СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Мандрюкова О.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Институт семьи, как феномен человекообразующий приобретает в российском обществе все большее значение. Содержание функций и задач, стоящих перед современной семьей остается неизменным на протяжении нескольких последних десятилетий. Они известны: репродуктивная, воспитательная, обучающая, экономическая, коммуникативная, досуговая и т.д.

Но, к сожалению, в нашем обществе возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе «ничейных». В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим Обществом.

Уже много лет проблема российских детей-сирот никак не решается. До сих пор наблюдается путаница в терминах: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и 2) беспризорные дети. Первая категория – это дети, выявленные органами опеки и попечительства и направленные на какую-либо форму устройства: усыновление, под опеку, в приемную семью, в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Эта категория детей четко отслеживается государственными органами. Все они состоят на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Вторая категория – беспризорные дети - не имеет точной статистики, но их большинство. Как правило, это дети, которые по различным причинам ушли из дома и мигрируют по всем регионам.

Актуальность работы заключается в том, что работа специалистов в области социальной работы должна быть направлена на уменьшение количества детей, нуждающихся в государственном обеспечении. Необходимо применять в работе технологии и методы, которые позволят уменьшить количество сирот.

Целью исследования является анализ распространения сиротства и увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей в истории России, а так же в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть процесс распространения сиротства в дореволюционной России;

  2. обзор опыта работы с сиротами в системе социального обеспечения в ХХ веке;

  3. осветить современные подходы в решении данной проблемы;

  4. на практическом примере предложить свой метод решения проблемы распространения сиротства в современной России.

Объектом исследования является современная российская система социальной защиты семьи и детей.

Предметом исследованияявляетсяизучение деятельностиучреждений социальной защиты, решающих проблемы детей сирот, предотвращающих возникновение социального сиротства.

Методы исследования:

  1. Исторический обзор специализированной литературы по проблеме сиротства.

  2. Анализ практической деятельности служб социальной защиты населения.

  3. Исследование статистических данных отражающих количество детей оставшихся без попечения родителей.

В ходе работы было выявлено, что данная проблема очень широко обсуждается в научных кругах страны. В периодической и научной литературе проходит бурное обсуждение методов и приёмов решения проблемы по снижению количества детей, оставшихся без попечения родителей. На уровне федерального правительства была принята целевая программа «Дети России», которая даёт направления работы. Из периодических изданий, плотно обсуждающих проблему сиротства, можно выделить издания: «Социальная защита», «Социальная педагогика». По данной проблеме издаётся большое количество учебной литературы, например: Педагогическая энциклопедия; Прихожан А.М. Толстых Н.Н. в книге Психология сиротства пишут: «Однако, несмотря на значительный прогресс в деле призрения детей-сирот, который наблюдался на протяжении XX века, те, кто имел к этому отношение, видели то же, что и столетия назад. Дети, оставшиеся без родителей постоянно — в детских учреждениях и даже временно — в больницах, санаториях — отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют и очень часто умирают. Иными словами, постоянно подтверждалось известное изречение испанского епископа, относящееся к 1860 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают».

Данная тема широко обсуждается в научных кругах, что говорит о повышенном интересе к проблеме сиротства в России.

Литература:

1.Корчагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства. / Ю.В.Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №4.

2. 11. Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. - Т. I.

4.Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 2-е издание.

Просмотров работы: 1179