ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ.

Козина А.В. 1
1Ульяновский государственный Педагогический Университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающих поколений.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Отношение как элемент системы экологического воспитания характеризуется психологическими установками школьников к природному и социальному окружению. В них проявляется система ценностей, выражающих сформированное мировоззрение. Отношения отражают психологический строй школьников, особенности восприятий им экологических проблем. Экологическое воспитание должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Социализация является ведущим фактором развития личности, всех её сфер и компонентов, включая экологическую культуру личности. По мнению Гришаевой Ю. М процесс развития экологической культуры в обществе полон противоречий [3, с. 37–42] .С одной стороны, экологические проекты расширяют возможности познания окружающего мира, расширяют кругозор, представления подрастающих поколений о нашей планете. С другой стороны, встают тревожные вопросы о стирании граней между «виртуальной» и живой природой в сознании ребёнка, отчуждении его от живой природы, изменении ценностного отношения к ней.Очевидна необходимость целенаправленного формирования экологического-воспитательного пространства, которое не только будет насыщенно развивающим контентом, но будет и пространством самореализации детей в их деятельности экологической направленности. Популярной сегодня и обладающей особым потенциалом в развитии у детей актуального позитивного экологического опыта является проектная деятельность (проектные технологии/метод проектов). Воспитательная деятельность может быть одним из компонентов экологических проектов – познавательных, творческих, игровых, художественных, краеведческих и других или основным содержанием детских проектов. В качестве результата социально-экологических проектов всегда будет выступать тот или иной медиапродукт экологического содержания, созданный самим детьми. .[1, C .5-7].

Это может быть экологическая газета, экологические страницы школьного сайта, презентации, экологическая реклама, экологическая почта, детский экологический медиа-центр, детский электронный журнал, новостные зелёные странички, а также информационно-экологические акции, радиопередачи, видеоролики, виртуальный экологический музей родного края и многие другие виды доступных детям медиапродуктов.

Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологической культуры способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем.

Список литературы

1. Глазачев С. Н. РИО +20: На пути к экологической культуре // Вестник МГГУ им. М. А.Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2012. – № 1. – С. 5–7.

2. Гришаева Ю. М. Социокультурное и информационное пространство мегаполиса как фактор воспитания экологической культуры детей и молодёжи // Вестник международной академии наук (Русская секция). – 2013. –Т.1 № 1. – С. 29–31

3. Гришаева Ю. М. Информатизация и экологизация как объективные тенденции модернизации высшего образования // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – № 2. – С. 37–42.

Просмотров работы: 1836