится важной социально-демографической направленностью в сущности всех развитых стран. Как устроить жизнь престарелого человека добродетельной, заполненной интенсивной работой и наслаждением, как освободить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить нехватку общения, как ублаготворить его необходимости и интересы — эти и иные вопросы беспокоят в реальное время общественность всего мира.

Перемены в жизни человека в старости, связанное прежде всего с прекращением или ограничением трудовой деятельности, подрывают жизненные устои человека. Социальная помощь также требуется тем, у кого преобразовываются ценностные ориентиры, образ жизни и общение, а также возникают различные затруднения, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Эти проблемы становятся значительными в современных условиях, когда старые виды и способы социальной обеспеченности стали неподходящими, а новая система социальной защиты только создается.

Холостова Е.И. дает такое определение: «Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь» [3, с.699].

Многие годы система социального обслуживания пожилых граждан была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания. В нее входили дома – интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и частично психоневрологические интернаты. По различным оценкам и результатам исследований, можно судить, что среди проживающих в таких учреждениях насчитывается до 40 – 50% пожилых людей с нарушениями психики. С конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально – экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста, возникла острая потребность в переходе от прежней системы социального обеспечения к новой – системе социальной защиты населения [3, с.699].

Технологии социальной работы с пожилыми людьми ориентированы на их социальное обслуживание, которое в России осуществляется на основании Федерального закона от 4 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», Постановления Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»[1, с. 912].

К числу учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, относят: геронтологические центры, социальная помощь на дому, центры социального обслуживания населения, особые дома для престарелых, центры психолого-педагогической помощи, стационарные организации социального обслуживания, отделения дневного нахождения.

Характер социального обслуживания пожилых людей: социально-медицинское обслуживание на дому; неотложное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, смягчение социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Деятельность государственных и межгосударственных органов по повышению социального благополучия пожилых людей основана на единой системе ценностей и стратегий, однако, с учетом региональной и национальной специфики. На уровне Организации Объединенных Наций сформированы Группы принципов в отношении пожилых людей: 1) независимость, 2) участие, 3) уход, 4) реализация внутреннего потенциала, 5) достоинство. Они положены в основу социального законодательства большинства стран и являются своеобразными вестниками формирования новой политики в отношении старшего поколения. Эта политика предусматривает повышение уровня социальной интеграции пожилых людей в общество, увеличение их роли в общественной жизни, длительное сохранение автономности и независимости пожилого человека, повышение востребованности потенциала старшего поколения в различных секторах национального хозяйства и макросоциальном взаимодействии [4, с. 177-178].

В социальной работе с пожилыми людьми решаются следующие задачи: -предупреждение причин, вызывающих проблемы пожилых людей; - поддержание практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможностей самореализации и самовыражения пожилых людей. Предотвращения социальной изоляции, отстранения от активной жизни; - соблюдение равенства и учета возможностей пожилых людей при получении социальной помощи и услуг; - разделение подходов к решению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их состояние; - раскрытие индивидуальных потребностей пожилых людей в социальной помощи и обслуживании; - адресность при предоставлении социальных услуг с преимуществом содействия пожилым людям в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; - применение новых технологий социальной работы, которая направлена на удовлетворение потребностей пожилых людей.

Одной из главных целей социальная защита ставит избавление от нищеты престарелых людей, оказание материальной помощи, поддержании адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Благосостояние пожилого человека зависит от многочисленных факторов. Главной значимостью является сохранение здоровья, возможность ухаживать за собой, длительно передвигаться. Павленок П.Д. считает, что социальное медицинское обслуживание - это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления вдобавок пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах медицинской социальной помощи. При этом удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан. Особенно важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реабилитация. Принято считать, что инвалидные коляски, палки, кашель – это атрибуты старости, что старение и болезнь – это одно и то же. Многочисленные исследования в США показали, однако, что это не так. И престарелые могут быть активными и бодрыми. Социальные службы должны заботиться о физическом здоровье пожилых людей, призывать их (и способствовать созданию условий) заниматься зарядкой. Практика показывает, что благоприятно сказывается на здоровье всех, в том числе и пожилых людей, участие в соревнованиях, в марафонских забегах, «моржовых» купаниях, лыжных гонках и т.д. При этом важны не результаты, а само участие [2, с. 317-318]. Пожилые люди как объект социальной работы - это объект не только массовый, но и очень трудный. Численность пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение. Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства. Так же отметим, что социальные работники должны уметь предусматривать и новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей.

Список использованной литературы:

1. Волгина, Н.А. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 943 с.

2. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 560 с.

3. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова,– 6-е изд. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 860 с.

4. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. — 478 с.

Просмотров работы: 5591